Театральная афиша Москвы

Спектакль Черный русский (Black Russian)

6.1
оценить
Театр: Черный русский (Black Russian)

Мистическая бродилка по мотивам пушкинского «Дубровского»

Зрителей приглашают не в какой-нибудь театральный зал, а в дом Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке; на входе раздают маски и запускают внутрь — навстречу приключениям по мотивам повести Пушкина «Дубровский». История про русского Робина Гуда разыгрывается одновременно в нескольких пространствах, зрителям предоставлена свобода перемещений. Команда исполнителей составлена главным образом из «брусникинцев» и артистов «Гоголь-центра», а в роли Маши — телезвезда Равшана Куркова. Предводитель затеи и режиссер — специалист по дерганым фантасмагориям, работающий с «Гоголь-центром», Театром наций и Александринским театром Максим Диденко. Музыку сочинил Иван Кушнир, а художником выступила Мария Трегубова, в дизайнерски совершенных декорациях которой все как у Кэрролла.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
214
рейтинг:
367
5

Мистическая бродилка по роману Пушкина «Дубровский»

Сегодня разухабистые шоу Максима Диденко идут в «Гоголь-центре», Театре наций и Александринском театре в Петербурге. А сравнительно недавно нынешний режиссер-хореограф погружался в опыты авангардного театра Derevo (легендарная труппа танцовщиков Антона Адасинского, где все с обритыми головами и загадочные), учился на актера в СПбГАТИ на курсе Григория Козлова, творил бесчинства в арт-коммуне на Васильевском острове в составе группы The Drystone и участвовал в перформансах инженерного театра «АХЕ». В петербургском андеграунде Диденко в 2012 году приметил режиссер Николай Дрейден, вместе они поставили отменный арт-рок мюзикл «Ленька Пантелеев» в ТЮЗе им. Брянцева. Спектакль принес номинацию на «Золотую маску» и очередь из приглашений на постановку.

«Черный русский» — коммерческий театральный проект на территории частного владения; такого не было в Москве примерно никогда. Впрочем, оттого и заоблачные цены на билет, и сжатые сроки на выпуск спектакля, оттого и акцент на вау-эффективность. С этим делом тут все более, чем в порядке.

Сценограф Мария Трегубова оформила все залы на двух этажах дома Спиридонова в соответствии с местами действия неоконченного романа Пушкина: здесь кухня дома Троекурова с настоящей едой черного цвета, сарай с сеном и гусями, темный лес, в котором немудрено заблудиться, и так далее. Зрители в масках зверей бродят по зданию за персонажами, которые в свою очередь бродят друг за другом, поют, дерутся и мистически пляшут. Вот что такое «иммерсивный театр» — зрители становятся соучастниками спектакля. Дубровских при этом три (главного из них фантастически играет Илья Дель), а Маша — Равшана Куркова, у карлика в руках оказывается обрез, у вас в кармане — записка. Не пытайтесь понять.

7
0
5 октября 2016

Лучшие отзывы о спектакле «Черный русский (Black Russian)»

Фото Maria Vavi
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
18
9


“Черный русский” - удачное название для адской смеси русской классики и театрального арт-хауса, залитой водкой и наполненной ароматами паленого мяса, сена и елового лапника. Действо закручивается в трех сюжетных линиях, сплетаемых в паутину двойных, тройных, бесконечных смыслов. В какой-то момент логика посетителей отказывает, отбрасываются попытки угадать кто есть кто из всех этих метущихся, дерущихся, страдающих и завывающих людей без масок, и начинается то самое погружение, даже провал, если не в параллельную реальность, то в дыру в пространственно-временном континууме точно.
Не стоит и пытаться пересказать происходящее в старинном особняке - все равно это будет неточное и сугубо субъективное восприятие истории, подсмотренной с точки зрения одного из героев: Маши, Дубровского-младшего или Троекурова-Старшего.
Судьба каждого входящего предрешена и обозначена маской, которую правила “Дома” (как называют свою двухэтажную сцену участники проекта) предписывают не снимать. Три ветви событий, три вектора сюжета, развилка трех дорог: тропа оленя, лисья дорожка и путь совы.
Судьба была ко мне благосклонна и я получила оленью маску: подсматривать мне выпало за Владимиром Дубровским, в исполнении Владимира Кошевого. Это было много обещающие начало: романтический персонаж и серьезный исполнитель. Он же - Голос Дома. Мистический, потусторонний, обезличенный господин за сценой.
В ожидании приглашения от своего проводника, совы, лисы и олени осматриваются, поправляют маски, вздрагивают, ощутив в руке таинственную записочку, робко пробуют поминальные угощения с большого стола и удивляются настоящей водке в рюмках. Меж ними снуют безумные дворовые девки, колышутся крылатые черные женщины (к концу действа оказалось что эта “Одилия” - умершая мать Маши Троекуровой), а где-то при входе, над поставленным на попа гробом покойного Дубровского-старшего, заходится в плаче-поминании черный дьячок. В урочный час зверинец собирают безмолвные провожатые, делят по видовой принадлежности и…
...а дальше все будет зависеть только от зрителя. Воистину, в этом доме правда в глазах смотрящего. Бессмысленны любые пересказы - действие течет, ветвится, множится в действующих лицах и рассыпается в неочевидных аллюзиях. Сцены романа рассыпаны по комнатам старинного особняка, словно порванные бусы: вот детская мальчика Саши, а вот кабинет самого Троекурова. Здесь сумрачный лес, наполненный голосами, умноженными эхом, а там - хлев с ароматным сеном. Пушкинский сюжет заброшен в коктейльный шейкер, замешан на диссонансом, тревожном и почти осязаемом безумии, украшен мгновениями отрезвляющей реальности и эффектно подан в новаторском формате иммерсивного театра. Пассивный квест, где сюжет двигают исполнители, работающие на пределе контакта со зрителем. Отсутствие незримой границы, которую обычно дарует сцена, лишает артистов защитной дистанции, вынуждая к максимальной естественности, которая тем сложнее дается, чем больше нарастает динамика развития событий.
Финальная сцена, вновь собравшая всех гостей дома вместе, - эмоциональный пик спектакля: венчание Маши Троекуровой и князя Верейского. Все три дороги сошлись воедино. Круг замкнулся. Занавеса не будет. Гости должны немедленно покинуть дом. И только красная кровь продолжит заливать белый зал и подвенечное платье…

При работе над спектаклем постановочная труппа очевидно делала максимальный упор на пресловутую иммерсивность - погруженность - зрителя в происходящее. В этой связи не случайным кажется и выбор хрестоматийного сюжета, в общих чертах знакомого каждому потенциальному зрителю (возрастной ценз - 18+), что позволяет не отвлекаться на всякие малозначительные детали вроде объяснения мотиваций персонажей, проявления их внутренних морально-этических конфликтов и логических связей между сценами. Неправильным будет называть “Черного русского” спектаклем - для этого ему недостает сюжетной целостности и возможности драматической реализации для исполнителей. “Черный русский” - это перфоманс, очень желающий стать театром. Но перфоманс многократно превосходящий своих предшественников. Многофункциональный, напористо-прямолинейный, действительно иммерсивный, воздействующий на зрителя на всех уровнях, куда только способен дотянуться. В этом смысле отсутствие рампы играет в обе стороны: зритель также лишен своего условного стеклянного колпака, статуса незримого и неосязаемого свидетеля происходящего. Еще не полноценное действующее лицо, но уже как минимум участник ансамбля. Согласен ли на это зритель? Время покажет.

5
0
6 октября 2016
Фото Наталья Мамина
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
16
5

К месту проведения спектакля вопросов нет- дом хорош. Актеры прекрасны, они сделали все, что смогли, чтобы спасти шоу. Очень слабая постановка, почти нет диалогов, приглашать в этот танцевальный и пантомимный перфоманс прекрасных Артема Ткаченко и Равшану Куркову - это микроскопом гвозди забивать. Похоже, что забыли написать текст к спектаклю, торопились запустить проект и нарубить деньжат. Я за то, чтобы актеры денег заработали, просто хотелось бы еще и шоу, а не капустника на кухне даже очень красивого особняка. Из плюсов - три разных спектакля для трех разных групп зрителей, поэтому в первой половине каждый зритель видит свое шоу, и еще плюс- рюмка водки в начале спектакля. И еще плюс - актеры денег заработают.

2
0
10 октября 2016
Фото Nikita Pavlov
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Ребята,

Спасибо огромное за подачу, энтузиазм и шоу, но тут же хочется сказать, что слезы моей жены вызвали непреодолимое желание даиь вам по морде. Почему нет ограничения для беременных? Или вы думаете это нормально? Унылые гробы, церковные хоры, выстрелы, ужасная, но самое главное ГРОМКАЯ музыка, от выстрелов выбежали с заложенными ушами и ушли прочь это этого театра навсегда.

1
0
18 февраля 2017
Фото Anton
отзывы:
6
оценок:
147
рейтинг:
13
7

Круто! И очень не обычно! Но не для средних умов. Так что рассчитывайте свои возможности :))
Самое главное это атмосфера. Как вам будет сказано в начале - ощущайте! И в этом весь смысл - постараться погрузиться в действие, в котором вы сами участвуете, а не просто наблюдаете со стороны!

1
0
3 октября 2016
Фото Alexey Shcherbakov
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Треш, а не спектакль. Да и не спектакль это вовсе, performance черный. Не рекомендую.

1
0
25 сентября 2016

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена Театральной компанией Ecstatic

В «Черном русском» нет привычного разделения на сцену и зал, как нет и дистанции между актером и зрителем. Все они оказываются в старинном особняке, расположенном в самом центре Москвы. Комнаты, залы, переходы, коридоры и лестницы — все это есть пространство дома Троекурова, в котором развивается сюжет спектакля-триллера, поставленного по мотивам неоконченного романа А.С.Пушкина «Дубровский». Зрители перемещаются, и каждый видит свой собственный спектакль, смонтированный из различных эпизодов и впечатлений — от музыки, хореографии, видеоарта и, конечно, самой истории. «Черный русский» приглашает оставить дома зрительскую отстраненность и надеть маску жертвы, подстрекателя или бессердечного свидетеля.

Главная фотография: Афиша