
| Биография, Драма |
| 16+ |
| Бакур Бакурадзе |
| 16 октября 2025 |
| 1 час 45 минут |


Не рекомендую! Совершенно, не для широкой аудитории, скучно, бессмыслица и тема не раскрыта, актёры ни какие…После посещения закрытого показа режиссёра Бакура Бакурадзе "Снег в моём дворе", тоже очень меланхоличный , угнетающий фильм, режисёр вышел на сцену для интервью и беседы со зрителями, все пытались увидеть тайный смысл , глубину мысли, какова была идея этого фильма и над чем стоит задуматься, но Бакур сказал , нет тут смысла , я просто снял отрывок жизни своего друга и всё…
И тогда он сказал ,что заканчивает съёмки фильма Лермонтов. Мысли были только такие - главное ,чтоб фильм про Лермонтова не был таким же никчёмным и скучным… Но оказалось , что еще намного хуже чем я думал…
Нарочно или случайно, анахронизм времени года в фильме как будто намекает на необязательную фактологическую достоверность картины и, может статься, на душевное состояние главного героя. Размеренность и созерцательность повествования, чуждая современному нам ритму жизни, чувственно перемещает зрителя в эпоху двухсотлетней давности, что, судя по отзывам, для многих оказывается невыносимым испытанием.
Формат одного (последнего) дня жизни Лермонтова, внутри которого драматургически выстраивается предыстория его конца и раскрывается его образ, выбран, на мой взгляд, очень удачно. Образ проницательного, глубоко чувствующего несовершенство этого мира, но умеющего наслаждаться жизнью поэта передан Ильей Озолиным во всей противоречивой полноте. Да и вообще выбор малоизвестных актеров только на руку "Лермонтову" - сплошь молодые интересные лица, органично вписавшиеся в атмосферу тогдашнего Кавказа.
Лермонтов всегда "восставал против мнений света" - и здесь свет воплощает в себе Мартынов - высокий, холеный, на белой лошади. В противопоставление Лермонтову, ласкающему дворняжку, авторы сопровождают Мартынова поджарыми и резвыми охотничьими собаками.
Я не читал стихотворение "Ночевала тучка золотая..." со времен школьных лет, но только теперь, благодаря этому фильму, я оценил его лаконичную глубину. Из всего творчества поэта только его режиссер и берет в свой фильм.
Подмывает сравнить "Лермонтова" с недавним "Пророком", и в этом сравнении, как по мне, безоговорочно побеждает первый: манерности и лощености фильма Умарова противостоит вдумчивость и первозданная красота в картине Бакурадзе. Возможно, сравнение этих фильмов в какой-то степени близко сравнению жизни их героев. Они, впрочем и умирают по разному: в отличие от Пушкина, Лермонтов, кажется, всегда был к этому готов.
Если Пушкин с Борисовым - краткая биография адаптированная для аудитории мультиплексов, яркая и талантливая однако, то «Лермонтов» совсем другой - медитативное погружение в атмосферу (ещё) одного мучительного дня поэта. Последнего.
Не смотря на это, оторвать взгляд от происходящего затруднительно - на фоне маловнятных, ленивых, как бы незначительных и одновременно живых, с бытовой точки зрения, персонажей/ диалогов, тысячелетние камни, столетние деревья и вечное небо масштабно и художественно разливаются по экрану.
Пейзажи предгорий Кавказа здесь герой поважней главного: он умрет, они останутся. Что уж говорить про второстепенных, у которых половина планов со спины. Как бы и не важно, кто смотрит на всю эту «вечную красоту».
Стенд-ап комик в роли первого после Пушкина - как у Германа-старшего: никто тоньше, точней и органичней шута не сможет так подвести к бездне внутреннего одиночества, запутанности и усталости.
Ироничная рифма - Лермонтов характеризуется окружением как «неприятный человек с желчными шутками». По сути, так можно сказать про объективное большинство артистов современной разговорной комедии.
И к финалу уже не задаешься вопросом, чем была дуэль для большого поэта и мелкого шутника. Медленно и необратимо, вековая природа с людишками нарушающими первозданность её ландшафтов и, отдельно, ещё одним, особенно грустным и отстранённым, подводят тебя к этой бездне.
В общем, как спел спустя (почти) 200 лет, про которые Михаил Лермонтов говорит в кадре, его тезка из группы «Телевизор»:
«Отчуждение, твой избранник
Спешит к тебе утром ранним,
Пока не проснулось солнце —
Глупое красное солнце…
Жги мой стон невнятный
Снегом своих объятий,
Пусть улыбаются звёзды —
Старые скучные звёзды…».
Отзыв пишу не про фильм, а про трейлер: не могу разобрать речь в 80% реплик. Некоторые фразы поняла со второго раза, некоторые так и остались загадкой. Пятигорск снят роскошно, но только ради видов идти на филь м, смысла, кажется, нет. "Чш-чш-чш.. А Лермонтов вообще знает, что взвщедит". Вспоминается реклама курсов английского в Реутове)) Зачем одевать актеров в исторические костюмы, если они говорят "вапще", тоже не понятно. Жаль, тема интересная, Пятигорск люблю. Сходила бы с удовольствием, но трейлер оставляет тяжелые впечатления, отзывы от зрителей - тоже.