Концертный зал Чайковского Московской филармонии















Главная витрина классической музыки в Москве
Основная площадка Московской филармонии. Зал, обитателей которого, по идее, должен пугать по ночам дух Всеволода Мейерхольда (режиссера арестовали и убили, так и не достроив ему на этом месте театр), пережил косметический ремонт и смену руководства. И теперь все активнее заявляет о себе как о модном концертном месте, а вовсе не как о государственном пансионате для филармонических служащих. Слушательская традиция вставать и брести к выходу ровно в 21.00 (даже если на сцене в это время звучит кульминация «Патетической симфонии» Чайковского) все еще дает о себе знать — почему-то именно два часа отводит искусству владелец дешевого абонемента. Но все-таки и абонементов интересных (и уже не очень дешевых) становится больше, и разовые эффектные мероприятия случаются. К последним принадлежат оперы в почти сценических версиях, для которых сцену освобождают от оркестра (чтобы запустить туда певцов), а партер освобождают от слушателей и кресел (чтобы запустить туда оркестр). Именно в таком виде полюбил зал Валерий Гергиев со своим Мариинским театром.
Московская филармония в концертном зале Чайковского. Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, под управлением дирижера Клемана Нонсьё. Огромное удовольствие. Спасибо!
В детстве я часто слушала симфонические оркестры в Концертном зале Чайковского, поэтому последний у меня ассоциируется с самыми тёплыми эмоциями и первыми масштабными музыкальными впечатлениями.
Не стал исключением и концерт Российского национального симфонического молодёжного оркестра под управлением молодого дирижёра из Франции Клемана Нонсьё в любимой Московской Филармонии.
В программу этого вечера вошли композиции известнейших земляков Клемана Нонсьё — К. Дебюсси (Прелюдия по одноименной эклоге С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна» ), М. Равеля (Сюиту № 2 «Дафнис и Хлоя» из балета Болеро), П. Дюка (Симфоническое скерцо на тему баллады И. В. Гёте «Ученик чародея» - совершенно магическая музыка!) и К. Сен-Санса (Концерт № 1 для виолончели с оркестром).
Надо сказать, что каждый дирижёр привносит в музыку своё видение, часто это незаметно для среднестатистического слушателя. Но, чем больше сравниваешь разные исполнения и варианты, тем чаще начинаешь чувствовать, слышать и различать в музыке конкретного дирижёра и его душу, и то, что он хочет сказать этим слушателю. Эта – где-то сказочная, где-то волшебная, где-то причудливая – музыка идеально складывалась в ту картинку соответствия с дирижёром, потому имела невероятный успех, когда одно дополняло другое: сам Нонсьё какой-то «сказочный» персонаж, в хорошем смысле — он по-доброму забавный, эмоциональный, от него самого веет какой-то сказкой из детства, от его манеры управления оркестром (чаще всего я наблюдаю именно за дирижерами, это мой личный особый интерес).
Есть у меня один показатель отличного, удавшегося концерта: это когда маленькие вдохновлённые дети в зале начинают дирижировать, повторяя за человеком в чёрном костюме, стоящим к ним и всему залу спиной на протяжении мероприятия. А я видела таких детей, впечатлившихся и улыбавшихся от музыки, которую слышат и чувствуют, она им близка. Более того, несмотря на громкие имена звучавших композиторов, детям эта музыка была даже очень понятна, мне кажется, именно из-за своего сказочного звучания, когда в голове вырисовываются целые сюжеты.
В концерте также принимал участие виртуозный виолончелист Нарек Ахназарян. По его упоительной игре и вдохновенному лицу было видно, что музыкант сам получает невероятное удовольствие от игры, от музыки, от этой ауры, которую они сложили с оркестрантами. Это было нечто! Приглушённый свет, направленный тёплый луч прожектора на виолончелиста… Казалось, время остановилось, и не существовало ничего, кроме музыки и замеревших, задержавших дыхание слушателей. Остановись, мгновенье, ты прекрасно!..
P. S. А уж как Клеман Нонсьё представлял музыкантов оркестра… я такого прежде нигде не встречала, но поверьте, это очень трогательные моменты :) Молодые дирижёры привносят нечто новое и свежее очень естественно и искренно, и именно благодаря этому зал воспринимает происходящее с восторгом!
Технические характеристики и достоинства Концертного зала им. Чайковского Московской филармонии оценит каждый зритель, даже не имеющий музыкального образования. Как я, например. Потрясающая акустика, красивое, наполненное воздухом пространство. Каждый концерт словно подарок!
А ещё я люблю здесь бывать, потому что в Концертном зале им. Чайковского огромное разнообразие музыкальных мероприятий, в том числе и для детей. Это и концерты, и абонементы, которые тоже на любой вкус, и лектории, и даже лекции-концерты.
На днях я побывала как раз на лекции-концерте «Вещь в себе»
Это цикл концертов для лектора с оркестром. Автор цикла и ведущий – Ярослав Тимофеев. Проект был подготовлен к 100-летию Московской филармонии.
Сначала небольшая и не перегруженная музыкальными терминами лекция о том произведении, которое будет звучать в исполнении оркестра.
Ярослав Тимофеев доступным языком, понятным даже непрофессионалам, с живыми и очень яркими примерами, объясняет как устроено и всё произведение целиком, и каждая из частей, делая акценты на важных деталях и особенностях. А юмор какой потрясающий! Это была отличная и очень интересная лекция!
А благодаря "ключикам", которые мы узнали из лекции, слушать музыку оказалось ещё интереснее!
Потрясающий опыт! Искренне рекомендую такой формат концертов.
Ну, а мне вдвойне повезло!
Потому что этот концерт был посвящён весьма необычному произведению Белы Бартока «Музыка для струнных, ударных и челесты», которое прозвучало в исполнении потрясающего Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (дирижер – Федор Леднёв)
Бела Барток - венгерский композитор, творивший в первой половине XX века, является одним из музыкантов-новаторов своего времени.
И «Музыка для струнных, ударных и челесты» - подлинно новаторское событие в мире в музыки.
Я была настолько потрясена и УДИВЛЕНА этой музыкой, что ещё долго не могла поверить в сей факт.
О, эта музыка именно удивляет! Своей необычностью, своей силой и своей красотой.
Причём, красотой не возвышенной или эфемерной, а безусловной.
Такой, как сама жизнь в любых её проявлениях.
А ещё такие произведения дают чёткое понимание, что музыка и есть жизнь.
Я очень люблю узнавать что-то новое! Вот много раз была на различных концертах симфонических оркестров, но это была не классическая музыка и не в Филармонии. Пришло время окунуться в мир серьезной классики. Первое погружение произошло в Московской Филармонии на концерте Российского национального молодежного симфонического оркестра, под управлением французского дирижера Клемана Нонсьё.
Под управлением молодого, но уже получившего мировое признание, дирижера Клемана Нонсьё РНМСО исполнил 4 произведения:
🎶 Симфоническое скерцо на тему баллады И. В. Гёте «Ученик чародея» Поля Дюка
🎶 Концерт № 1 для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса (солировал Нарек Ахназарян)
🎶 Прелюдию по одноименной эклоге С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси
🎶 Сюиту N2 из балета Балеро «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля
Из всего вышеперечисленного, знакомо мне было лишь последнее и то, не скажу что питала к этому произведению какие-то особые чувства. Но в этот вечер все изменилось. Я была просто очарована звучащей музыкой. Особенно большое впечатление на меня произвело симфоническое сочинение Дебюсси. Эта невероятно красивая музыка у меня вызвала ассоциацию с быстрой, непокорной и своенравной горной рекой, пробивающей себе дорогу сквозь камни.
Особое удовольствие наблюдать за работой оркестра. Зрелище синхронно взлетающих смычков просто завораживает. Для меня стало настоящим открытием то, что первую половину сюиты из балета Балеро скрипачи исполняют не используя смычки, я, собственно, даже и не знала что на скрипке можно играть без смычка (на виолончели, кстати, тоже).
Классическая музыка прекрасна! И, конечно, особое, ни с чем не сравнимое удовольствие, слышать живое звучание, быть свидетелем рождения той или иной композиции в исполнении оркестра именно в этом моменте.
Сбылась одна моя давняя мечта - я наконец сходила в Концертный зал им П.И.Чайковского
Подарили нам чудесный вечер талантливейшие:
— Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр,
— Клеман Нонсьё
Концерт Российского национального молодежного симфонического оркестра - это уникальное музыкальное событие, которое привлекает внимание многих любителей классической музыки. Зал был заполнен практически полностью.
Оркестр был создан в 2018 году по поручению нашего президента и сочетает в себе российские музыкальные традиции и мировой опыт.
Мне захотелось почитать больше об этом оркестре и я поняла точно - он успел стать одним из самых талантливых и перспективных коллективов в России. И мое мнение - это абсолютно заслуженно.
Оркестр состоит из молодых и талантливых музыкантов. Всего в его составе 117 исполнителей из 42 регионов России. Все ребята играют на высшем уровне и обладают уникальной энергией и духом молодости.
К своему сожалению, я не владею никаким музыкальным инструментом. И в музыке разбираюсь на уровне нравится/не нравится. Но слушать классику мне всегда доставляет удовольствие.
И с огромным интересом я всегда наблюдаю за работой дирижеров. Мне кажется, это удивительные люди! Ведь они «держат в своих руках» весь коллектив. Лишь взмахом одной палочки они управляют нотами и инструментами. Это какое-то волшебство.
Концерты Российского национального молодежного симфонического оркестра - это возможность увидеть настоящих талантливых музыкантов, которые приносят радость и вдохновение своей игрой. Могу смело рекомендовать к посещению.
И еще я точно поняла - обязательно вернусь в зал им П.И.Чайковского, он шикарен и покорил меня своей архитектурой.