Выставки Москвы

Покровский собор

7.8
оценить
Покровский собор

Традиционный символ Москвы снаружи и изнутри

В головах родителей часто рождаются причудливые версии, где Василий Блаженный становится то царем, при котором построили собор, то зодчим, которому после постройки собора выкололи глаза. По официальной версии, собор заказал Иван Грозный после возвращения из победоносного похода на Казань. Строили мастера Барма и Постник в 1551–1556 годах, и ослепили именно их (или его: есть предположение, что Барма и Постник в летописи — это имя и прозвище одного человека). Василием Блаженным собор Покрова Богородицы на Рву (ров в XVI веке проходил между храмом и Кремлевской стеной) назвали через тридцать лет после постройки в честь захороненного у стен церкви известного московского юродивого. Уже в XVII веке на этом месте возвели придел с шатровой колокольней. Всего собор объединяет девять церквей, а Покровским называется по центральной, шатровой. Изнутри это темное, тесное, нерационально устроенное пространство, где реконструированы несколько иконостасов с добротными иконами XVI–XVII веков.
телефон+7 (495) 698 33 04
адрес
подробнее
ценаВход 150–500 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьИсторический музей

Рецензия «Афиши» на музей

Фото Константин Агунович
отзывы:
766
оценок:
171
рейтинг:
1005

Традиционным символом Москвы можно любоваться не только снаружи. Правда, изнутри собор кажется много меньше, а если, стоя под центральным шатром, задрать голову — то еще и ниже. Все равно в его внутренностях можно заблудиться, а еще проще — застрять, подобно Винни Пуху, в каком-нибудь чересчур узком проходе. «Бред пьяного кондитера», — оценил великий Ле Корбюзье архитектуру традиционного символа. Всего собор объединяет девять церквей, а Покровским называется по центральной, шатровой. Василий Блаженный — название народное, неофициальное. Именуется так по имени московского юродивого, над могилой которого воздвигнуто творение зодчих Бармы и Постника. Творцов ослепили, чтобы неповадно было такую красоту еще где-либо возводить, а над могилой блаженного впоследствии была построена еще одна церковь, на месте разобранной северо-восточной галереи. В ней службы совершались ежедневно, а в соборе только в престольные праздники. Анекдот гласит, что храм выжил только благодаря Сталину, который воскликнул: «Поставь на место, собака», когда кто-то во время обсуждения плана реконструкции Москвы решил для вящей убедительности снять макет собора. В одном из приделов — крохотный выставочный зальчик, где проходят выставки церковной утвари, реликвий и т.д.

2

Отзывы пользователей о музее «Покровский собор»

Фото Наталья Tu
отзывы:
17
оценок:
17
рейтинг:
1
10
По следам ученых-реставраторов, экскурсия в Храме Василия Блаженного

Свершилось! Я впервые побывала в Покровском соборе, более известном как Собор Василия Блаженного. Он возведен по приказу Ивана Грозного после взятия Казани. А его место расположения традиционно было местом строительства обетных храмов. Эта поистине эксклюзивная экскурсия началась с ударного объекта - колокольни, на которую, к сожалению, посетителей не водят и в большинстве своем водить не будут... Но открою маленький секрет, вы сможете туда подняться, если посетите в течение сезона две колокольных лекции в соборе. О колоколах нам увлеченно рассказывал звонарь московского Кремля - Игорь Васильевич Коновалов. Лекции я себе обязательно запланирую, потому что была так поглощена открывающимися с колокольни видами на Красную площадь и парк Зарядье, что многое из рассказа упустила... Сейчас колокольня расписана имитацией кирпичной кладки, как и сам собор. Собранные здесь колокола тоже относятся к разным эпохам, они имеют свои имена, а их звучание зависит от толщины.
Строительство Покровского собора было завершено 12 июля 1561 года. Он построен из кирпича и белого камня, а сверху покрыт штукатуркой. Архитектура собора уникальна: восемь самостоятельных церквей расположились вокруг девятой, самой высокой центральной, в каждой проводились службы. В 1588 году к собору пристроили церковь Василия Блаженного, которая впоследствии дала народное название собору.
Любое сооружение живет своей жизнью и меняется. В 1950 годы реставраторами была частично восстановлена роспись, имитирующая кирпичную кладку и цветы, декор, который появился в 17 веке. В 16 веке никаких цветов на соборе не было. Пространства, примыкающие к церкви Василия Блаженного, часто перекрашивались, поэтому подлинную роспись восстановить не удалось. В разных частях собора реставраторами открываются росписи разных эпох от 17 до 19 веков. В 2011 году значимое место в экспозиции заняли хоругви, а последний раз их видели в Покровском соборе в 1929 году, тогда были прекращены богослужения и хоругви отправили в запасники и находились они в очень плохом состоянии. Большая удача, что они уцелели, ведь в 1930е годы были распоряжения сдать хоругви на переплавку и на металлолом, на то момент в соборе было более 20 хоругвей, сейчас около 10, музейные работники сохраняли их под разными предлогами. Хоругви двухсторонние и художник по экспозиции нашел интересное решение - витрины расположены под углом, а с оборотной стороны стоит зеркало, чтобы была видна и оборотная сторона. В 1924 году в соборе начинается невиданный музейный эксперимент - замена старых иконостасов 18-19 века на новые - тябловые. Этому было много противников. Но в 1920 годы разрушаются храмы по всей стране, а в Москве образовывается государственный фонд, куда на подводах свозятся лучшие образцы древнерусской иконописи из разных губерний и люди, работающие в Покровском соборе, имели возможность отбирать великолепные экземпляры 16 века. Сейчас в соборе можно увидеть прекрасные иконы, но отношения к Покровскому собору они не имеют. На южной стороне фасада собора раньше располагалась подлинная икона Покров Пресвятой Богородицы. Но погодные условия и действие высоких температур разрушало красочные слои 18го столетия, поэтому в 2007 году реставраторами было принято решение поместить икону внутрь храма. Долгое время место на фасаде пустовало, а оставшаяся лепная рама давала понять, что здесь что-то должно быть. Попытки сделать баннер, как и другие варианты, оказывались неудачными. В 2010 году открываются две иконы на Спасской и на Никольской башнях. Их писали на специальном штукатурном слое современными акриловыми красками, отступив от стены. Так же поступили реставраторы Покровского собора. Технология себя оправдала, краски долгое время не выгорают. Икона была торжественно освящена. В соборе для нас выступил прекрасный ансамбль духовной музыки "Дорос". Это было очень красиво и талантливо! Основной своей миссией исполнители называют пропаганду и сохранение традиций народного и церковного пения. Почему в церкви такая хорошая акустика? Под куполами в стенах можно увидеть отверстия, в них замурованы голосники (глиняные сосуды похожие на кувшины). В соборе голосники изучаются и с этим связана забавная история. Когда специалист по средневековой керамике поднялся под купол для изучения, на сосуде обнаружилась ручка и носик, совершенно ненужные вещи для голосника. Предположительно, мастера, строившие собор, чтобы не изготавливать голосники, приобрели обычные кувшины и вмонтировали их в стены церкви. Высота собора усложняет изучение голосников. Сначала были подняты архивы реставраторов 1950х годов, они педантично все отмечали, рисовали на полях профили сосудов, которые находили в стенах, затем стали изучаться голосники в церкви Трех Патриархов, в которой они расположены ниже, чем в других. Так в экспозиции появился реальный голосник. До сих пор не известно кто построил собор - русские зодчие или иностранный архитектор. Ведь композиция храма аналогов в древнерусском зодчестве не имеет. Все это конечно нужно видеть... а не читать мой отзыв.
В 2018 году Покровскому собору исполнилось 457 лет.
15 августа собор приглашает всех на празднование этой даты!

0
Фото Галина К
отзывы:
56
оценок:
56
рейтинг:
4
10

4 августа я с группой блогеров выбралась на экскурсию в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Первое, что я сделала, выйдя на Красную площадь с Ильинки, естественно, собор сфотографировала. Чувствовала я себя при этом очень странно, ну как будто я гость, турист в своем родном городе. Почему-то, когда я бываю на других экскурсиях по Москве, такого чувства не возникает, а тут... Наверное, сказалась статусность храма, тот факт, что не видеть его за всю свою жизнь, живя в Москве, я не могла, и раз фотографирую, значит, и не жила. ))) Ну вот какой-то такой странный ход мыслей, наверное. Справившись с одной странной мыслью, поймала себя на другой. Мне показалось, что собор я видела иным. Н-да, "надо чаще встречаться". Не уверена, не помню точно, но мне показалось, что не было раньше вот этих белых линий, расчерчивающих стены собора на кирпичики. Директор музея, Татьяна Сарачева, которая провела для нас эту замечательную экскурсию, рассказывала, что в разное время собор был отделан по-разному и что первоначально именно под кирпич были расписаны его стены. И внутри, и снаружи. То есть этими линиями восстановили как раз первозданный облик, по идее. Но я не могла отделаться от мысли про новодел. Вот хоть вы меня убейте, эта роспись под кирпич придает собору какой-то искусственный, игрушечный, ненастоящий облик. Но это лично мое мнение и это единственное, что мне в соборе не понравилось.
В остальном все было чудесно. Да и как может быть иначе, когда экскурсию ведет человек, любящий и болеющий душой за свое дело. Татьяна три с половиной часа водила нас по собору, увлеченно о нем рассказывая и с удовольствием отвечая на вопросы. Время пролетело абсолютно незаметно. Мы ходили по собору одни, для остальных посетителей собор был уже закрыт. Это превосходно - не толкаться локтями с китайцами, а спокойно походить и полюбоваться на эти древние стены. В этом году собору исполнилось 457 лет!
Кроме того, для нас открыли такие уголки и закоулки собора, куда обычно посетителей не пускают или пускают очень редко. Первым делом мы поднялись на колокольню вместе со старшим звонарем Покровского собора Игорем Васильевичем Коноваловым. Подъем на колокольню - это всегда само по себе удовольствие: старые лестницы, каменные и деревянные, запах чего-то "из детства" (хотя в моем детстве никаких колоколен не было, но вот поди ж ты, такая ассоциация, видимо, просто из-за одинаковой давности лет)). И вообще ощущение причастности к чему-то удивительному: вот ты лезешь туда, куда обычно поднимается человек, по воле рук которого над городом раздается колокольный звон.
Нашей первой задачей было вылезти по крутой деревянной лестнице наверх и при этом не использовать свою голову в качестве била для огромного колокола, который висит как раз над лазом, чуть правее. Игорь Васильевич сам контролировал, чтобы каждый, поднимаясь, пригибал голову и сразу сворачивал налево. Я не буду мучить вас рассказами о колоколах, кому интересно, сами можете сходить на экскурсию. Скажу только, что они прекрасны. Здесь, на колокольне Покровского собора, собраны колокола разных веков, начиная с 16-го! Все они выглядят и звучат по-разному. У каждого своя история. Я, откровенно говоря, наслаждалась не столько историей, сколько самим вот этим ощущением - ты стоишь в самом сердце Москвы на колокольне древнего собора, слушаешь колокольный звон, а внизу кипит вполне современная жизнь. С колокольни хорошо любоваться родным городом, еще бы строительные краны не портили картинку, но тут уж ничего не поделаешь
Но меня почему-то больше всего заворожил шатровый купол. Если смотреть на его конус снизу, то создается ощущение, что куда-то туда, ввысь, уносится не только колокольный звон, но и ты сам. Я не знаю, может быть, сама форма купола, может быть, стремящиеся вверх окошки создают этот эффект, а может, просто моя собственная фантазия, но мне очень понравилось.
Натешившись с колоколами (нам даже дали пару раз в них ударить, кто хотел, а вообще, здесь, как, впрочем, и в любой действующей церкви, можно позвонить в колокола на Пасху), спускаемся вниз, к подножию колокольни. Снаружи нее находится большая икона Покрова Богородицы. Оригинал ее сейчас хранится внутри, в соборе, а снаружи только копия, но тоже красивая. Очень долго это место мучили экспериментами, одно время вообще просто стояло, закрашенное белой краской, никак не удавалось найти компромисс между оригиналом и чем-то удобоваримым, пока не нарисовали вот эту копию акриловыми красками, которые хоть и ярче оригинала, зато устойчивы к воздействию нашей не слишком ласковой погоды.
И наконец через дверь в подклет входим в собор. Историю собора можно почитать на его официальном сайте. Напомню только, что построен он был 457 лет назад по приказу Ивана Грозного в честь завоевания Казанского царства, дата завершения строительства известна точно благодаря недавно найденным записям прямо в росписях собора, это 12 июля (по новому стилю) 1561 года. И теперь каждый год 12 июля празднуется "День Покровского собора». И только в этом году из-за чемпионата мира по футболу праздник перенесен на 15 августа, день памяти святого Василия Блаженного. Спешите видеть )). Собор действующий, но одновременно он является частью Исторического музея. Это сотрудничество позволяет сохранять и дух храма, и его реликвии. Интересно, на мой взгляд, будет туда сходить самым разным людям. Кто-то просто захочет побродить под его древними сводами и полюбоваться на росписи, кто-то поклонится Василию Блаженному на праздничной службе, кто-то посетит экскурсию. А семьи с детьми могут принять БЕСПЛАТНОЕ участие в различных мастер-классах. Тут вам и бумагопластика, и каллиграфия, и рисование акварелью, и даже создание икон, включая их золочение. БЕСПЛАТНО каждый час по собору будут проводить экскурсии, а войти туда в этот день и побродить самостоятельно можно с 50% скидкой. Кроме того, вас ждет дегустация чая, а вечером в исполнении звонаря Московского Кремля И.В.Коновалова прозвучат колокольные звоны на колокольне собора. Официальная программа праздника есть на сайте собора.
Но я отвлеклась. Итак, мы входим в собор. Здесь Татьяна рассказала нам историю реставрации собора, показала, как он был отделан в разные периоды своей жизни. Какое-то время, например, он был раскрашен под природный камень. Реставраторы в разных частях собора оставили образцы отделки разных времен. Я уже упоминала, самая древняя - просто под кирпич. А мне все-таки радостней всего смотреть на отделку 17-18-19 веков, когда на стенах появляются растительные орнаменты и лики святых. Собор включает в себя девять различных церквей, соединенных красивыми сводчатыми переходами. Как же здорово бродить по этим закоулкам, натыкаясь то на храм, то на музейную экспозицию.
Больше всего из музейных экспонатов (из тех, которые мы видели, все там за один день не осмотреть, как я поняла) потрясают золоченые хоругви. Они за стеклом, а обратная сторона отражается в зеркале, очень здорово. Они великолепны.
Первая церковь, которую мы посетили, как раз церковь Василия. Она совсем маленькая, но бесподобно красивая, особенно ее невероятные Царские врата. Рака не содержит мощей, Святой Василий похоронен в земле, под спудом храма, так что она фактически является кенотафом, но зато красива.
Бредем дальше таинственными переходами собора по его церквям и часовням, разглядывая росписи. С разинутыми ртами добираемся до очередной церкви, где нас ждет потрясающий мужской вокальный ансамбль "Дорос".
Пятеро мужчин спели для нас а капелла три песни. Это было великолепно. Особенно третья песня. Голоса звучали столь мощно, что казалось, это не пять человек поет, а огромный хор. Под сводами старой церкви эти песни были абсолютно уместны и гармоничны, проникали глубоко в душу, завораживали, уносили с собой. Очень, очень понравилось, душевно.
Но на этом концерте подарки для нас не закончились. Впереди у нас было самое интригующее. Нам позволили выйти на внешнюю галерею, опоясывающую главную, центральную, церковь собора. Обычно туда никого не пускают, только во время парадов на Красной площади бывает допущена пресса, снимать с балкончика парад. Даже наш звонарь, который очень много лет работает в храме, был на этой галерее всего однажды, и вот теперь попал туда вместе с нами второй раз. Во как! Короче, нам сказочно повезло.
Вообще, мне показалось, что собор весь пронизан какими-то тайными ходами, лестницами, нишами. А лестницы там, я вам доложу, еще те. Такое впечатление, что в 16 веке, когда строился собор, все были тощими, долговязыми и с крошечным размером ноги. Ступени очень высокие и очень узкие при этом, а расположены они в столь узких норах - проходах, что я со своими бедрами с трудом в них вписывалась. И не только я, многие вообще боком пробирались. Причем та лестница, по которой часто водят туристов, еще довольно широкая, и ступени у нее покрыты деревянными панелями, удобно. А вот та, по которой лезли на галерею мы, очень красноречиво доносила мысль, что "кто-то слишком много ест" (с).
Выходим на узкую крытую галерею. При строительстве собор был городской доминантой - самым высоким зданием в Москве. Потом построили колокольню Ивана Великого. Ну а теперь ((... Но все равно смотреть на город оттуда очень необычно. И меня даже не столько городские пейзажи порадовали, сколько возможность взглянуть на главки церквей собора со столь необычного ракурса и так близко. Ну и вообще, вот это само ощущение, что ты на крыше, да еще на такой крыше. Дух захватывает! Есть в нас что-то от кошек. )) Хотя там, где ограждения галереи разрывались и можно, теоретически, ступить на саму крышу, становилось даже жутковато. Раз - и ты скатился на голову зазевавшемуся туристу. Вот у него впечатлений от Москвы-то было бы.
С огромным сожалением покидаем галерею, когда солнце уже начинает клониться к закату. Оторваться не могу. Как жаль уходить! Как хорошо, что мы сюда попали!
Под впечатлением от галереи я, честно говоря, не очень внимательно слушала про то, что мы видели дальше, просто наслаждалась каменными переходами собора и его церквями.
Помню, например, расчищенную роспись 17-го века, а расчистили ее... от росписи 18-го, кусочек которой, более яркий, тоже оставили. Скажите мне, много ли мест, где 18 век воспринимается как современный новодел, от которого избавляются ))).
И в церкви тоже снесли барочный иконостас 18 века, типа слишком новый, и восстановили 16 века. Иконы подлинные 16 века, но, конечно, не из этого собора, никто уже не знает, какие именно здесь были, можно только предполагать. И стены, и купол тоже сделали под 16 век.
Ну и просто ходила любовалась по расписным переходам. Выходим на одно из сказочных крылец собора. Тут тоже очень красивая роспись. Татьяна сказала, что нет ни одного повторяющегося цветка на потолке. Здесь нам тоже предоставляют возможность выйти на внешнюю галерею. В отличие от верхней, на эту галерею раньше пускали туристов, но потом от этого стали страдать уникальные росписи, и галерею закрыли,.. но не для нас )).
Проходим в центральную церковь собора с очень красивым иконостасом. Да и вообще местами отделка этой церкви очень нарядна. Местами, потому что после реставрации выглядит она довольно странно: одной части возвращен облик 16 века, другой - 17-го (или 18-го, вот не помню уже, но в любом случае более поздний период).
А под куполом именно этой церкви были обнаружены уникальные старинные фрески (тоже без красочного сюжета), в том числе надписи, свидетельствующие о дате окончания строительства
Там же были обнаружены голосовики, создающие в церквях замечательную акустику. Выяснилось, что строители не парились, просто покупали в ближайших торговых рядах глиняные кувшины прямо с ручками и носиками, а потом вмуровывали их в стены. ))
Наша экскурсия подходит к концу, увы. Мне очень она понравилась. Интересно, атмосферно, душевно, красиво. Чаще всего мы игнорируем те возможности, которые кажутся потенциально доступными, и так и не выбираемся во многие интересные места в родном городе, не знаем его, или уже не помним. И я очень рада, что побывала в этом прекрасном соборе с таким замечательным экскурсоводом, директором музея Покровского собора Татьяной Сарачевой.
Кроме той экскурсии, на которой были мы, по следам реставраторов, в соборе проводится и много других тематических экскурсий.

0

Галерея