Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Сван

Выбор «Афиши»
8.2
10 отзывов
Лучшие отзывы о спектакле «Сван»
    • 7

      «СВАН», в рамках фестиваля «NET-2015» на сцене Центра им.Вс. Мейерхольда, по пьесе Андрея Родионова и Катерины Троепольской, режиссер Юрий Квятковский, художник Полина Бахтина, композитор Сергей Касич.

      Черный двухголовый лебедь на фоне красного пиксельного орнамента. Ограничительные ленты на столбиках как в аэропорте. Разграниченное пространство, на наверху столба отмечена цифра, как отсеки изгоев в отчуждении. Веет холодом. Подвешена строительная платформа, которую обычно используют в работах по покраске фасадов зданий. В этот раз на возвышении над сценой работает музыкант, а не строитель.
      Сегодня театральная Москва с пристальным интересом следит за новыми спектаклями «брусникинцев». В противовес популярности мастерской – редкость постановок современныхпьес в стихах. Соавторы пьесы «Проект Сван» известный московский поэт Андрей Родионов и Катерина Троепольская журналист и кинокритик. Некоторым счастливчикам повезло увидеть читку в сентябре на фестивале «Любимовка», где Родионов и Троепольская представили тоже стихотворную пьесу «Счастье не за горами».
      Спектаклю существенно не хватает единого режиссерского решения. Великолепный саунд, сценография и актеры «каждый сам по себе» – самостоятельные ценные участники процесса рождения спектакля – существуют как самодостаточное творчество. «Сван» не первый совместный спектакль Квятковского и Касича. Они среди создателей уникального в России в жанре променад-театра «Норманск», занявший все пространство пяти этажей ЦИМ. Электронщик Касич создал музыку в духе погружения в антиутопическую вселенную повести Стругацких «Гадкие лебеди».
      «Сван» поэтическая антиутопия, где музыка отражение настроений и ритма спектакля. Наполняет и обогащает общую картинку, когда выделяются интонации к теме разных эпизодов. Созвучность просматривается между холодом отчуждения границ переданной в сценографии Полины Бахтиной и саундом в интонации гастарбайтеров на поэтическом трибунале. Это суд, где заставляют говорить стихами, а уважения к человеку нет в помине.
      Еще со времен сотрудничества Квятковского и Бахтиной в спектакле хип-хопера «Копы в огне», видно, что художнику нравится придумывать миры и работать с материалами, из которых создается сценография.
      Черные лебеди с двумя головами чем-то напоминают гербового орла. Столбы с лентами разделили границы внутри страны так и вовне. Границы, которые легко возвести вовне и трудно преодолеть внутри общества.
      Кричащая злободневность актуальной темы спектакля. Проблемы внутренней миграции обостряются в самых разнообразных проявлениях нетерпимости. Многочисленная армия чиновников устраивает ту еще веселую жизнь непрошеным гостям, желающим жить и работать в стране.
      В утопической России будущего чиновники должны говорить стихами. А все претенденты на гражданство будут обязательно сдавать экзамен по стихосложению. Теперь все разговаривают стихами. Молодой учитель поэзии Вячеслав Родин готовит к экзамену Узбека Саид-Шаха и таджика Молдакула, а молдаванская гадалка Октавия училась сама. Невозмутимые чиновницы из Поэтического трибунала стоят на страже получения гражданства. Вымышленная страна Лебедяния обнаруживает в себе много общего с современной Россией. Все знают, что в России особое, трепетное отношение к поэтам, и наделение их чем-то мифическим. Надо доказать талантом, что достоин получить высокое звание гражданина.
      Краски абсурда, как негатив пленки, проявляют пугающую правду реальности. Какие качества определяют и составляют идентичность гражданина, и что должен сделать человек, чтобы соответствовать статусу гражданина великой страны? Человеческий ресурс – главное богатство страны. Здесь может повести развернуться долгим размышлением, как важно помогать талантам и беречь разнообразие культуры, поддерживать развитие образование, науки, творчества. Какой подход избрать к мигрантам так, чтобы уважать человеческое достоинство и когда-то стать страной, где чтут и соблюдают права человека?
      Важно задать ритм, а именно: дать пространство свободы стихотворному тексту, так, чтобы он зазвучал уверенно. Недостаток единой собранности спектакля компенсируется тем, что Квятковский оставил зазор для изменений и поиска. Недостаток оборачивается достоинством, что представляет ценную значимость.

      26 января 2016
    • 5

      Забавные декорации, неплохая видеопроекция, хорошие костюмы ( очевидно грант правительства москвы был не самый маленький), отличная игра и танцы актеров мастерской Брусникина и увы очень слабый сюжет и текст Родионова, Вроде бы произведение должно было быть сатирическое про борьбу чудовищного полицейского российского государства с поэтичными гастрабайтерами и их российскими помощниками поэтами песениками, а получился какой то бред, особенно на фоне того, что все прекрасно знают, кто такие гастрабайтеры и сколь неоднородна эта группа, ну и про российское правительство у людей какое никакое понятие имеется. Надо писать пусть смешно, пусть зло, путь даже фантастично, но все таки с какой то привязкой к действительности. А здесь рассказ о жизни на Тау ките, интересный увы только таукитянам. Увы не везет Брусникинцам в последнее время с текстами. Надеюсь 2016 год будет поудачнее

      12 декабря 2015
    • 1

      Не понравилось, не зацепило. Показалось каким-то пустым и поверхностным. Ни о чем. При всем уважении к театру и самому гению Мейерхольду.

      1 февраля 2021
    • 9

      Читаю отзывы о спектакле Сван уже после посещения театра и искренне не понимаю что в нем может не понравится?
      Я замечательно провела время! Удивлялась необычным танцам, наслаждалась прекрасной музыкой, довольно часто смеялась от души и так сильно аплодировала, что потом долго горели ладони ). Мне очень понравилось!

      30 мая 2017
    • 7

      Сван, то бишь лебедь. Проекция на российское общество через процесс получения российского гражданства, статуса лебедя. Есть один путь из грязи (гладкого утёнка ) – гастребайтера, в князи (гражданина РФ – лебедя)- поэзия, ибо «русский значит поэт, но поэт не значит русский». Присутствие тонкого юмора, яркие образы героев, забавное музыкальное сопровождение, отличная актерская игра – все это в конечном счете оказывает положительное впечатление.

      Хочу особенно обратить внимание на формат спектакля, в задумке от режиссёра он состоит из трех этапов, все эти этапы олицетворяют процесс постановки спектакля:

      Читка – актеры читают текст по ролям, без грима и костюмов, сидя в ряд на стульях, на расстоянии 5-10 метров от зрителя. Всего 30 минут, на одном дыхании.
      Этюды – этот этап может показаться сложным для неизощренного зрителя, т.к. тут надо постараться, чтобы разглядеть в этом связь между пьесой и происходящем. Актеры сначала делают физические упражнения (разминка), затем изображают животных, периодически произносят фразы по тексту и тд.
      Спектакль – после первых двух этапов тест и актеры уже кажутся родными, дальше это все обрастает еще декорациями, костюмами, яркими образами, музыкальным сопровождением.

      Я прошла все три этапа и это невероятный опыт, продукт качественный современный, без чернухи и матов. Потрясный формат и исполнение, хороший здоровый юмор - отражение нашей российской действительности. Истинное удовольствие.

      1 апреля 2017
    • 9

      Казалось бы, незатейливая футуристическая буффонада, рисующая фантасмагорию квази-тоталитарного будущего.

      Но перед зрителем разворачивается не банальный нарратив, визуализированная сплетня или назидательная притча, где порой за мастеровитой связностью изложения истории авторам не удается спрятать вторичность и банальность, а зрителю – сдержать внезапный зрительский стыд за ненароком подсмотренные чужие секреты неуютного быта других.

      Здесь, через почти водевильную фантасмагоричность и постмодернисткий абсурд, постепенно и неотвратимо проступает, выходит на передний план и берет за душу Печаль неотвратимости хода жизни, и зыбко-иллюзорной, вечно ускользающей возможности счастья, одинаково хорошо известная и философам, и поэтам.

      Условные образы гастрабайтеров в ходе спектакля претерпевают полную символизма метаморфозу, «проступая», проявляясь сквозь рафинированные личины собутыльников главного героя, преподавателя поэзии детям гор и азиатских равнин, и выходя далеко за рамки первоначальной «экспозиции», представления героев.

      Подчеркнуто-бытовые образы героинь пьесы тоже по ходу действия наполняются жизнью, «женскостью» - и в телесном, и в философском аспекте. И эта жизнь расплескивается далеко за границы сцены.

      Приятно наблюдать очень живую, «включенную» игру актеров – почти студенческий задор – но и изрядный профессионализм плюс несомненный талант. Яркая, причудливая игра, почти какофония, образов, звуков и действий.

      Декорации – мощная аллегория диктуемых, разрешенных путей. Аллегория заданности, строгой диктовки каждого шага.
      В визуальном ряду стильных проекций – эффектной части художественного решения спектакля – можно найти ностальгические темы Паркеровской «Стены» - но, разумеется, преломленные через толщу прошедших лет и излом сменившихся эпох.

      А после спектакля – длинный шлейф приятного ощущения встречи с Настоящим. Мысли, флешбэки. Благодарность.

      5 ноября 2016
    • 10

      Прекрасно провели вечер, спектакль полный восторг! Оригинальные декорации. Было и смешно местами и без глубокой философской мысли не обошлось

      24 сентября 2021
    • 1

      Агрессивно, невнятно читаемый местами текст, не очень связно в сюжетном смысле. Как бы «социально-злободневно», при этом не особенно смягчено каким-то хорошим юмором.
      Актеры отыгрываю хорошо, не придирешься. Наверное, они не виноваты, что им приходится играть именно это.

      19 мая 2018
    • 9

      Яркая молодая энергия "брусникинцев" , великолепная постановка - но главное в ней - разумеется, текст Андрея Родионова и Катерины Троепольской — текст гораздо более глубокий и сложный, чем кажется на первый взгляд - он тонкий, ироничный, полный подтекстов и аллюзий, при этом - очень смешной.

      10 марта 2016
    • 7

      Все, без исключения, стихи Андрея Родионова наполнены особым видом любви: не любовь и не боль, и не солнечная радость вечной жизни. Что-то третье, глубже залегающее, всепрощающее. Это не то что редкое качество в новой драме, но исключительное. Так что для зрителя это задачка — раскопать клад боли в ФМС им. Малевича. А потом искать в воображении Лебедянию, идеал братской дружбы народов. Обнаружить радиоактивную никому-не-нужность мигрантства, а потом вдруг воочию обнаружить антропологический идеал: будущее страстное смешения белобрысых розовощеких расачек с томными джигитами пустынь.

      4 марта 2016
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли на выходные: поэтическое шоу брусникинцев и мистерия Бориса Юхананова
Спектакли на выходные: поэтическое шоу брусникинцев и мистерия Бориса Юхананова
Спектакли на выходные: поэтическое шоу брусникинцев и мистерия Бориса Юхананова
11 спектаклей Мастерской Дмитрия Брусникина, которые остались после него
11
спектаклей Мастерской Дмитрия Брусникина, которые остались после него
11 спектаклей Мастерской Дмитрия Брусникина, которые остались после него
Линч, Хичкок и порнозвезда Ева Эльфи: гид по кинофестивалю Beat Film Festival 2023
Линч, Хичкок и порнозвезда Ева Эльфи: гид по кинофестивалю Beat Film Festival 2023
Линч, Хичкок и порнозвезда Ева Эльфи: гид по кинофестивалю Beat Film Festival 2023
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость