Театр Генриетты Яновской и Камы Гинкаса — сильнейший режиссерский театр Москвы. Никаких поддавков со зрителем и уступок конъюнктуре. Лучшие спектакли идут в малых пространствах — фойе, репетиционной комнате, на отгороженной от зала сцене. Фирменный знак МТЮЗа — чеховская трилогия в постановке Гинкаса: «Черный монах», «Дама с собачкой» и «Скрипка Ротшильда». Типичная интонация Театра юного зрителя — жесткая и беспощадная. Последняя премьера Яновской — «Трамвай «Желание», свежайшая постановка Гинкаса — инсценировка легенды о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Гинкас назвал эту притчу «Нелепой поэмкой», и это самый отчаянный из спектаклей, появившихся на московской сцене в последние годы.
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» впервые, еще до появления в печати, была поставлена Генриеттой Яновской в Театре МТЮЗ в 1987 году. Но я смотрела не эту версию, а премьеру прошлого года в постановке режиссёра Антона Фёдорова.
Действие начинается как театр в театре — на наших глазах собирают декорации, ставят свет, расставляют реквизит, актёры ещё не в образе. Но постепенно, сначала с появлением Шарика (пожалуй самый яркий герой спектакля), а затем во время операции по созданию «нового» человека спектакль разворачивается по произведению Михаила Афанасьевича.
Профессора Преображенского играет Игорь Гордин, мне было очень любопытно увидеть этого актёра именно в этой роли, но увиденное оказалось совершено не моё — мне не удалось за вальяжными манерами и высокомерием увидеть умного и интеллигентного профессора.
Под стать ему доктор Борменталь (Илья Шляга), прилипала, который рассчитывает на премию и успех от научного открытия профессора. Проблемы подопечного после операции его не волнуют, лишь бы обед подали.
А вот Полиграф Полиграфович в исполнении Андрея Максимова — очень интересный образ. Андрею верилось начиная с его появления на сцене после операции с забинтованной головой, видя, как трудно Шарикову научиться ходить, наблюдая за его перемещениями по сцене на костылях и на носках ботинок. Этот персонаж вызывает желание только заботиться о нем, чем и занимаются Зина (Алла Онофер) и Дарья Петровна (Екатерина Александрушкина). Но не успев до конца очеловечиться, он уже размахивает револьвером в лицо «папаше».
В постановке есть и интересные, и забавные моменты — электрогитара вместо балалайки, песня Ваенги вместо тоста Шарикова и прочие дополнения к повести Булгакова (но не все они приятны уху, иногда был шок от речи актёров).
Скажу честно - на этот спектакль шла с опаской, отнюдь не все, что ставит Петр Шерешевский, мне нравится. Даже жаловалась перед началом подруге, что вот, мол, никак не попаду на "Собачье сердце"... Но вышли из театра мы обе под большим впечатлением. Подруга сказала: "Это так надо было: если бы тебе досталось "Собачье сердце", мы бы не увидели этого спектакля".
Возможно, не всем спектакль так отзовется, но нам очень понравился. Очень. Настолько, что мы вообще не заметили, как пролетели эти 3,5 часа. Он поразительно человеческий. Тут нет ничего надуманного, книжного, нет каких-то диалогов или монологов из серии "так надо, положено и т.п.". Надо ТАК думать, реагировать, чувствовать. Тут люди транслируют те реакции, не всегда последовательные и логичные, которым веришь, потому что в жизни чаще всего бывает именно так - не "как надо", а "как получилось". И в момент сильнейшего потрясения не размышляешь над вселенскими проблемами, не ищешь решения, не испытываешь каких-то надуманных литераторами чувств, а циклишься на какой-то фигне - например, почему вдруг ударила левой, когда на самом деле правша...
И история очень человеческая, правдивая. О любви и нелюбви. О том, что можно расшибиться в лепешку для своего мужа, но не добиться этим ни-че-го. И еще остаться виноватой... Он и она. Она - бросила для него любимую работу, вытащила с того света, много лет расплачивается с долгами за его операцию (не сказав ему о кредите) и всячески ублажает его дома, растит детей. Он - новоиспеченный директор банка, уставший от нее и от жизни, готов свалить при любом удобном предлоге, не испытывает не то что чувства долга (это вот как раз из серии книжного уже, нынче модно говорить о своих границах, неприкасаемой внутренней жизни и тому подобном, какой такой долг...), но даже обычной благодарности, еще и жену обвиняет во всех тяжких...
Прекрасная, потрясающая работа Полины Одинцовой. Мне и раньше нравилась эта актриса, но здесь просто потрясла. Петр Шерешевский использует в своих спектаклях экраны. Обычно мне это не нравится, но здесь они позволяли видеть крупные планы, и это было чрезвычайно важно. К тому же, не было моментов, когда действие видишь ТОЛЬКО на экране, как в некоторых спектаклях, тут всегда можно было смотреть на сцену (но взгляд все равно невольно переходил на экран...)
Вообще, актеры понравились все (только Илья Смирнов показался слишком молодым для директора банка, но это я уже придираюсь)), но Полина на сцене все эти три с лишним часа, и я не увидела ни секунды фальши. БРАВО!!!
Кстати, имена персонажей совпадают с реальными именами актеров. Потому что пьеса написана ими всеми вместе "поверх знаменитого «Кукольного дома» Генрика Ибсена" (цитата с сайта театра). И то, что им не надо называть себя придуманными именами, еще больше добавляет достоверности в действие.
А еще понравилось, как перекликалась картина, висевшая в гостиной героев, с жизнью главной героини, недаром я ее поставила в начало поста. Вот это желание победить в одиночку, никому не быть обязанной... ладно, не буду спойлерить, и так много наговорила.
Спектакль зацепил за душу, разбередил ее, растревожил. Пожалуй, это лучшее, что я видела у Петра Шерешевского. Все работает на эмоцию, при этом никаких попыток эпатажа, никакой пошлости, веришь каждому слову и каждой реакции. И на сцене видишь не актеров, а персонажей.
После обновления репертуара, самого театра (частично, правда, обновили), прихода нового ведущего режиссера театр преобразился. 80% постановок - наивысшего качества (и смыслы, и форма, художественное оформление, игра актеров), - для самого искуренного и взыскательного зрителя.
Рекомендую от души!
Смотрела здесь "Записки покойного Белкина". Этот спектакль – своего рода сложный узор, переплетение нескольких историй, которые вместе создают совершенно новый смысл. В постановке приводятся две истории из тех пяти, которые составляют этот цикл повестей: "Метель" и "Выстрел", а также воспоминания современников и цитаты из Википедии. Как и бывает обычно у Камы Гинкаса, повествование довольно сложное, с необычными образами и метафорами: усадьба родителей Марьи Гавриловны состоит из трех ящиков с надписью "не кантовать", ездят молодые на гироскутерах, а синий пластиковый чехол от гироскутера - непременная принадлежность молодого поклонника барышни. А метель, которая начинается, когда они уговорились тайком уехать в церковь обвенчаться, получает свой собственный образ - голые деревья, перевернутые ветвями вниз.
Постепенно начинает вырисовываться главный сюжет постановки, можно сказать сверхсюжет - о судьбе и роке. А финал такой, что дыхание перехватывает от неожиданности и кристально ясного, наконец, понимания того, каким был этот сверхсюжет, о чем рассказывала эта постановка с первой до последней минуты!
Школьников сюда вести вряд ли стоит. Но продвинутая молодежь и взрослые, особенно те, кто любит Пушкина (а кто же его не любит из русских людей?) – будут не просто впечатлены, а прямо-таки потрясены!
Советую посмотреть!
Спектакль «Записки покойного Белкина» в МТЮЗе – смелая попытка режиссёра Камы Гинкаса переосмыслить пушкинские повести для современной молодежи. Использование нестандартных элементов и приемов – гироскутеры, смартфоны, повторяющаяся считалка, рубленная речь с паузами – создают необычную атмосферу и заставляет внимательнее следить за сюжетом и тем, что говорят актеры.
Постановка оригинальна, но неоднозначна. Безантрактный формат может утомить взрослого зрителя.
В целом, спектакль интересен. Рекомендую к просмотру подросткам и тем, кто открыт к экспериментам в театре.
"То так, то пятак, то так, то пятак.." с этих слов начинается спектакль Кама Гинкаса, это как эхо сердца, что стучит в груди, то громче, то тише. Каждый удар - это слово, такт - это чувство, сердце, как поэт, пишет свой ритм в тишине:
То так - как жизнь,
То пятак - как сомненье.
В прошлом году исполнилось 225 лет Александру Сергеевичу, это ли не повод поставить спектакль по его произведению.
Из пяти повестей Белкина по факту было всего две "Метель" и "Выстрел", режиссер их плотно переплетает, всятавляя в междурядье вехи из жизни самого поэта, ссылаясь на Википедию.
Спектакль о жизне самого Пушкина, хитрой судьбе и о смерти, это размышления режиссера о поэте, это проведение параллелей между современностью и временами, когда творил Александр Сергеевич. Пушкин был фаталистом, участвовал в 30 дуэлях, а в конце жизни как бы намеренно искал свою смерть. Все это пытался анализировать режиссер, сравнивать с его произведениями.
Мне изначально показалось, что мы пришли на репетицию спектакля. Из декораций несколько стульев и огромные ящики, оклееные лентой с надписью "не кантовать", вырванные с корнем, перевернутые деревья, эти ужасные маски метели, вьюги, круговерти. Актеры при этом разъезжали по сцене на гироскутере, совершенный микс из костюмов- это и фуфайки, и одежда пушкинской эпохи, роскошное платье на Марье Гавриловне, и майка на Владимире.
Актеры постоянно отвлекаются, задумываются, беседуют с залом, читают отрывки стихов Пушкина, цитируют отрывки из писем и Википедии, и эта фраза "то так, то пятак...", долго терерь ее не забуду.
Сначала было сложно собрать все это в единую картинку, но потом я втянулась, настолько многослойный оказался спектакль, жизнь на сцене, жизнь вне времени за стенами. Во время спектакля звучала живая музыка, ансамбль солистов камерного оркестра «Виртуозы Москвы» дополняли единую картину цельного, глубого спектакля.
Собираясь на этот спектакль, нужно быть готовыми не к классическому прочтению "Повестей..", а к гинкасовскому шедевру.
Концовка потрясла, до мурашек! Это стоит увидеть.
Пьесу эту я прочитала еще в юности, и давно хотела посмотреть, но до этого как-то не срасталось...
Мое мнение - неоднозначное...я не могу сказать, что постановка мне понравилась так, что прям восторг, катарсис или слезы из глаз от происходящего на сцене, нет...скорее чувство замешательства по двум причинам: с одной стороны хорошая игра " старой гвардии" Валерия Баринова и Верберг, хорошие декорации и динамика света и тени- рисовали дополнительные образы.
С другой молодая гвардия играла как-то натяжно , особенно в первом действии. Местами вертелось в голове "не верю". Не верю, что Брик пьяный, да еще и запойный алкоголик, не верю, что Мэй беременна... И "кошка" в первом действии, все время то снимала, то надевала платье, когда она в очередной раз снимала это красное платье... Хотелось крикнуть: "Господи, да надень ты, наконец, это чертово платье"!
К концу пьесы Мей( Алёна Стебунова) и Гуперт (Дмитрий Супонин) разошлись не на шутку, показав свои истинные намерения, к слову, здесь я поверила и в меркантильность, и в расчет героев, тут я прониклась.
Вот такой неоднозначный, зато честный отзыв на спектакль.
Идти стоит по двум причинам: посмотреть на мастодонтов - Баринова и Верберг, и, конечно, чтобы сформировать свое мнение на счет спектакля
В поиске ответов на многие жизненные ситуации, часто дороги меня приводят в театр. Причем совершенно казалось бы случайно, не ожидая, да и не задумываясь изначально, но смотря ту или иную постановку реагируешь на определенные фразы или поступки героев, отзывающиеся внутри на твои "больные" точки. Мне кажется, это одна из наиболее значимых функций театра. Направлять, проявлять и указывать. Иногда прям хочется, этого внутреннего диалога с собой, посредством искусства. Именно по этой причине я выбрала постановку Камы Гинкаса "Кошка на раскаленной крыше" идущей вот уже 5й год на сцене МТЮЗа, по пьесе гениального на мой взгляд драматурга Теннесси Уильямса.
Зайдя в зрительный зал и увидев декорации, я сразу поняла, что не ошиблась. Созданное Сергеем Бархиным пространство напомнило мне ущелье, попав в которое выбраться достаточно сложно, но плутать внутри можно до потери сознания. Шипы - колья на стене, крутой скат, сотканная словно из заплат - толи стены толи вариации крыш. Разрозненные и все же единые. Открытая многовариативность и многомерность, с явным надрывом и сломом, а в центре кровать с изголовьем в виде Креста. Спасительная сила веры и искупления, неугасаемая память и необходимый для жизни баланс.
С первых секунд от начала спектакля, всем присутствующим в зале стало понятно, обитателям этого дома живется не сладко.
Но собственно какая семья не имеет скелетов в шкафу?!
Режиссер планомерно, неспешно и нещадно оголяет нутро каждого персонажа истории.
Три пары: два брата с женами и их отец с матерью. Три семьи в одной большой.
Со стороны они могут казаться идеальным, но что творится на самом деле внутри каждой этой социальной ячейки?
Кама Гинкас очень точно, скрупулезно ведет зрителя, показывая зарождение и итог катастрофы в том или ином персонаже. Но оставляя в спектакле открытым финал режиссер дает героям шанс на обретение своего счастья.
За два с половиной часа, проживши вместе с героями я задала себе огромное количество вопросов, ответы на которые еще предстоит обдумать и найти.
А пока хочется лишь сказать, о том, что это был очень сильный и по-настоящему живой спектакль, с Артистами которым я верила.
Прежде всего Па (Валерий Баринов), его герой это сила, мощь, жизненный опыт, юмор и неугасающий взгляд на жизнь, настоящий глава семьи добившийся того, чего желал, только был ли он при этом счастлив? Жил ли он по-настоящему, успел ли насладиться, или все оставлял на потом, которого может и не быть?!
Мама (Виктория Верберг) хранительница очага, любящая, ранимая и в то же время несгибаемая, подстать своему мужу, волевая женщина, нежная и заботливая мать, хоть и отдающая явное предпочтение младшему сыну.
Гупер (Дмитрий Супонин) старший недолюбленный сын и супруг
Мэй (Алёна Стебунова). Родители пятерых детей, ждущие шестого. Умилительные, но искренне ли любящие друг друга? Не повторит ли Гупер ошибок своего отца? Так хочется верить, что лишь временные трудности и горе настигающее их заставит ценить того кто рядом. Быть может потеря отца научит их дорожить временем.
Брик (Андрей Максимов) - одна мз самых мне кажется сложных актерских ролей в спектакле. Практически без слов прожить и показать опустошение, самоустранение, потерянность. Так страшно было наблюдать его саморазрушение изнутри. Боль, страх, ненависть к себе, безразличие к жизни. И если б не Мегги (София Сливина), шансов у него пожалуй не было. (При всей внешней сдержанности, сколько боли, терзаний, заключено в ее движениях, ни секунды статичности, содрогалась и любовалась ею весь спектакль). Но она словно спасательный круг держит на плаву их обоих. Несмотря ни на что. Она борется, за себя, за них, за жизнь, за свое счастье.
В их жизни так много боли, недопонимания, страхов и лжи. Но кажется все можно наладить и исправить, хватило бы времени.
Благодарю за прекрасный вечер, ворох мыслей и возможность подумать и покопаться в себе!
Спектакль «Улетающий Монахов» проходит на сцене «Игры во флигеле» театра МТЮЗ. Это камерный уютный особняк с сохранившимися элементами штукатурки и очень антуражными светильниками из бутылок.
Андрей Битов охарактеризовал жанр своего произведения, как «роман-пунктир», это цикл рассказов, объединенный названием «Улетающий Монахов». Сергею Аронину же удалось создать сценическую версию, которая показывает целостную картину взлета и падения главного героя.
Сергей Аронин запомнился по философским и комедийным спектаклям «#Хочунемогу» и «Сказки для взрослых». Я ожидала, что будет сложно «развидеть» в нем неподражаемого «деревянного мальчика», но ошиблась. Мультиталантливый актер отправил нас плыть по волнам фантазии и забыть, что мы в театре.
Пока главный герой Алексей Монахов искал образ первой любви в случайных женщинах, зритель, как раскрученная юла мчался сквозь этапы его становления. Череда измен и командировок и все с одной целью-взлететь на крыльях любви. Мы ощутим ветер перемен, когда в распахнутом на улицу окне увидим персонажа.
Это эмоционально сильная постановка радует полным отсутствием пошлости и вульгарности.
Нам максимально деликатно намекают на намерения героев и даже ругаются по-детски: «гадина» и «дрянь» скажут про уличенную в измене.
Заслуженная артистка РФ Оксана Лагутина играет маму настолько проникновенное, что ее образ стал для меня образцом для подражания. Кожей мы чувствуем остроту взросления, когда юноша не ночует дома и не предупреждает маму, когда курит, чтобы казаться взрослым. Вот ворует облигации тетки, чтобы тратить на даму сердца не мамины деньги и не быть «сосунком». Вот он ощущает, что детство прошло, но с мамой они не стали чужими, но на нежные чувства к ней уже не будет хватать времени. И вот мама пытается его разбудить на сессию, не отпускает без обеда, а он в циничном мире обретает свою пристать на скамейке.
Дух эпохи передан досконально: проводные телефоны и старинный утюг, телевизор и одежда, манера общения, игра в шашки, многофункциональность табуреток и даже автобус.
Рубеж года-встреча нового года, когда «миллионы девушек потеряют невинность», а «тонны еды будут выблеваны». И новая жизнь, где нужно пересдавать сессию, защищать диссертацию, укладывать собственного сына спать и размышлять над тем, что умирающее дерево подпитывает весь лес. И вот перед нами ожившая библейская история с искушением и поеданием яблок в детском садике и демонстрация высоких моральных принципов.
Алексей «пообтерся об себя», попривык к себе, узнает в юном в претенденте на любовь к его пассии свою наивность. «Зрячий в стихах, но слепой в жизни» т.к. мешает любовь. И вот уже он босиком выясняет отношения с женой под оделяем, она мудро не замечает очевидных вещей.
Она верит, что «разлука- уже есть ссора», а он уже имеет опыт за спиной (вместо крыльев) и отчаялся испытать себя в полете. Монахов осознает, что растратил жизнь, писал ее, как книгу и кончился вместе с ней.
Сцена флигеля МТЮЗа упоительно белая - tabula rasa. Белый элегантный костюм облачает и рассказчика- автора( Илья Смирнов) , и это неудивительно - ведь сегодня снова талантливо и смело переплавляют прозаическое произведение в драматическую постановку.
Андрей Битов писал роман"Улетающий Монахов" в течение 30 лет!Приблизительно такой же временной отрезок проходит перед глазами зрителей на сцене - здесь без рассказчика, который наносит на полотно нужные мазки и оттенки жизненной саги, не обойтись.
Сергей Аронин создал прекрасную сценическую версию романа, фрагментарного в повествовании, не лёгкого в прочтении и наполненного самоанализом, самокопанием, самобичеванием главного героя.
Трудно назвать героем Алексея Монахова.
Даже его фамилия, увы, не говорящая, к ней можно присоединить приставку "анти".
В исполнении Сергея Аронина его Монахов
- объединяющий персонаж романа- пунктира - сентиментален, эмоционально неуравновешен, вспыльчив и романтичен. Только пассионарный юноша может провести всю ночь в парадной, ожидая появления возлюбленной. Терзаемый муками ревности, он чрезмерно подозрителен, мнителен, а также, как и все влюблённые,
зорок и слеп одновременно.
Кто же femme fatale, ради которой заброшен институт, проваливаются экзамены, воруются облигации у ближайших родственников и не прикрывается ложь в отношениях с самым близким человеком - матерью?
Асю - Агнессу играют три очаровательные актрисы: Арина Борисова, Марина Гусинская и Ольга Гапоненко.
Яркая, грациозная, мудрая, с ясным умом, умеющая сгладить все острые углы жития втроём- такой предстаёт перед нами Ася в разные периоды жизни.
Актрисы играют просто потрясающе:заметила, как я сама подвергаюсь обаянию главной героини и вот уже выпрямляю спину, кокетливо улыбаюсь, строю глазки, старею, молодею вместе с актрисами. Невероятное перевоплощение затягивает зрителя в сценическую игру, погружает в действие спектакля.
Глядя на Заслуженную артистку РФ Оксану Лагутину, понимаешь, что именно такой я и представляла маму Монахова. Воплощение доброты и женственности, мягкая, нежная, она находит золотую середину в отношениях между мужем и сыном. Телефонные провода, растянутые на сцене, как натянутые нервы Матери - в извечной заботе и переживаниях за сына.
При практически пустой сцене актёрам удаётся создать атмосферу, когда зритель оказывается то в парадной в ожидании Аси, то в автобусе при их неожиданной встрече спустя 10 лет, то в парке с восхитительными снежинками, то в детском саду, где заведует та самая Агнесса, которая, как Ева, дарит Монахову яблоки.
Очень оригинально решена сцена встречи Монахова с женой, имя которой неизвестно: обыденная обстановка, ситцевое постельное бельё,
толстые вязаные носки на ногах, линялая ночная сорочка - как и линялые чувства супругов.
Трагический инцидент с парнем в аэропорту нарушает все сценические границы: Илья Смирнов ведёт свой монолог у раскрытого окна со стороны улицы. Свежий ветер врывается в зрительный зал и, слушая трагический рассказ, ты понимаешь, что жизнь коротка и граница, где заканчиваются все споры, исчезает упрямство, лицемерие и гордыня, рядом.
Неудивительно, что в конце спектакля мы оказываемся на кладбище, у могилы Пастернака.
ДВЕРЬ. САД. ОБРАЗ. ЛЕС. ВКУС. ВЗГЛЯД. Каждого ждёт своё надгробие
Должна заметить, что все женские образы постановки удивительны: очаровательная Светочка(Ольга Гапоненко) зажигает улыбки умиления на лицах зрителей, а Наталья( Арина Борисова) не оставляет шансов Монахову уехать из Ташкента.
Бабка, мужик, Путилин - второстепенные роли по сюжету, но основные на сцене; они освежают сюжет и вносят долю юмора в действие(Заслуженный артист РФ Александр Тараньжин).
На камерной сцене МТЮЗа поставлена талантливая пьеса с изумительными актёрскими работами.
Браво!
Спектакль МТЮЗа Дама с собачкой – весьма оригинальное прочтение классического произведения Чехова; казалось бы, классика, всё сказано, что ещё можно привнести в его прочтение?
И почему спектакли МТЮЗа нужно и дОлжно смотреть не только юным зрителям? (В зале присутствовала публика абсолютно разного возраста).
А ведь можно! И немало!
Интересное решение Камы Гинкаса позволяет оказаться внутри действия:
С самого начала зрители оказываются практически на сцене –их помещают в бельэтаж, перекрыв для спектакля часть зала (море), а настоящий песок, его фактура позволяет нам задуматься о быстротечности любви и жизни в целом...
У сидящих в первых рядах возникает полная иллюзия того, что они –полноправные участники действия.
Минималистичное оформление сцены не отвлекает от сюжета.
Гуров – Игорь Гордин вызывают симпатию, ему невольно сочувствуешь, хотя понимаешь, что он запутался в жизненных обстоятельствах, героиня же, исполняемая Марией Луговой, неоднозначный –ей пытаешься сочувствовать, но эмоциональная мощь, потенциал актрисы, её сила поначалу не вызывают жалости.
Анна Сергеевна же в исполнении Луговой самодостаточна, уверена в себе и независима.
Однако, словно пирожное - эклер, имеющее снаружи прочную корочку, внутри она, словно нежное содержимое, более, чем уязвима…
Неслучайно введён и дуэт мимов: они, словно знаки препинания, расставляют всё по своим местам, подсвечивают важное, говоря на отвлечённые темы…
Сценические же костюмы переносят нас в эпоху ретро: канотье героини мгновенно уводит нас от суеты будней, вызывает приятное ощущение каникулярной беззаботности, а купальные костюмы мимов напоминают о пляжных забавах…
Отдельного внимания заслуживает и музыка Леонида Десятникова: она, пронизанная ретро –мотивами, пронзительно-тревожна, именно она то держит в напряжении, то отпускает зрителя –это пульс спектакля…
Лодка же, появляющаяся то явно, то отдалённо на протяжении всего действия, на мой взгляд, является олицетворением движения, общей динамики повествования: герои движутся, но куда?
Что это? Лёгкое увлечение, переросшее в роман и длящееся по инерции? Роковые страсти? Побег от быта? Куда движется эта лодка? И движется ли вообще? Или она села на мель, а всё её движение –лишь колыхание от ряби на волнах? На эти и многие другие вопросы отвечает этот спектакль.
“Жизнь –пренеприятная штука. Сделать её прекрасной очень нетрудно…”.
По аннотации я сразу понял, что мне спектакль «Всё кончено» подойдет. В итоге всё так и получилось: и пьеса от Эдварда Олби оказалась классической, известной на Бродвее с 1971, и странное (на слух) место показа — «театр в фойе» — подходящим и удобным.
Очень атмосферно: погружаешься в ситуацию и даже антракт не сбивает...
Перед нами проходят последние часы жизни (невидимого в этой постановке) мужа, любовника, друга, отца. Врач сообщает о состоянии умирающего, напирая на слово «слабеет». Сиделка ведет наблюдение. Жена, любовница, друг, двое взрослых детей в ожидании известия о смерти говорят о себе и друг о друге.
Никого не волнует наследство. Но разговоры — всё болезненнее и откровеннее. Собравшиеся чувствуют, что всё кончено не только для него, но и для них.
При этом жена и любовница проявляют друг к другу больше тепла и понимания, чем дети и мать.
Спектакль, сделанный словно под Чехова. Четыре женских персонажа и три мужских. Большой прямоугольный стол. Отсутствие действия. Герои раскрываются через монологи, которые кто-то из профессиональных критиков назвал ариями. Очень метко, кстати. Действительно сменяют друг друга ария Жены, ария Дочери, ария Друга...
Так почему же спектакль так нравится? И мне, и вообще многим. Режиссеру, благодаря очень удачному подбору актеров, удалось создать ансамбль, адекватный происходящему в пьесе. Каждому веришь. Но главное в том, что они — все вместе. Правда, почти всех героев играют актеры, которые на 10-20 лет моложе своих прототипов. Но Театр юного зрителя имеет на такое прочтение полное право.
Пьеса авторства небезызвестной в свое время драматургини Ольги Мухиной, ныне воцерковленной вроде. Эта пьеса будто для этой сцены создана. Камерной, настраивающей на лирический и (или) провокационный лад. И с безошибочно хорошим вкусом.
Так что же за пьеса? В 1994 год все-таки написана, такие давние времена, мы теперь другие, столько пережито, и что же в остатке и осадке. Возможно, именно то, что показывают зрителю за стеклом. За стеклом красивой веранды дачного дома. Пианино, круглый стол, французские песни. Люди разных возрастов и стопроцентно одного сословия (круга) отдыхают. Пьют шампанское и иногда другие напитки. Чай не пьют и не предлагают, не говоря уж о кофе. К концу мы выучим все заначки. Под верхней крышкой пианино – раз, в баке у входа – два, между окнами, в фонаре – три. Женщин и мужчин тоже по три (ну почти, мужчин три-с-половиной). Из дам две Тани, одна молодая, тонкая (Алла Онофер), совсем девушка, ей очень идет шляпка-цветок, облегающее платье и быть томной. У этой Тани игра началась, выбор, правда, невелик, пал на мужчину среднего возраста Иванова (Игорь Балалаев). Таня вся такая дивная, крутится перед ним, арсенал предъявляет: каблучки, улыбки, изгибы, сам соблазн. Ну а Иванов обленился, ему удобно в состоянии нерешительности находиться, да и жена есть, кстати. Таней зовут.
Жена Таня (Екатерина Кирчак) появляется красиво и эффектно на этой даче. Она в балахоне и в шляпе (другого фасона, не цветок), она очевидно умна (не знаю, как умудряется это преподнести актриса, но сразу ясно), она немножко клоун, подает ручку зрителям первого ряда так смело и представляется «я Таня», становится ясно – эта Таня круче, хоть и старше. За эту Таню-постарше и поведется драка между мужчинами. Есть еще старик Козлодоев – Охлобыстин (Александр Тараньжин блистательный) Василий, у него, Василия, в личной жизни всегда полный рукав, любовница, и он не против сменить-заменить ее на старую привязанность, а там муж. Дерутся по-старому, на кулачках.
Немало юмора, к слову, в спектакле, без звериной серьезности относимся ко всему, да. Это же просто светская хроника, что вы. Люди-то живые, а хроника про них светская получается по-любому.
Вынос тела и сердца за стекло. То у одного, то у другого.
А Зина (Екатерина Александрушкина), единственная тут не-Таня, на которой Охлобыстин не хочет жениться ни в какую, да она просто пропустила момент заставить, вместо этого заботилась о нем и о своем месте в этом дачном доме, при этом женщина высокая - красивая, не то что Таня-Таня. Впустую. Правда, Таня на пианино играет (может и в этом суть?), но так..плохенько же. Можно потерпеть что называется, желательно недолго. Но не жениться.
В общем, ни сюжета толком не накрутили, ни морали какой –никакой не преподнесли. Сплошное изящество и тонкие намеки.
А красиво.
И Таня-Таня в черных платьях, они будто из картины Ренуара вышли (Девушки в черном). Ровно такой импресьон.
Еще бы не забыть про важного человека, которого в конце тоже здорово отлупили. За дерзость или просто так. Антон Коршунов его играет, рабочего без имени-фамилии. Который говорит на ломаном французском, цитирует философов, но его все равно в дом и в свой круг не пускают, красивые и влюбленные друг в друга ценители шампанского.
Так что, мораль все же есть. Да.
Недавно посмотрела в МТЮЗе «Даму с собачкой» Гинкаса.
К своему стыду, про Каму Гинкаса я в принципе узнала всего 4 года назад, и то почти случайно — была на встрече «О театре. Виктюк, Левитин, Гинкас» (и из этой троицы мне в тот момент был интересен только Виктюк). До этого МТЮЗ меня как-то не привлекал — в названии отчетливо слышался «юный зритель», но на детских форумах его не рекомендовали так же рьяно, как детские театры (удивительно, да?). В общем, на той встрече я поняла, что Кама Миронович человек очень интересный. И зацепилась за название тогдашней премьеры — «Кошка на раскаленной крыше». Ее и смотрела первой в МТЮЗе :) Потом были «Кто боится Вирджинии Вульф», «Скрипка Ротшильда», «Отец Сергий»… Все спектакли Гинкаса, что я видела, отличаются необыкновенной глубиной. Кажется, режиссер раздвигает покровы, все наносное и заглядывает в саму человеческую душу. Это театр не развлекательный, тяжелый даже отчасти, но затягивающий — если ему дать такую возможность. Всего-то нужно открыть разум и позволить себе чувствовать вместе с героями…
Вот «Дама с собачкой», на мой взгляд, настолько «гинкасовский» спектакль, что даже если бы я не знала имя режиссера — угадала бы. И вместе с тем он настолько не похож на то, что я видела раньше! Начиная с пространства спектакля все одновременно и захватывающе, и так по-мтюзовски традиционно, и заканчивая забавными «господами курортными» в полосатых трико. Сам прием введения персонажей — «хора», почти коверных, оттеняющих главных героев и сопровождающих действие, не нов (хотя спектаклю-то больше 20 лет, вероятно, на премьере он был поновее, чем сейчас), но в МТЮЗе мне именно такой ход не попадался еще.
Но я отвлеклась от собственно спектакля. «Дама с собачкой» — Чехов, рассказ о, казалось бы, банальном курортном романе… Пересказывать смысла нет, надеюсь.
В этом случае режиссер, с одной стороны, «упростил» спектакль, введя «господ курортных», которые, и правда, весьма разбавляют серьезность основной линии и переживания главных героев. С другой же стороны, благодаря этим господам зритель не просто погружается в психологические омуты и лабиринты, страдая вместе с героями, но пребывает на своеобразных качелях: серьезное-смешное-глубокое-смешное-печальное-смешное… В итоге же впечатление очень сильное. И это идеальное воплощение чеховского рассказа. И то, что произошло в ее номере между Гуровым и "дамой с собачкой", показано! Но очень символически.
Для нас играли:
Гуров — Игорь Гордин
Анна Сергеевна- Мария Луговая
Господа курортные: Александр Тараньжин, Андрей Максимов
Ну, Игорь Гордин — это Игорь Гордин! Он великолепен :) Мария Луговая совершенно очаровательна в роли Анны Сергеевны. Легкая, юная, такая наивно-увлеченная вначале, переживающая из-за своего «падения», — и такая решительная, предприимчивая, мудрая после. Гуров же, кажется, наоборот, в начале этакой пресыщенный надменный слегка мужчина, практически от скуки заведший романчик с чужой молоденькой женой, после становится растерянно-непонимающим того, что творится в его душе... интрижка на наших глазах вырастает, оказываясь настоящей любовью - той, которую ждут, наверное, все, но испытать удается не каждому. Сладость встреч и боль расставаний, вечное ожидание и словно украденные минуты близости, бессмысленность всего, что не-Любовь... а это вся жизнь! Ведь у героев свои семьи, дети, обязательства. Чехов...
Вернемся к спектаклю. Пространство его максимально неожиданное: зрители сидят в бельэтаже, под самым потолком, а сцена... Нет, настоящая сцена театра там, внизу, в темноте, а действие разыгрывается на помосте прямо перед зрителями.
Честно говоря, до начала спектакля я слегка переживала даже: задника никакого нет, а там же, по всему выходит, должен быть обрыв! На самом деле это шикарное решение: мы видим море! Далеко, в густеющей темноте золотом отливают парящие где-то, где вода сливается с небом, лодки...
Я просто влюбилась в это пространство, в это его решение, которое, опять же, без единого новомодного приема: без лазеров и видеопроекций, без дыма даже, позволяет показать идеально точно место, будь то пляж, набережная, комната или улица в небольшом городке. Художник-сценограф - Сергей Михайлович Бархин. Как я заметила, он любил использовать некрашеное дерево, и этот спектакль не исключение. Единственная уступка - синий цвет моря. Здесь же это дерево кажется особенно уместным, пропитанным солнцем, морем, почти светящимся! И когда Гуров возвращается домой, всю эту солнечность драпируют невнятно-серой тканью, что сразу меняет атмосферу. К слову, в этой постановке много простых, "природных" элементов: то же дерево, песок, вода...
Достаточно малое все же пространство, думаю, диктует свои правила: и все герои запросто ходят по проходам зала, ибо "кулисы" оказываются в зрительском фойе. Кстати, именно поэтому на спектакль нельзя опаздывать - вход в театр после начала спектакля по техническим причинам невозможен, даже антракта нет. Правда, надо отметить, что начало спектакля гуманно слегка задерживают, полагаю, дожидаясь обязательных опаздывающих.
Как вы понимаете, мне понравилось. Да, не развлекательное, если вам хочется отдохнуть и похохотать, не думать ни о чем, а просто развеяться - вам сюда не стоит идти. Дождитесь нужного настроения и тогда сможете прикоснуться к прекрасному и восхититься этим обманчиво кажущимся простым спектаклем.
На сцене гробы похожие на дома уездного города. Главный герой рассказа Чехова — Яков по прозвищу Бронза, уездный гробовщик и скрипач, играющий на свадьбах. Женат, но свою жену "заметил" только когда она смертельно заболела. Живую, он меряет ее и мастерит ей гроб, считает убытки. После её кончины умирает сам - он не умеет жить без нее.
Кама Гинкас поставил "Скрипка Ротшильда" в 2004 году, но увидела её я только сейчас. В спектакле задействованы четыре человека:
Яков - Валерий Баринов
Ротшильд - Игорь Ясулович
Марфа - Арина Нестерова
Фельдшер - Алексей Дубровский
«Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.», но поздно…
Впечатление от спектакля сильное и гнетуще-философское. Мы не наблюдаем за жизнью героев и их диалогами, мы слушаем дословный рассказ переданный им самими.
Деревянные балки не только присутствуют как декорация, но и участвуют в озвучании всего происходящего.
Валерий Баринов в роли Якова Бронзы великолепен! Конечно же стремилась увидеть в большей степени из-за него. Мы наблюдаем запоздалое пробуждение души и разума главного героя.
Героиня Арины Нестеровой очень убедительна. Преркрасное воплощение сложной судьбы русской женщины.
После смерти ее образ становится куда более живым, чем был при жизни Марфы. Ведь это Марфа из его воспоминаний.
Фельдшер - изюминка рассказа.
Игорь Ясулович в роли Ротшильда трогательный и стойкий одновременно. И очень подвижный. Он бегает, падает, прыгает, вскарабкивается на высоченные декорации (не один раз)…
А вот скрипки в физическом смысле на сцене нет! Её заменяет пила, на которой виртуозно играет Ротшильд.
"Скрипка Ротшильда" - спектакль сильный, но и очень тяжелый.
Спектакль «Маугли» в Московском театре юного зрителя по рассказам Киплинга «Книга джунглей».
Актёры играют животных с невероятно точной передачей звериных движений и повадок. Животные не куклы и не люди в пушистых, плюшевых костюмах. Костюмы зверей тут в виде роботов-трансформеров с головами животного. Как же это красиво, неожиданно, современно и ново. Создаёт полную иллюзию настоящего звериного общества с зубами и когтями. Только за костюмы можно отдать спектаклю первенство.
Сценография безупречная: световые эффекты удачные, танцы животных, хореография, звук и песни. Все в совокупности делает спектакль живым, динамичным, ярким и атмосферным.
Как многообразен мир животных на сцене: слон, действительно огромных размеров, волчья стая, шакалы, Тигр Шерхан, медведь и пантера Багира. Мир обезьян раскрыт в полной художественной и биологической достоверности.
Битва буйволов завораживает без слов и язык жестов становится понятен и современным детям. Мы стали частью мира джунглей, прониклись каждым героем и прожили становление Маугли от младенчества до полного отречения и ухода в мир Людей. Этот момент был трогательным и проникновенным.
Атмосфера звериной силы, мощной энергии и взаимопомощи.
Закадровый голос, комментирующий происходящие на сцене события, удивительно подходит и вписывается в действие. Он как-будто исходит из глубины леса, из самых недр джунглей.
Спектакль не для малышей, возрастной центр 6+. Спектакль очень понравится детям, любителям роботов-трансформеров. Это находка для современных детей. Родители получат эстетическое удовольствие и наслаждение реалистичностью мира джунглей.
Театр потрясающий. Я видела здесь постановок 8. нет ни одной плохой. Вчера были на "леди Макбет нашего уезда". Впечатление очень сильное. Настолько качественный спектакль, который захватывает и не отпускает. Прекрасная классика в прекрасном исполнении. Также очень советую спектакль по Хармсу. Есть там чудесный спектакль "С любимыми не расставайтесь". Этот театр стал моим любимым в Москве.
Моё знакомство с МТЮЗом произошло вместе со спектаклем «Леди Макбет нашего уезда» по повести Николая Лескова. Это даже хорошо, что мои хотения осуществляются не сразу, а в своё время!!! Не могу сказать, что я бы советовала посмотреть этот спектакль всем – нет... После просмотра кинуться читать и перечитывать Лескова не хочется. Актёры выкладываются за два часа по полной. Декорации замечательные, интересно разглядывать и наблюдать взаимодействие героев с предметами, а сцена под наклоном создаёт особое восприятие тревожности. Весьма своеобразное видение Камы Гинкаса. Режиссёр поставил спектакль так, что сразу видна абсолютная любовь, не знающая никаких границ, запретов, доводящая до беды и краха всех надежд. Отсутствие антракта не позволяет расхолаживать эмоции, но в то же время создаёт ощущение затянутости. Временами было жутко! Екатерина Львовна избавилась от свёкра, мужа, маленького племянника, сделала подельником любимого человека и отказалась от собственного ребёнка в тюремной больнице… Страшней влюблённой бабы зверя нет! Браво режиссёру, т.к. отталкивающий сюжет он сумел поставить так, что хотелось смотреть до конца, не смотря на знание окончания повести.
P.S. Валерий Баринов моя отдельная любовь! Прекрасен! Ради него, при первой возможности, продолжу изучать репертуар МТЮЗа.
Я, англоман (переводчик и преподаватель английского) и большая почитательница произведений Агаты Кристи, была очень обрадована попасть на спектакль «Свидетель обвинения».
Чисто английская история с не очень счастливым концом, в жанре детектива с элементами трагикомедии в постановке Генриетты Яновской в МТЮЗе доставила просто колоссальное удовольствие.
Я почему-то не помню эту вещь, хотя творчество Агаты Кристи, считала, знаю хорошо – не пропускаю фильмы, сериалы и имею солидную коллекцию книг ее пера.
Оттого, впрочем, было еще интереснее, поскольку я не знала, кто убийца и чем всё завершится.
Легко войти в смысл происходящего на сцене помогла прекрасная игра актеров театра.
Безусловно, овацией встретили Народного артиста РФ Игоря Ясуловича (в роли Сэра Уилфрида Робартса), который, несмотря на солидный возраст, на сцене отдавался на 100%, танцевал, курил, веселил.
Буквально за неделю до похода в театр я смотрела передачу по каналу «Культура» про курс Игоря Ясуловича, где продемонстрировали отрывок из этого спектакля, а также показали исполнителя главной роли Леонарда Воула Константина Ельчанинова.
Ольга Демидова (в роли роковой красавицы Ромэйн) очень импонировала эксцентричностью исполнения, пластикой, и кошачьей манерой речи.
Также в паре с Ясуловичем гармонировал вальяжный Александр Тараньжин (в роли Мэйхью) – они будто Шерлок Холмс и Доктор Ватсон распутывали дело.
Понравились и актеры в маленьких ролях, а именно Наталья Мотева в роли Греты (очень органичная, приятная и характерная), Надежда Подъяпольская в роли Джанет Макензи (веселая и эксцентричная), задиристый Максим Виноградов в роли Инспектора полиции Хёрна. Наверное, с этими ролями связаны самые смешные моменты спектакля.
Чисто английское преступление совершается в чисто английской атмосфере, которую я люблю в отечественных постановках Агаты Кристи не меньше (а то и больше), чем в британских. Почти 100 зонтов на сцене, дождь, красная телефонная будка, гвардеец в медвежьей шапке, строгие костюмы, мебель, сумрак и ламповый свет – всё подчеркнуто англицировано (сценическое пространство известного Сергея Бархина, костюмы – Татьяны Бархиной).
Сначала пришло в голову сравнение со сценографией в спектакле «Записки Пиквикского клуба», который я однажды смотрела во МХАТе Чехова, но здесь только внешнее сходство, «Свидетель обвинения» в ТЮЗе более позитивен и легок, несмотря на трагизм.
Музыка в конце второго акта напомнила оною в старом советском фильме «Мышеловка» с Никитой Высоцким по Агате Кристи, который я также люблю. Еще пришло в голову небольшое сравнение с французским детективом Аллы Суриковой «Ищите женщину».
Все навеянные ассоциации еще больше создавали атмосферу загадки, радости и азарта, когда параллельно с героями распутываешь в голове детективную историю.
Для меня английский детектив нескучен, потому что в нем до последнего саспенс, всегда интересна развязка, а с детства просмотры детективов (например, старого английского телефильма про Мисс Марпл с Джоан Хиксон) вызывают ощущение праздника.
Была рада посетить МТЮЗ, и хоть он небольшой, но в самом центре (метро Тверская), уютный (а какая 5-метровая люстра в зрительном зале), посмотреть портреты актеров, окунуться в театральную жизнь.
От приглашения на спектакль "Свидетель обвинения" отказаться невозможно. Агата Кристи... Моя любовь...
Да и "Свидетель обвинения" - одно из любимых произведений. Я даже как-то делала обзор по фильмам, снятым по этому рассказу Агаты Кристи.
Так что сюжет известен. Но все равно... Агаты Кристи много не бывает.
14 октября я отправилась в Москвский Театр Юного Зрителя, чтобы посмотреть "Свидетель обвинения" в постановке Генриетты Яновской.
И это было прекрасно!
Создатели спектакля постарались на славу. Они словно отправили нас в Англию. На сцене создана неповторимая английская атмосфера и со сцены звучит "тонкий" английский юмор.
Конечно, все это немного шаблонно. Но зато так узнаваемо. Английский туман, неповторимые красные телефонные будки, гвардеец в меховой шапке... Ведь именно так и представляется для многих Англия.
И много зонтов. А как же без них? Вся сцена в зонтиках, зонтики в руках действующих лиц и даже в постановке танцев использованы зонты.
Надо отметить, что танцев в спектакле много. Они как неотъемлимая часть сюжета - дополняют и раскрывают его и характеры героев.
И, конечно, музыка. Старые песни, наверное, популярные в свое время создают дополнительную атмосферу.
О сюжете "Свидетеля обвинения" говорить много нет смысла. Он известен, и в этой постановке от традиционного создатели отошли только чуть-чуть, добавив английского колорита.
Но если кратко, то как-то так: "Молодой человек обвиняется в убийстве престарелой дамы. Спасти его от висельницы может только надежный свидетель, который обеспечит ему алиби. Такой только один - жена молодого человека. Но словам жены веры нет. Поэтому во время суда происходят совершенно невероятные события".
В спектакле занят прекрасный актерский состав.
Игорь Ясулович в роли сэра Уилфрида Робатса, адвоката, великолепен!
Настоящий английский джентельмен! Сколько в нем благородства, ума и... юмора. А какие пляски он на сцене устраивает. И это не смотря на возраст.
В роли жены обвиняемого Ромэйн - Ольга Демидова.
По замыслу постановщиков спектакля она выступила этакой утонченной дамой, женщиной-вамп, готовой соблазнять всех и каждого. Несомненно при создании ее образа за эталон была взята Марлен Дитрих, исполнившая эту же роль в фильме 1957 года.
Но, увы... Превзойти великую Марлен ей не удалось.
Зато мне в спектакле очень понравились молодые актрисы Наталья Златова и Наталья Мотева, исполнившие роли секретарш. Очаровательные актрисы! Их имена стоит запомнить.
Спектакль отличный! Рекомендую всем при возможности посмотреть эту постановку.
Хотя тут следует предупредить. Создатели спектакля пошли на некоторую вольность - герои на сцене курят. По-настоящему. Поэтому противники этого дела будьте готовы к дыму, расползающемуся по первым рядам партера.
Крохотный обшарпанный зал, куда надо идти по служебному входу. Переигрывающие актёры. Отсутствие сцены - вместо этого на полу стоит металлическая конструкция из стульев. Театр давно не ремонтировался, он пыльный, грязный и неухоженный. Гардеробщицы и билетёрши - просто звери, кидаются на людей, как советские продавщицы. Костюмы актёров и декорации - дешёвые.
Однажды сходила, больше не пойду.
"Дама с собачкой" по одноименному произведению А.П.Чехова была с самого начала необычной и удивительной постановкой для привыкших к традиционному залу и сцене зрителей. После звонка всех из фойе пригласили подняться наверх, где расположен бельэтаж театра. Внизу, в партере, была наполненная звуками темнота, и в глубине пространства, там, где должна быть сцена, покачивались на воде лодки. Кричали чайки, плескались волны, шумел морской ветер. Прямо перед рядами были устроены подмостки, которые играли роль пляжа, улицы, квартиры и всего-всего, что сопровождало героев спектакля. Сами герои были тоже удивительными - "курортные господа" в забавных полосатых купальниках, которые выполняли самые неожиданные роли. Они были и отдыхающими в приморском городке, и рабочими - устанавливали серый тоскливый забор напротив окон Анны Сергеевны, и даже выполняли роль дождика и подмоченных им горожан. А еще они создавали атмосферу веселого, беззаботного отдыха, "плавали" за пределами обозримого пространства пляжа в невидимых волнах, а иногда кидались в "море" с разбегу. Все это сопровождалось приличествующими ситуации шутками и прибаутками. В общем, как могли, разряжали обстановку страдания и грусти, в которой с самых первых мгновений оказались главные герои - Гуров и Анна Сергеевна. Они страдали каждый по-своему, Гуров сразу же по приезде домой обеспокоился, что не может никак забыть свою курортную интрижку. Он должен был бы отвлечься повседневными делами, заботами о детях и жене. Но Анна Сергеевна не отпускала его и являлась ему во сне. Она-то начала страдать с самого первого свидания, но если бы её играла не Мария Луговая, всё было бы скучно и печально. Актриса наполнила свою героиню молодой неиссякаемой энергией, она не была "дамой", а скорее влюбленной гимназисткой. Собственно, так и было. Анна Сергеевна недавно закончила учебу и скоропалительно вышла замуж за нелюбимого человека. Из интереса, который никак не относился к любви и страсти. Здесь, с Гуровым, она познала запретные вещи, влечение и любовь к женатому человеку. Тайные свидания сопровождались громкими рыданиями, такими же яростными, как и её чувства. Но к этому плачу ребенка, знающего, что здорово нашалил, относишься с улыбкой. Чеховский текст читается от третьего лица, сразу же прочитанное обыгрывается главными персонажами и "курортными господами", причем последними с юмором и некоторым клоунским фарсом. Нечто волнующее и интимное происходило в тишине, прямо на глазах, такая любовь, от которой захватывает дыхание. Сцена близости была одной из самых сильных, хотя никаких обнаженных тел и страстных объятий показано не было. Белый полог играл роль и одеяла, и снежных сугробов, и песчаного берега. Их любовь была полита морской водой и присыпана нежным, мельчайшим песком. Курортный роман перерос в непреодолимую страсть, которая не позволяла жить в разлуке. Эта любовь была бескорыстной, деньги там совсем не упоминались. Только в сценке с банковскими служащими, которых исполняли те же "курортные господа", накинув прямо на полосатые купальники черные фраки. Там они сначала усердно перебирали, а потом подбросили в воздух пустые белые листочки как символ того, что деньги - это всего лишь бумажки и ценность их весьма сомнительна. Гуров прекрасно сыгран актером Игорем Гординым. Показаны все стадии его превращения из обычного искателя приключений на стороне, в человека, обреченного на тайную жизнь, с которой он никак не мог порвать. У Чехова это было как бы грустное, даже трагическое произведение. Ведь они нарушили моральные правила и должны быть осуждены и наказаны судьбой за свою любовь. Однако, проникаешься симпатией и переживаниями за этих двоих, случайно брошенных в объятия друг друга жизнью и не желающих эти объятия разорвать. В общем, когда актеры вышли на поклоны, это было неожиданно, так "не отпускало" действие до последнего мгновения. И тут появилась собачка на руках у дамы, что вызвало полное умиление у публики и мимимишные эмоции. Да, это был Чехов, его текст и его герои, но такие понятные и современные, так чувствующие зал, так виртуозно разыгравшие вполне обычную историю отпускного адюльтера, превратив её в пронзительную историю любви. Малая форма - два часа без антракта - очень удачно погружают в действие и не дают ни на минуту отвлечься от героев и их переживаний. Как-будто ты наедине с актерами, незримо присутствуешь в городе, на природе, на берегу моря, где родилась их любовь. Мы расстаемся с героями пьесы в момент, когда они пытаются найти выход из создавшейся невыносимой ситуации. Хочется верить, что у них все будет хорошо, что они преодолеют трудности и останутся вместе. Конечно, не хэппи-энд, но надежда на счастливый конец истории все-таки остаётся.
На «Четвероногую ворону» в МТЮЗ хотела сходить давно, а тут очень кстати появилось приглашение, и я, конечно, им воспользовалась. Было очень любопытно и немного страшновато, боялась, что запутаюсь, не пойму чего-то важного в спектакле, ведь он поставлен режиссером Павлом Артемьевым по произведениям Даниила Хармса, а значит, вместо смысла будет бессмыслица, вместо логики - абсурд, фантасмагория, игра слов и мысли. И все это – на сцене. Ой, не справлюсь…
На деле все оказалось совсем иначе. Я не учла простой вещи – наша жизнь столь плотно заполнена абсурдными ситуациями, что ничего сложного придумывать не нужно. Всё оказалось совершенно реально и до боли узнаваемо. Может быть, чуть утрировано, но не более того. Юмор, на первый взгляд, очень простой, пронизан жизнью и философией. Следить надо за актерами, не отрываясь, потому что важен каждый жест.
С самого начала сюжет кажется сугубо бытовым, но по мере развития событий начинаешь улавливать символы. Дверь, в которую так рвутся персонажи, но которая перманентно закрыта, то на учет, то просто закрыта и все, это символ надежды, несбыточной мечты, и когда эту дверь удается открыть, выясняется, что за ней - бетонная стена. Безысходность. Дверь приводит персонажей в отчаяние, символизирует бессмысленность всех усилий, бесполезность ожиданий, и даже неожиданный разговор о Боге происходит перед этой дверью. И снова разочарование и парадоксальный вывод – Бог за этой дверью, а значит, Бога нет, считает герой, иначе бы он открыл. Как-то так, если я правильно уловила. И все-таки в конце концов он увидит свой рай за этой дверью, такой, каким он ему представляется. Одновременно так легко достижимый и никак не дающийся в руки. Там жена будет в нарядном платье, нежная, красивая и любящая, а не осточертевшая баба. Там не надо будет часами дожидаться открытия магазина, чтобы увидеть пустые прилавки с муляжами банок из-под кильки, нет, здесь будет шампанское рекой и горы фруктов. И не надо переживать из-за оторванного рукава, спасать его, в раю будет фрак и белая рубашка.
Но пока, пока часами приходится ждать открытия магазина, раздражаясь из-за всего, что окружает: из-за киргизов, их песен, их семечек, просто их присутствия, из-за слишком резвого паренька Пети, который уведет из-под носа приглянувшуюся девушку, вообще из-за своей никчемной жизни. И так и не дождавшись открытия и не найдя магазину альтернативы, огребать от жены ненависть, и оставаться голодным и неприкаянным.
А на фоне этих терзаний проходит жизнь, и абсурдный быт, где супруги в лицо желают друг другу смерти, что не мешает, впрочем, мужу приревновать жену к дворнику.
Очень понравился актер, игравший роль мужика – Олег Ребров. Просто шикарен. Как он реагировал на каждую ситуацию, на поведение других персонажей, как легко было понять, что он доведен до крайней точки, при этом игралось это все практически без надрыва, очень естественно.
И актриса, исполнявшая роль его жены, София Сливина, ничуть ему не уступает, просто у нее роль поменьше. Чудесный актерский дуэт. Чего стоит только сцена, где она требует у него заткнуть щель в двери. А поедание капусты. Становится очевидно, как он голоден и несчастен.
Весьма недурен в роли Пети Арсений Кудряшов,.. то ли американец, то ли нет )). Его попытка жить красиво в заданных обстоятельствах вызывала умиление.
Да и остальные актеры, занятые в этом спектакле, хороши. Все прекрасно донесли характеры своих героев.
Спектакль понравился. Светлый и грустный одновременно, смешной и печальный, трогательный своей узнаваемостью и дико абсурдный, если смотреть с точки зрения здравого смысла. Но где он, здравый смысл, в нашей стране и в нашей жизни?.. А спектакль именно про нашу жизнь, тем и цепляет. И смеясь над героями, ты им искренне сочувствуешь, такие они все понятные и близкие.
И даже притча о четвероногой вороне кажется логичной и тоже про нас.
Театр в представлении не нуждается.
Приближается 100-летие театра, труппа располагает многими медийными актерами.
Здание расположено в центре, в пешей доступности от десятка станций метро.
Билеты всегда доступны в кассе, часто бывают по цене от 100 рублей. Фойе просторное, зрительный зал удобен, но вот на балконе не очень-то комфортно сидеть: ограничен обзор, не удобные кресла.