Самый откровенный спектакль Кирилла Серебренникова — о красоте бунта и диктатуре нормы

Творчество брутального парадоксалиста Хайнера Мюллера в России знают мало. Автору, любующемуся обломками человеческой цивилизации, с 1970-х по сей день заставляющему ерзать каждое новое театральное поколение, посвящен самый эстетский и откровенный спектакль Кирилла Серебренникова. В стилизованной под Шодерло де Лакло пьесе «Квартет» режиссер Константин Богомолов и телеведущая Сати Спивакова меняются полами; в манифесте конца эпохи человечности «Гамлет-машине» солирует Александр Горчилин. И да, в спектакле занято 18 обнаженных перформеров.

Место проведения

Гоголь-центр

Гоголь-центр

8.4
Театральное пространство европейского толка рядом с Курским вокзалом
В 2012 году произошла самая громкая театральная реформа в истории Москвы: зачахший оплот консерватизма с безликим репертуаром — Театр им. Гоголя — был отдан в распоряжение режиссеру Кириллу Серебренникову. После трех месяцев подготовки в здании у Курского вокзала открылся «Гоголь-центр» — мультикультурная площадка с книжным магазином, кафе, вайфаем, концертами современной музыки, лекциями и велопарковкой у входа. В репертуаре — актуально звучащая классика, постановки современных пьес и экспериментальные иллюзионы.
телефон +7 (495) 120 75 43
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–21.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
Фото Алексей Киселёв
отзывы: 109
оценки: 214
рейтинг: 381
9
Самый откровенный спектакль Кирилла Серебренникова — о тоталитаризме нормы

Гурьба совершенно обнаженных леди и джентльменов шастает по сцене туда-сюда, периодически пыхтя и потея. Все вместе они — единый плотский трансформер, превращающийся по необходимости то в живую мебель, то в бригаду ОМОНа, то в скульптурные композиции. На их фоне развязно лицедействует дуэт Константина Богомолова и Сати Спиваковой (подчеркнуто литературный баттл двух взбесившихся любовников в исполнении одиозного режиссера и телеведущей), изредка уступая инфантильным панковским соло Александра Горчилина под стать выступлениям Алексея Никонова («Кровь нашу насущную даждь нам днесь!»; «Хайль, кока-кола!»). Стерильный белый кабинет сцены наполнен одухотворенными созвучиями Перселла и залит проекциями военных видеохроник: барокко усмиряет апокалипсис.

Барокко, апокалипсис и нагота встречаются тут, разумеется, не с бухты-барахты. Кирилл Серебренников, приняв на себя культуртрегерскую миссию знакомить отечественные массы с неведомыми прежде достояниями мировой культуры, выстроил на сцене портал в авторскую вселенную Хайнера Мюллера. Классик брутальной деконструкции известен жесткими перемолами античных сюжетов, живописанием осколков самоуничтожившейся человеческой цивилизации, высокой степенью цинизма и политизированности, а также обилием взвинченного капслока в текстах и почти совершенным отсутствием истории постановок в России. Его пьеса «Квартет», вынесенная Серебренниковым в центр композиции, представляет собой привет Мюллера Шодерло де Лакло с его «Опасными связями» — отсюда и барокко, и нагота, и игра Богомолова и Спиваковой в «старый» театр.

Тем временем вступительная ремарка «Квартета» гласит, что действие разворачивается одновременно в салоне времен Великой французской революции и в бункере после третьей мировой войны. Последнее обстоятельство и объясняет присутствие в спектакле монологов из знаменитого постапокалиптического «Гамлета-машины». Современники первых публикаций этой пьесы в конце 1970-х небезосновательно характеризовали ее как «апофеоз тотального отрицания».

Рваная композиция объединена общей метафорой сопротивления норме и постепенного освобождения — от одежды, грима, маски, парика. «Вам не наскучила моя игра?» — орет на зрителей окончательно распоясавшийся Константин Богомолов строго по тексту. Грациозно вплывающий на подмостки контратенор Артур Васильев, выполняющий функцию хора, отбивающего эпизод от эпизода, не только выводит заоблачные партии в духе Antony and the Johnsons в сопровождении живого оркестра, но и ровно как Antony, ставший теперь Anohni, иллюстрирует трагическое положение андрогина в этом зацикленном на сексуальном дуализме мире. В недавнем интервью Anohni сказала так: «Если человечество разделят на две группы, я сяду с женщинами». Так и персонаж Васильева, будто вынужденный выбирать, натягивает на себя женский парик. Примерно в этот же момент окровавленный Гамлет, лишивший себя половых органов, представляется Офелией.

В пору маразматических запретов, распространяющихся на культуру, и радикального сокращения зоны дозволенного, происходит консолидация трезвых художественных сил города. В частности, в представительстве режиссера Серебренникова и режиссера Богомолова (в качестве ответа на запрет мата вставляющего теперь в спектакли слова «фуй» и «лядь»). Однако спектакль-бунт «Машина Мюллер» не скандальный, не эпатажный, он напрочь лишен вульгарности и провокативности. Напротив, сотворчество Кирилла Серебренникова, хореографа Евгения Кулагина, композитора Алексея Сысоева (и всей большущей команды) дало на выходе едва ли не самое эстетически завершенное, аккуратное и целомудренное зрелище о свободе за последние годы. «Гоголь-центр» представляет: комфортная презентация некомфортного творчества великого немецкого драматурга Хайнера Мюллера, социополитические мотивы которого, написанные 30 лет назад, — так вышло — порой слишком правдоподобно иллюстрируют положение дел в российском обществе XXI века.

7
0
...
29 марта 2016

Лучшие отзывы о спектакле «Машина Мюллер»

Фото Владимир Рыбников
Фото Владимир Рыбников
отзывы: 144
оценки: 144
рейтинг: 84
1

Прежде всего имейте ввиду, спектакль идет без антракта и выбираться из середины зала в темноте будет довольно трудно. Главное ощущение от спектакля бесконечная скука, как на затянувшемся советском партийном собрании, ее не могут рассеять не голые мужики и бабы два с лишним часа довольно неуклюже пляшущие на сцене, ни ужимки госпожи Спиваковой и режиссера Богомолова (я даже задумался не приболел ли он) среди них, ни скверная по качеству видеопроекция с испытаниями ядерных бомб и демонстрациями протеста, ни унылые песни в микрофон безмерно накрашенного контртенора. Смотреть на все это очень тяжело. Если вы мне не верите, то хотя бы не покупайте билетов за 10 000 рублей, купите в дальний амфитеатр за 1000, ну а когда все же сходите на спектакле поставьте мне спасибо в рецензии, все таки какие никакие деньги вам спас. А время да, потеряете конечно, но люди его не ценят, хотя в общем то ничего кроме времени у них реального то в жизни нет

12
0
...
14 марта 2016
Фото Yulia
Фото Yulia
отзывы: 54
оценки: 215
рейтинг: 90
3

В самой популярной на сегодняшний день рецензии Афиши на этот спектакль написано "скука" и это именно то, из-за чего я ушла со спектакля часа через полтора. Иначе я рисковала вывихнуть челюсть.

Богомолов и Спивакова - не артисты, массовка - не танцовщики и не модели, в действии не за что уцепиться ни уму, ни взгляду. Поразительно, но ещё находятся люди, которых много обнажённых тел на сцене возмущает - это они уходят из зала в первые полчаса. Что ещё невероятнее, для кого-то в 21м веке это всё ещё кажется ужасно смелым творческим высказыванием, это они разбирают билеты по 8 тысяч и, фотографируясь на фоне рамки с названием спектакля, строчат в инстаграммы "на крутейшей #машинемюллер".

А я сидела, смотрела как женская часть обнажённой массовки отважно обливалась символизировавшим нечто смелое и творческое кисломолочным продуктом, зевала и думала: "Йогурт... надо б купить клубничного, давно не ела...".

3
0
...
1 октября 2017
Фото Alexander Goryunov
Фото Alexander Goryunov
отзывы: 10
оценки: 22
рейтинг: 17
1

Ну что я могу сказать. Два часа жизни отданы К. Серебренникову и его... перфомансу. Честно - подмывает назвать дерьмовейшим дерьмом и пожелать им в зал патруль казаков или каких-нибудь аналогичных "офицеров россии" - уж очень всё трэшово. Но когда охолонули первые эмоции, бесить стало чуть меньше. Ну бегают два часа по сцене абсолютно голые Аполлоны и Афродиты, ну идёт странная беседа двух героев в духе Шарло де Лакло и, хоть и отдаёт сумасшедшим домом, но в общем терпимо, ну поющий андрогин и живой оркестр ничего. Но вот эта вот вся постмодернистская и постапокалиптическая движуха по мотивам того самого Мюллера - ну чистый бред сумасшедшего. Ну и наконец - по сравнению с изощрённо издевавшимся над Евгением Онегиным в Вахтангова "режиссёром" Римасом простигосподи Туминасом, здесь хотя бы все честно: классику не обосрали (де Лакло не в счёт, ибо не впрямую).
В общем, "Скучно, девочки!" (С) Но если хочется прочувствовать современное театральное искусство - сходите. Только билеты по 10 тыс. не покупайте, чтобы потом не жалеть.
P.S. Но спортзал у чуваков конкретный: два часа так бегать - станешь тут Аполлоном.

3
0
...
1 июня 2017
Фото Yaroslav54
Фото Yaroslav54
отзывы: 10
оценки: 22
рейтинг: 18
9

Спектакль - ощущение. Ощущение настолько густое, что его хочется есть ложкой

Это что-то новое в московском театральном искусстве, и я считаю, что это лучшее из того что я видел в театре. Мои глаза уши и мозг получили огромное удовольствие, особенно порадовал настоящий небольшой оркестр в зале

Что интересно - это насколько быстро перестаешь замечать наготу, и в этом на мой взгляд и есть одна из идей режиссера. Автор пытается показать нам, что наша жизнь протекает в рамках не нами выбранного социального договора, общее подавляет частное, современное общество выстроено против индивидуальности

Из моих наблюдений спектакль, как правило, оставляет полярные впечатления, но лучше такое хоть раз увидеть, вы точно не останетесь равнодушным

3
0
...
16 февраля 2017
Фото Светлана Гофман
Фото Светлана Гофман
отзывы: 57
оценки: 237
рейтинг: 132
7

На этот спектакль стоит пойти уже ради того, чтобы открыть для себя в Константине Богомолове потрясающего актера. Сати Спивакова во время обсуждения спектакля очень точно назвала его "театральным животным". Его органика и впрямь отдает чем-то нечеловеческим, в лучшем смысле этого слова. От него не оторвать глаз, за ним захватывающе наблюдать каждую секунду его пребывания на сцене. Сама же Сати не производит подобного впечатления. Наряды в стиле "дарк-дисней" очень идут ее фактуре. Но чары действуют только пока она молчит. Во время ее монологов не покидает чувство неловкости и неуместности. То, что уважаемый обозреватель "Афиши" назвал "игрой в старый театр", мне показалось просто единственным, на что способна актриса, которая так любит в интервью упоминать о своем красном дипломе ГИТИСа.
В остальном спектакль практически безупречен, хоть иногда возникало ощущение "провисания" ритма и несклеенности отдельных мощных сцен, каждая из которых более цельна, чем все "полотно". Можно это считать частью замысла режиссера, можно считать недоделкой. Я склоняюсь ко второму. И все же к концу второго часа зрительское восхищение во мне одержало победу над замешательством и разочарованием (борьба шла на протяжении всего спектакля). Некоторые моменты оказались настолько перенасыщены смыслами, а образы настолько точны (например, одевание как изнасилование в финале), что к ним до сих пор хочется мысленно возвращаться.

3
0
...
6 ноября 2016