Театральная афиша Москвы
Москва

Спектакль Стойкий принцип. Часть I

6.5
оценить

Экспериментальная дилогия о конце старого и начале нового мира

Один из самых радикальных экспериментаторов последнего двадцатилетия Борис Юхананов спектакли ставит редко, но основательно. Своего «Фауста» он творил больше десяти лет, «Голем» представлял собой и вовсе бесконечную репетицию. «Стойкий принцип» состоит из шести частей; играется либо в два вечера, либо весь день; занято 25 артистов. Сюжетная канва «Стойкого принца» Кальдерона претерпевает испытание деконструкцией, текст дробится на слова, буквы и звуки, потом собирается воедино, чтобы в финале превратиться в «Пир во время чумы» Пушкина. Все вместе — о конце времен как начале нового мира. Иными словами, если существует театральный авангард XXI века, то это он и есть.

Отзывы пользователей о спектакле «Стойкий принцип. Часть I»

Фото Olga Stolpy
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
11
7

Яркая новаторская постановка в которой переплетаются самым парадоксальным образом Кальдерон, Пушкин и репортажи Euronews. Смелое пластическое решение напоминает порой, танцевальный театр Пины Бауш. Музыкальная часть спектакля заслуживает также отдельного упоминания: джаз, этно-перкуссия, "Песня единого фронта" на стихи Брехта стилизованная под Вертинского и множество других изящных решений. Весь этот страстный букет атакующих друг друга элементов, связан уверенной рукой зрелого мастера в целостное и бескомпромиссное как автомат Калашникова драматическое высказывание. Каким бы поляризированным не был московский театральный мир, надо признать - ничего подобного не существовало ранее на российской сцене!

4
Фото Владимир Рыбников
отзывы:
141
оценок:
141
рейтинг:
88
5

Длинный спектакль, две части по четыре с половиной часа, идут либо подряд в выходнойс с утра, либо день за дне вечером в будни . Юхананову нужно набрать студентов и сформировать из них молодую основу театра, использование старых артистов театра Станиславского в его постановка как то совсем уж неуместно, по сей причине они изрядно теряют в зрилищности и динамичности, Местами спектакль очень затянут, и множественные повторы кажутся лишними, особенно в сценах с кладбищами и их деконструкцией слова и театра.Обработка средневекового хорала Курляндского забавна, ну и песенки Мэри в пире во время чумы чудесны, и Яцко в роли стойкого принца не плох, но новые формы требуют новых молодых людей , молодых композиторов и музыкантов.

1
Фото Elena Dolgaja
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
1
9

Несмотря на то, что спектакль «Стойкий принцип» необязательно смотреть в один присест за 11 часов - можно и в два дня, без героических подвигов, - готовиться к нему стоит загодя. Скорее всего, это станет «одним из тех событий», которые случаются в жизни нечасто.
Сама пьеса «Стойкий принц» - самое что ни на есть барокко: ни тебе единства места ни времени, ни даже – единства сюжетной линии. Юхананову удалось расплести этот сложный узор в строгий и прямолинейный сюжет, не меняя ни слова – и даже, наоборот, обогатив и расширив пьесу примерно втрое. Доблестный принц Фернандо воюет с маврами и оказывается у них в плену. Маврам – они же варвары, - чуждо все человеческое, они всюду сеют войну, разрушение и смерть. Только попав в плен к арабам, Фернандо понимает, что победить смерть невозможно. Нельзя воевать с войной. И Принц жертвует собственной свободой – а затем и жизнью - ради спасения Жизни - родного города Сеуты. Параллельно с этим еще развивается линия любви принцессы Феникс (дочери короля Марокко) и Мулея – мавританского рыцаря.
После смерти Принца, правда, как американский полицейский – с опозданием – приходит правитель Португалии, завоевывает мавров, всех прощает и женит – буквально в двух фразах – чем удивляет весь арабский мир не меньше, чем Принц, с готовностью отдавший жизнь за свободу других.
Надо сказать, впечатлений – художественных, музыкальных, интеллектуальных – масса. Испытываешь ли сочувствие к героям? Признаться – нет. Умаляет ли это ценность спектакля? Ни на секунду. Потому что речь здесь идет не о чувствах вообще – любовная линия далеко не центральная. Речь идет о понимании того, что такое смерть – и ее неизбежности. Почувствовать это невозможно, можно только понять. Но, поняв – уже жить с этим пониманием всю жизнь – поскольку знание о смерти никак не противоречит жизни, а, скорее, обогащает ее. В самом конце – 3-ий акт основной линии - «Стойкий Принцип» достигает такой смысловой высоты и кристальности, что может закружиться голова, как от подъема на высокую гору. С этой высоты такие простые человеческие чувства, как любовь, выглядят немножко смешными и игрушечными. Принц погибает, все герои замирают на сцене с неподвижными улыбками, и только сыплющийся с неба песок, как в песочных часах, выводит из безвременья – вот песок досыпался, время закончилось, Принца положат в гроб, и вот уже оказывается, что он (Принц) попрал смертью смерть – правда, не воскреснув сам, но принеся на земли мавров христианскую веру.
Смерть и разрушение здесь предстают во всех видах – от войны до распада текста, смерти театра и даже гибели империй.
Но сильно рефлексировать во время спектакля вам никто не дает. Вы же пришли повеселиться? – пожалуйста! По сцене скачут амуры, черти, змеи (ладно, змей и нет – есть лягушки), принцы и принцессы, вампиры и балерины, народы братских республик СССР, белогвардейцы и конькобежцы – под музыку и в танце, с песнями и даже молча. Поют то Генсбура, то «Мочалкин-блюз», а то и Вертинского, каждый без исключения музыкальный номер можно назвать «гвоздем спектакля». Все это веселье создает отличный противовес теме смерти: всюду жизнь, и даже оборотням не чужды кое-какие радости – ну, хотя бы повыть на луну.
Последний акт спектакля – «Пир во время чумы». Тему разрушения здесь уже продолжает мысль о том, что каждый человек смертельно болен с самого рождения. Вся жизнь – это умирание. И только признав это, можно начать по-настоящему веселиться. Хотите бояться «всего, что гибелью грозит»? Тогда – ступайте вслед за священником, грозящим геенной огненной и обещающим радости рая. Но здесь, - в жизни, в этой телеге из костей всего человечества, - и заключен «бессмертья, может быть, залог» - ведь когда живешь настоящим, без страхов перед будущим и сожалений о прошлом, тогда и становишься бессмертным – то есть, свободным от времени.
Герои поют хвалу чуме – и празднуют каждое своей мгновенье жизни как последнее. Танцуют сальсу на костях. Дерутся и кувыркаются. Ненавидят полной грудью «волос шотландских желтизну». Трахаются. Падают в обмороки. Воют волком на луну. Теряют разум. На вопрос, заданный Кальдероном – можно ли победить разрушение – Пушкин отвечает олимпийским лозунгом: победить невозможно, главное – участие, потому что вся жизнь - это сражение со смертью.

1
Фото Natalia Vagonova
отзывы:
7
оценок:
25
рейтинг:
9
9

Не обязательно быть стойким зрителем, чтобы посмотреть "стойкий принцип". Не нужно нырять в эту бесконечную и многоуровневую театральную реальность, ибо она сама поглотит и сожрет внимание своим органичным хаосом и разбросанным порядком. Связь несвязных произведений Пушкина и Кальдерона в спектакле предстает в виде вечного торжества всемогущей формы. И только по окончании каждой из 6-ти частей приходит понимание, что находился под властью зрительно-звукового гипноза, осуществленного посредством полифонии неожиданных художественных средств. Остается привкус от всего действия как реминисценции истинного распорядка современного существования человечества.

1
Фото good-zritel
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
1
9

В этом спектакле есть все, на что способен современный театр: от технических новинок до высочайшей актерской техники. Это философская притча о войне, чуме, любви и спасении. При том, что это умный спектакль, наполненный многоуровневыми смыслами, он не лишен элементов развлекательности. Песни кабаре, танцы, капоэйра, хор и живые музыканты, использование всего спектра театральных приемов, доступных с помощью современной техники, вплетаются в серьезные смыслы про выбор, который делает человек испокон веков: подчиниться обстоятельствам, спасая собственную жизнь, или стойко следовать намеченному пути. Актеры так произносят сложный стихотворный текст, что не только не теряешь линии повествования, но и погружаешься в медитативное состояние мира, где жизнь переходит в смерть, а смерть в бессмертие.

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена Электротеатром Станиславский

Многочастный спектакль Бориса Юхананова по пьесе Педро Кальдерона «Стойкий принц», соединенной с «Пиром во время чумы» Пушкина. История христианина, наследника португальского престола Фернандо, во время войны 1437 года попавшего в плен к султану Марокко и оказавшегося носителем «стойкого принципа», лежит в основе спектакля. На сцене «Электротеатра Станиславский» пройдет спектакль во второй редакции. Премьера первой редакции спектакля состоялась в театре «Школа драматического искусства» в 2013 году. Часть I. Три полноценных акта, основанных на практически нетронутом в своей линеарной разверстке тексте Кальдерона.