Театральная афиша Москвы

Спектакль Декалог, Москва

8.1
оценить
Расписание и билеты
Театр: Декалог, Москва

Колдуны, путаны, хипстеры и Петр I в променад-спектакле о Сретенке

К открытию Филиала на Сретенке Маяковка подготовила свой променад-спектакль. Под руководством Саши Денисовой, написавшей по случаю фантасмагорическую документальную историю Сретенки, актеры исследовали окрестности улицы с диктофонами в руках, а Никита Кобелев распределил повествование о «битве за человеческую душу» по всему зданию. В буфете, гардеробе и служебных помещениях, помимо прочего, анонсированы contemporary dance, светящиеся женщины и костюмированные императоры.

Место проведения

Театр им. Маяковского. Сцена на Сретенке
Потайная сцена Маяковки — в подвале жилого дома на Сретенке
Здание сто лет назад спроектировали братья Веснины, и хоть от их замысла остались только подвальные своды (в остальном в итоге получился вполне заурядный многоквартирный жилой дом), — именно под ними и происходило самое интересное. До Второй мировой тут гнездились студии Малого театра, а после войны — Театр им. Станиславского, который драматический. Сейчас здесь — сцена-трансформер, то есть универсальная площадка с мобильным выдвижным зрительным залом. Аналогов немного: малая сцена «Современника», «Актовый зал» в «Фабрике» и самый технологически продвинутый пример — блэкбокс Центра им. Мейерхольда. Значит, в Москве стало одной фестивальной площадкой больше. Проект разработал Сергей Куцевалов — тот самый сценограф и архитектор, чья конструкторская мысль подарила городу, например, благородные интерьеры «Студии театрального искусства» и Театра наций. Помимо обнаженных белокирпичных стен, всевозможного антиквариата и эргономичных конструкций из самых настоящих рельс, «Сцена на Сретенке» может похвастаться мини-статуэтками артистов труппы (вместо портретов), плазменными панелями и изящным подъемным механизмом для инвалидов.
касса +7 (499) 678 03 04
адрес
подробнее

Лучшие отзывы о спектакле «Декалог»

Фото Анна К
отзывы:
54
оценок:
264
рейтинг:
148
9

Настоящее событие в театральной жизни Москвы! Спектакль-променад-"бродилка в 10 заповедях". Порой смешно, местами грустно и очень серьезно, но ни капли не скучно! Спектакль захватывает формой и содержанием с первой секунды - как настоящий триллер - и не отпускает до самого конца. Срочно смотреть всем! История Сретенки в судьбах реальных людей, современные вербатимы, связь времен - все это гармонично переплелось в очередном шедевре режиссера Никиты Кобелева и драматурга Саши Денисовой. Браво!

4
0
...
30 сентября 2014
Фото Екатерина Писарева
отзывы:
33
оценок:
61
рейтинг:
37
7

"Бродилка в десяти заповедях", или Как важно сохранить историческую память

Театр на Сретенке уже не тот, что раньше. Это уже не филиал Театра им. Маяковского, а вполне самостоятельная площадка, на которой, после долгожданного открытия, идут новые, заслуживающие внимания спектакли. Таков, например, «Декалог» – спектакль, который сами создатели (режиссер Никита Кобелев, драматург Саша Денисова и автор идеи Миндаугас Карбаускис) ласково назвали «бродилкой в десяти заповедях».
Ассоциативно сразу же вспомнился популярный в Европе жанр site specific, где зрители порой попадают в самые неожиданные и даже экстремальные ситуации в самых необычных местах (в альтернативных, нетеатральных пространствах – заводах, заброшенных помещениях, фабриках и тп). Но так как нежная, неподготовленная психика российских театралов вряд ли выдержит такие издевательства над нервной системой как в Европе, «Декалог» в Театре Маяковского – увлекательный спектакль-променад, где зрителям при входе раздают программки с буквенным указанием маршрута (публика делится на две части и каждая идет путешествовать по театру со своим гидом), а во время одной из сцен даже угощают теплым чаем. Атмосфера здесь уютная, домашняя и доброжелательная, зрителей водят по всему помещению театра: подсобки, лестничные пролеты, холл, фойе, репетиционный зал – другой возможности погулять по театру изнутри может и не представиться.

Для меня «Декалог» оказался спектаклем о том, как важно сохранить историческую память. Как важно знать, кто ты, осознавать все свои поступки и действия, не быть безразличным к тому, что происходило до тебя, и будет происходить после.
Формально, в спектакле есть сквозная сюжетная линия – некая девушка-риелтор (Юлия Соломатина) приезжает осмотреть (чтобы выставить на продажу) квартиру на Сретенке, где живет интеллигентная пожилая женщина (Людмила Иванилова). Женщина всю жизнь ведет дневник, где описывает происходившее ранее в этом месте Москвы, вспоминает историю, Петра Первого и «колдуна» Якова Брюса, Сухаревскую башню и историю создания Сретенского монастыря, доктора Чехова, писавшего здесь свои ранние рассказы, и много-много других интересных фактов.
Сретенка (и, соответственно, квартира здесь) дорога пожилой рассказчице тем, что это – ее юность, жизнь, воспоминания, все тщательно оберегаемое, бесценное, милое сердцу. Но молодую внучку (Анастасия Цветанович) не интересует ни история жизни бабушки, ни история улицы – главное, что жилье в центре Москвы считается элитным и быстро найдет своего покупателя. А бабушка может пожить и на Юго-Западной.

Основную сюжетную линию дополняют многочисленные рассказы, записанные коллективом студии-off и художественно обработанные драматургом Сашей Денисовой, а также музыкальное сопровождение – Josef van Wissem & Jim Jarmusch, Nina Simone, Daft Punk и пр. + выступление в финале молодого коллектива Fire Granny (актеры Маяковки – Павел Пархоменко, Олег Гурин, Алексей Золотовицкий).
В итоге «Декалог» получился спектаклем, состоящим из пролога и 10 самостоятельных мини-спектаклей, сцен из жизни и о жизни сквозь призму ветхозаветных «Моисеевых» заповедей: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не произноси имени Господа всуе, не желай ничего, что у ближнего твоего, помни день субботний, почитай единого истинного Бога.
Тут тебе и воспоминания, и НКВД, и 1937 год, и проблема «отцов и детей», и бытовые измены, и экскурсы в историю Москвоведения. Огромное количество судеб за три с половиной часа, рассказов о жизни и смерти, любви и ненависти, похоти и смирении.
Конечно, для просто увлекательного театрального квеста в «Декалоге», на мой взгляд, слишком серьезная основа – это развлечение «с отягчающими», смысловой нагрузкой. Слишком концентрированное действие, информативность, большое количество персонажей и историй, постоянная смена времени и места действия – все это выводит спектакль из «просто для души» в ранг «для ума и сердца».

В любом случае, получилось пусть и немного утомительно, но хорошо и необычно.

2
0
...
24 ноября 2014
Фото Валентин_Н
отзывы:
26
оценок:
76
рейтинг:
21
3

После посещения данного спектакля остался плохой осадок…

А веть прекрасная идея, спектакль идёт по всему театру, зрители переходят из одного помещения в другое и там наблюдают следующую сцену. Многие актёры задействованы в разных сценах в разных амплуа, и на них можно взглянуть под другим углом.
К игре актёров никаких претензий, очень понравились.
Но вот содержание…
Спектакль, по библейским заповедям. И хорошие задумки, подача, через рассказ давней жительницы Сретенки (главная улица, в переулке которой расположен театр), о людях и событиях провести зрителей по заповедям. И что мы видим, за исключением пары сцен, постоянное - "страна где половина сидела - половина сторожила", "Лубянка", "расстрелы/репрессии", "новый 37-й", "Сталин - кровавый тиран", "Менты-скинхеды", глупые анекдоты про сокращение расходов на здравоохранение, Санкции + стандартные наезды на РПЦ и т.п. "мантры" наших любимых либералов. Такое ощущение, что не на спектакль пришёл, а попал на эфир "Эха Москвы", или теле-канала "Дождь" с очередным обличением "кровавого режима".

Сожалею о потраченом выходном.

1
0
...
24 ноября 2014
Фото Анастасия В.
отзывы:
7
оценок:
20
рейтинг:
9
7

Театральная бродилка как альтернатива уроку Москвоведния.
Никита Кобелев и Саша Денисова рассказывают историю Сретенки и окрестностей, определив для каждой исторической "достопримечательности" района (Сухарева башня, публичные дома вокруг нынешней Трубной и тд) одну из 10 заповедей.
Спектакль-променад не даёт зрителям соскучиться, действие (как и зритель) постоянно перемещается, актёры разворачивают свои сцены то в буфете, то в фойе, а то и вовсе в служебных помещениях театра. Артисты идеально справляются с задачей авторов соединить в драматургии художественную часть с документальной - в каждом современном персонаже узнаётся образ из твоего окружения, а секреты и призраки из прошлого почти натурально тянут к тебе руки из подвалов. Невольно задумываешься о том, насколько велико влияние былых событий на нашу сегодняшнюю реальность.

0
0
...
20 ноября 2017
Фото liiiys
отзывы:
8
оценок:
9
рейтинг:
9
7

Спектакль полностью оправдал ожидания. Душа просила чего-нибудь "настоящего". Несколько поднадоел традиционный театр, где актеров от зрителей в первую очередь отделяет собственное чрезмерное мастерство. Декалог - не совсем променад-театр, в том смысле, что само по себе пространство никак не оформлено, перемещение по нему линейно и не несет какого-то дополнительного смысла или контекста. Переходы из зала в зал скорее позволяют легче переключать внимание, подвигаться и обменяться парой слов. Актеры, на мой взгляд, очень хорошо передают настроения, эмоции и дух тех историй, которые они собрали с обитателей Сретенки. До сих пор некоторые сцены стоят перед глазами. Как будто мне рассказал их какой-то знакомый или будто бы я была их свидетелем. Но тем, кто ищет в театре возможность оторваться от реального мира, спектакль совершенно точно не понравится: бытописание, барная болтовня, вербатим и др. и пр. Для тех, кто решит пойти - старайтесь двигаться впереди своей группы, на задних рядах плохо видно и слышно. Особенно на последней "станции", где много действующих лиц.

0
0
...
25 ноября 2015

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена Театром им. Маяковского

Спектакль о нравственных нарушениях будет проходить в буфете, гардеробе, фойе, а также на лестницах, на складе и в других служебных помещениях Сцены на Сретенке. В спектакле-променаде тема современных грешников объединена с историей и географией района Сретенки: в этих переулках крали, убивали, отрекались, предавали, видели чудеса — и любили. Пьеса написана Сашей Денисовой вокруг вербатимов, принесенных актерами-студийцами Студии OFF, первой студии документального театра при репертуарном театре. В студии актеры учились брать вербатимы, сценки из жизни, а также исследовали Сретенку — в книгах и ногами. Из монолога своего персонажа актеры вдруг оказываются в художественном сюжете, где приходится решать нравственные вопросы. А вопросы такие: нравственно ли предать подругу за разговором в курилке, можно ли убить человека, если тот наступил тебе в метро на ногу, как мстят за измену новые московские Медеи, что делать, если ты классный парень, а твой дед был сталинским палачом, как ухаживать за больной матерью, если она тебя не растила? Главная героиня «Декалога» — пожилая жительница Сретенки. Уходящая натура, она помнит, как под Сухаревой башней проезжал трамвай. Она последняя, кто остался, — все квартиры скуплены: элитный район. В пьесе старушка ведет сретенский дневник, где в причудливой форме переплетаются исторические обитатели этого района и сегодняшние ситуации: Петр I и его советник, русский Фауст, ученый и колдун Яков Брюс, древнерусские дружины и хипстеры в кондитерской, Чехов и падшие женщины, обитавшие в борделях Трубной, свечницы и оторвы с татуировками. «Декалог» — это соединение художественных сцен и дока, фантастики и реализма. Это принципиально новая работа с вербатимом — здесь он только инструмент в фантастическом променаде, который выстраивает режиссер Маяковки Никита Кобелев.

Главная фотография: Афиша