Мэтр театра служения, театра высокой актерской техники, концентрации и дисциплины; один из самых известных российских режиссеров в мире — по первому образованию химик (Ростовский государственный университет). Режиссерское образование получил на курсе Марии Кнебель и Андрея Попова в ГИТИСе, выпуск 1973 года, и сразу стал ставить спектакли, по которым сегодня изучают историю позднесоветского театра. Принадлежит поколению Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова и Юрия Любимова. Его «Соло для часов с боем» (Васильев ассистировал Олегу Ефремову) во МХАТе и «Первый вариант «Вассы Железновой» в Театре им. Станиславского — главные хиты московских 1970-х — стряхнули пыль с заветов Станиславского и взбудоражили очевидцев. А его спектакли по пьесам Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека» (Театр им. Станиславского, 1979) и «Серсо» (Театр на Таганке, 1985) современники называли «началом новой театральной революции». В 1987 году Васильев, уже много лет преподающий в ГИТИСе, основал «Школу драматического искусства», которая поселилась в нескольких квартирах на Поварской, 20. Там уже окутанный легендами мастер разрабатывает свой метод, совмещающий систему Станиславского с тренингами Ежи Гротовского. Среди его учеников этого периода: Клим, Борис Юхананов и, например, Андрий Жолдак. А в 2001-м «ШДИ» переехала в удивительное здание на Сретенке, выстроенное по проекту Анатолия Васильева и художника Игоря Попова. Впрочем, эта фантастическая утопия большого и светлого театра-лаборатории в центре города закончилась очень быстро — в 2005 году московские власти забрали студии на Поварской и вступили в конфликт с режиссером, после чего тот переехал работать во Францию. Теперь Васильев ставит за рубежом, монтирует телеверсии своих старых спектаклей, пишет книги и изредка появляется в публичном пространстве Москвы в условной форме «открытых встреч с мастером».
04.05.1942 (82 года) |
Москва (СССР) |
Театральный институт имени Бориса Щукина |
Вконтакте |