Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Машина Мюллер, Москва
Постановка Гоголь-центр

7.6

Самый откровенный спектакль Кирилла Серебренникова — о красоте бунта и диктатуре нормы

Творчество брутального парадоксалиста Хайнера Мюллера в России знают мало. Автору, любующемуся обломками человеческой цивилизации, с 1970-х по сей день заставляющему ерзать каждое новое театральное поколение, посвящен самый эстетский и откровенный спектакль Кирилла Серебренникова. В стилизованной под Шодерло де Лакло пьесе «Квартет» режиссер Константин Богомолов и телеведущая Сати Спивакова меняются полами; в манифесте конца эпохи человечности «Гамлет-машине» солирует Александр Горчилин. И да, в спектакле занято 18 обнаженных перформеров.

Место проведения

Гоголь-центр

Гоголь-центр

8.1
Театральное пространство европейского толка рядом с Курским вокзалом
В 2012 году произошла самая громкая театральная реформа в истории Москвы: зачахший оплот консерватизма с безликим репертуаром — Театр им. Гоголя — был отдан в распоряжение режиссеру Кириллу Серебренникову. После трех месяцев подготовки в здании у Курского вокзала открылся «Гоголь-центр» — мультикультурная площадка с книжным магазином, кафе, вайфаем, концертами современной музыки, лекциями и велопарковкой у входа. В репертуаре — актуально звучащая классика, постановки современных пьес и экспериментальные иллюзионы.
касса+7 (499) 262 92 14
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
554
9

Самый откровенный спектакль Кирилла Серебренникова — о тоталитаризме нормы

Гурьба совершенно обнаженных леди и джентльменов шастает по сцене туда-сюда, периодически пыхтя и потея. Все вместе они — единый плотский трансформер, превращающийся по необходимости то в живую мебель, то в бригаду ОМОНа, то в скульптурные композиции. На их фоне развязно лицедействует дуэт Константина Богомолова и Сати Спиваковой (подчеркнуто литературный баттл двух взбесившихся любовников в исполнении одиозного режиссера и телеведущей), изредка уступая инфантильным панковским соло Александра Горчилина под стать выступлениям Алексея Никонова («Кровь нашу насущную даждь нам днесь!»; «Хайль, кока-кола!»). Стерильный белый кабинет сцены наполнен одухотворенными созвучиями Перселла и залит проекциями военных видеохроник: барокко усмиряет апокалипсис.

Барокко, апокалипсис и нагота встречаются тут, разумеется, не с бухты-барахты. Кирилл Серебренников, приняв на себя культуртрегерскую миссию знакомить отечественные массы с неведомыми прежде достояниями мировой культуры, выстроил на сцене портал в авторскую вселенную Хайнера Мюллера. Классик брутальной деконструкции известен жесткими перемолами античных сюжетов, живописанием осколков самоуничтожившейся человеческой цивилизации, высокой степенью цинизма и политизированности, а также обилием взвинченного капслока в текстах и почти совершенным отсутствием истории постановок в России. Его пьеса «Квартет», вынесенная Серебренниковым в центр композиции, представляет собой привет Мюллера Шодерло де Лакло с его «Опасными связями» — отсюда и барокко, и нагота, и игра Богомолова и Спиваковой в «старый» театр.

Тем временем вступительная ремарка «Квартета» гласит, что действие разворачивается одновременно в салоне времен Великой французской революции и в бункере после третьей мировой войны. Последнее обстоятельство и объясняет присутствие в спектакле монологов из знаменитого постапокалиптического «Гамлета-машины». Современники первых публикаций этой пьесы в конце 1970-х небезосновательно характеризовали ее как «апофеоз тотального отрицания».

Рваная композиция объединена общей метафорой сопротивления норме и постепенного освобождения — от одежды, грима, маски, парика. «Вам не наскучила моя игра?» — орет на зрителей окончательно распоясавшийся Константин Богомолов строго по тексту. Грациозно вплывающий на подмостки контратенор Артур Васильев, выполняющий функцию хора, отбивающего эпизод от эпизода, не только выводит заоблачные партии в духе Antony and the Johnsons в сопровождении живого оркестра, но и ровно как Antony, ставший теперь Anohni, иллюстрирует трагическое положение андрогина в этом зацикленном на сексуальном дуализме мире. В недавнем интервью Anohni сказала так: «Если человечество разделят на две группы, я сяду с женщинами». Так и персонаж Васильева, будто вынужденный выбирать, натягивает на себя женский парик. Примерно в этот же момент окровавленный Гамлет, лишивший себя половых органов, представляется Офелией.

В пору маразматических запретов, распространяющихся на культуру, и радикального сокращения зоны дозволенного, происходит консолидация трезвых художественных сил города. В частности, в представительстве режиссера Серебренникова и режиссера Богомолова (в качестве ответа на запрет мата вставляющего теперь в спектакли слова «фуй» и «лядь»). Однако спектакль-бунт «Машина Мюллер» не скандальный, не эпатажный, он напрочь лишен вульгарности и провокативности. Напротив, сотворчество Кирилла Серебренникова, хореографа Евгения Кулагина, композитора Алексея Сысоева (и всей большущей команды) дало на выходе едва ли не самое эстетически завершенное, аккуратное и целомудренное зрелище о свободе за последние годы. «Гоголь-центр» представляет: комфортная презентация некомфортного творчества великого немецкого драматурга Хайнера Мюллера, социополитические мотивы которого, написанные 30 лет назад, — так вышло — порой слишком правдоподобно иллюстрируют положение дел в российском обществе XXI века.

Отзывы пользователей о спектакле «Машина Мюллер»

Фото Владимир Рыбников
отзывы:
141
оценок:
141
рейтинг:
80
1

Прежде всего имейте ввиду, спектакль идет без антракта и выбираться из середины зала в темноте будет довольно трудно. Главное ощущение от спектакля бесконечная скука, как на затянувшемся советском партийном собрании, ее не могут рассеять не голые мужики и бабы два с лишним часа довольно неуклюже пляшущие на сцене, ни ужимки госпожи Спиваковой и режиссера Богомолова (я даже задумался не приболел ли он) среди них, ни скверная по качеству видеопроекция с испытаниями ядерных бомб и демонстрациями протеста, ни унылые песни в микрофон безмерно накрашенного контртенора. Смотреть на все это очень тяжело. Если вы мне не верите, то хотя бы не покупайте билетов за 10 000 рублей, купите в дальний амфитеатр за 1000, ну а когда все же сходите на спектакле поставьте мне спасибо в рецензии, все таки какие никакие деньги вам спас. А время да, потеряете конечно, но люди его не ценят, хотя в общем то ничего кроме времени у них реального то в жизни нет

Фото Sergey Gureev
отзывы:
96
оценок:
612
рейтинг:
349
9

Если вы любите или хотя бы хотите попытаться понять, что такое современный (постдраматический, постмодернистский) театр, то "Машина Мюллер" это маст си. Работ такого порядка сейчас в Москве нет.

Это тот редкий случай, когда театр действительно дарит новый опыт. Пытаться словесно описать этот опыт и сам спектакль – тяжело. Если вкратце, то это экзистенциальный театр, выражающий драму человеческого существования современным театральным языком. Есть Эрос, есть Танатос, секс и смерть, есть свобода и насилие, есть наши разнообразные трепыхания-движения-страдания на пути трансформаций между стартом и финишем, трагедия "обладать сознанием и не иметь возможности контролировать материю", переменчивое Бытие перед великим Nicht.

Это демонстрируют 18 обнаженных перформеров – телом и делом. Это рассказывают Богомолов, Спивакова и Горчилин – словом и игрой. Об этом – высоком и низком, красивом и пошлом – поет Артур Васильев. Эти хаос, бурление, взлеты и печальные концовки – в музыке и визуальных решениях. Сложный мультимедийный театр, направленный не на развлечение или назидательство, а, прежде всего, на передачу опыта / смыслов в разнообразных плоскостях.

Отдельная важная тема, за которую низкий поклон Серебренникову, хореографу Кулагину и самим перформерам, – легитимация тела, снятие табу с наготы. Искусство, безусловно, должно возвращать нас и само возвращаться к корням, снимая гнет и запреты, подавляющие естественное и прекрасное. Ведь мы таковы, священны, красивы и должны научиться принимать себя. И это принятие действительно начинает приходить даже за недолгие два часа спектакля, и в конце, когда героев насильно одевают, ощущаются подлинные боль и насилие над чистотой и свободой.


P.S. Если идете, но не чувствуете себя достаточно уверенно – вот некоторые способы подготовки:

Основная текстовая опора спектакля – небольшая "гениально-генитальная" пьеса Мюллера "Квартет" (текст легко найдете в поисковике). В ней играют, меняясь местами, себя и двух жертв своих порочных игр персонажи "Опасных связей" - Вальмон и маркиза Мертей. Так что можно еще пересмотреть классическую экранизацию "Опасных связей" Фрирза или просто освежить несложный сюжет.

Читать вторую пьесу, лежащую в основе спектакля, – "Гамлет-машина" – можно, но не поможет. Это абсолютно постмодернистский интертекстуальный коллаж, по которому написана куча разборов-анализов-интерпретаций, и наскоком его не взять. В спектакле все равно самые понятные куски, которые доступно проиллюстрированы, и их очень мало (из пьесы "Миссия" текста, кажется, не меньше, но про него даже не упоминают).

Полезно будет почитать интервью Серебреникова-Богомолова-Спиваковой здесь же в Афише:
"- Пьеса «Квартет» про секс — и вообще про тела.
- Скорее про бренность тела. Про то, что любое сближение двух тел конечно. Тогда как взаимопроникновение в мозг и в душу может быть бесконечным."
и письмо Серебренникова про освобождение тела на Снобе.

Фото Viacheslav Gerasimchuk
отзывы:
35
оценок:
35
рейтинг:
14
9

После «Машины Мюллер» Кирилла Серебренникова хочется отформатировать мозг. Стереть из памяти всё социально значимое, удалить условности реального мира, перестать искушать и поддаваться искушению, а, значит, больше не страдать.

Искушение похотью – одно из самых опасных в этой жизни. Однако, когда на сцене 2 десятка обнажённых тел принимают всё более откровенные и провокационные позы, секс перестаёт быть вожделенным.

Когда тексты артистов сводятся исключительно к стремлению удовлетворить свою похоть и накрыть ею как можно большее количество людей, секс вызывает раздражение.

Когда поглощённые этой похотью персонажи теряют сначала человеческий облик, а потом жизнь, секс внушает страх.

Ведь поддаться искушению, – значит, получить клеймо. Шлюха – вот худшее, что может сделать общество потребления с человеком. Смерть шлюхи – неизменный финал любого пути искушения.

Форма, в которой Серебренников подаёт эти мысли может шокировать лишь тех, кто свято уверовал в скрепы православия или никогда не читал «Философию в будуаре» маркиза де Сада.

4 героя, сыгранные на двоих Сати Спиваковой и Константином Богомоловым, - аллегория сменяемости ролей: жертва становится охотником, соблазнитель соблазнённым, мужчина женщиной.

Но есть и еще одна пара героев. Хотя они вовсе и не пара.
"Саркастический перформер" по версии Серебренникова - Александр Горчилин примеряет на себя роль бунтаря, нарушителя общественного спокойствия, человека «за пределами коробки». Он же – жертва. «Женщина с петлёй на шее, женщина со вскрытыми венами, женщина с избытком кокаина на губах».

Дуальность человеческой натуры интерпретирует певец Артур Васильев. Женский сопрано травести-дивы ничуть не маскирует мужскую природу этого голоса.
Постановка, основанная на работах немецкого драматурга Вернера Мюллера, во многом гипертекстуальна: здесь не только де Сад, Бертольд Брехт, но и Шекспир. При всей осовремененности повествования именно «Гамлет» берётся за основу основ.

А в увлеченности брехтовским «эпическим театром» можно усмотреть близость подходов Кирилла Серебренникова и Юрия Бутусова. Сцена с речитативом на немецком, как будто, списана с постановки «Доброго человека из Сезуана».

И всё-таки «Машина Мюллер» не оставляет какого-то единого впечатления. Это постановка, которую хочется рассматривать и искать новые смыслы. Ведь, как и в любом проявлении современного искусства, процесс творчество зачастую происходит именно в голове зрителя.

Фото Дмитрий Коновалов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
9

15.06.2016, Москва, Гоголь центр, Машина Мюллер.
Сказать, что я мечтал попасть на этот спектакль - это ничего не сказать. Открытие нынешнего театрального сезона, спектакль Машина Мюллер поражает, потрясает до глубины души.
Крайности, доведённые до предела, призваны разрушить наше представление о мире и о своей собственной жизни.
Обнажённые и беззащитные тела перформеров (да, именно тела, они не воспринимаются людьми на сцене) перед лицом войны заставляют иначе взглянуть на человека как такового, в контексте его ничтожности, разменной монеты для тех, кто эту войну затевает.
Божественный контр-тенор и звуковое сопровождение спектакля (зал вибрирует в буквальном смысле слова) так воздействует на психику, что порой перехватывает дыхание и заставляет тебя дышать в такт с действом, происходящим на сцене.
Тот текст, которые произносят актёры (Сати Спивакова, Константин Богомолов и Александр Горчилин) исполнен такой желчи, крайней пошлости и разного вида богохульств, что его, быть может, не смог бы перенести неподготовленный зритель, но в контексте целого он звучит абсолютно органично.
"Истина откроется вам тогда, когда она ворвется в ваши спальни с ножами мясника", - провозглашают авторы спектакля, доказывая этой постановкой, что только страх смерти может по-настоящему объединить людей и сделать их свободными. Мы слишком рано сделали умозаключения о своей жизни и о мире вокруг. "Долой счастье подчинения" всему, что кажется таким естественным и неотделимым от нас.
"Да здравствуют ненависть, презрение, восстание, смерть", ибо только они могут заставить нас проснуться от внутренней спячки и начать жить.
#машинамюллер, #гогольцентр.

Фото Yaroslav54
отзывы:
9
оценок:
21
рейтинг:
13
9

Спектакль - ощущение. Ощущение настолько густое, что его хочется есть ложкой

Это что-то новое в московском театральном искусстве, и я считаю, что это лучшее из того что я видел в театре. Мои глаза уши и мозг получили огромное удовольствие, особенно порадовал настоящий небольшой оркестр в зале

Что интересно - это насколько быстро перестаешь замечать наготу, и в этом на мой взгляд и есть одна из идей режиссера. Автор пытается показать нам, что наша жизнь протекает в рамках не нами выбранного социального договора, общее подавляет частное, современное общество выстроено против индивидуальности

Из моих наблюдений спектакль, как правило, оставляет полярные впечатления, но лучше такое хоть раз увидеть, вы точно не останетесь равнодушным

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить