Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Все по-честному

Россия, 2007
О фильме
  • Все по-честному – афиша
  • Все по-честному – афиша
  • Все по-честному – афиша
  • Все по-честному – афиша
  • Все по-честному – афиша
Ромком
Дмитрий Астрахан
1 января 2007
1 час 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Дмитрия Астрахана

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Сергей Храмов
44 отзыва, 44 оценки, рейтинг 17
17 августа 2017


Российский художественный фильм 2007 года. Автор сценария – Олег Данилов, режиссер – Дмитрий Астрахан.
Фильм чрезвычайно интересный и, самое главное, воспитательный. Главное достоинство фильма – в нем хорошо раскрываются два противоположных понятия: ГОРДЫНЯ, характерным признаком которого является ЗАВИСТЬ, и противоположное ему СМИРЕНИЕ. Раскрываются не на сложном и непонятном для многих религиозным языком, а на обычных примерах нашей повседневной жизни.
Фильм хорошо показывает, как даже гармоничный человек, но с неверными установками жизненных ценностей, обрекает себя на проблемы. Но главное достоинство фильма – поставлены не только сложные вопросы, но и иносказательно даны ответы на них. По уровню психологической сложности фильм не уступает таким психологическим фильмам, как «Москва слезам не верит», «Криминальное чтиво», «Апокалипсис», «Адвокат дьявола», «Ты у меня одна» и «Всё будет хорошо».

Краткое содержание фильма (те, кто смотрел, могут пропустить).

…Главный герой, Алексей Кузнецов, занимается боксом с 12 лет. К моменту демобилизации из армии он уже становится мастером спорта по боксу. Мечта Алексея – стать чемпионом мира. Тренер Ковалёв (Алексей Маклаков) предупреждает Алексея, что не быть ему чемпионом мира из-за отсутствия таланта. Но Алексей верит: любой цели можно добиться. Тренер даёт ему шанс: Алексей становится тренером, продолжает свои тренировки. Один из учеников Алексея, Вова Лепешкин – настоящий талант, с одного удара отправляющий противника в нокаут – сын богатого отца, любитель выпить, весельчак, когда-то пару лет занимавшийся боксом, рушит все мечты Алексея. Бой Вовы видит известный промоутер и приглашает его к себе. Не Алексею, а Вове промоутер дает персонального тренера, стипендию, и возможность пробиться «наверх». Пока Вова не продан за границу, Алексей через этого промоутера вызывает своего вчерашнего ученика на бой и начинает усиленные тренировки, но на ринге Вова без труда отправляет Алексея в нокаут с первого же удара. Алексея бросает девушка Лера, ведь ей, будущей знаменитой актрисе, нужен успешный и богатый муж. Алексею трудно смириться с произошедшим, трудно принять, что чемпионом мира ему не быть. Алексея поддерживает лишь одноклассница Настя, работающая медсестрой. Настю совсем недавно тоже бросил разбогатевший молодой человек, потому что ему нужна девушка «другого уровня».
Прошло пять лет. Алексей и Настя женятся. Алексей работает дальнобойщиком вместе с тестем. Однажды во время рейса Алексей смотрит в грузовике боксерский поединок, где Вова сражается за титул чемпиона мира с действующим чемпионом-негром. Вова в девятом раунде проигрывает. Бывшая девушка Алексея Лера выходит замуж за актера, с которым вместе снимается в фильме. Алексей приходит домой, где выясняется, что их ребёнок – вундеркинд.


Вопросы по фильму.

1. Какие положительные качества у Алексея Кузнецова?
2. В чем самая главная проблема у героя фильма Алексея Кузнецова?
3. Что такое гордыня и смирение? Что общего между Настей и Алексеем?
4. Что такое бокс? Почему тренер Ковалев сразу сказал Алексею, что он не станет чемпионом мира?
5. Как унижается человек с высокой гордыней?
6. Что такое настоящая любовь?
7. Почему у Алексея и Насти вырос такой способный ребенок?
8. Почему Лепешкин проиграл финал чемпионата мира?
9. Когда Настя полюбила Алексея?
10. Когда Алексей полюбил Настю?
11. Почему Вова Лепешкин, никчемный в целом человек, более способен, чем Алексей?
12. Каков итог Алексею и Лепешкину? Что обычно подразумевается под словами «всё по-честному»?

Попробуйте ответить сначала сами, и лишь затем смотрите ответы.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


1. Какие положительные качества у Алексея Кузнецова?

У Алексея Кузнецова есть свой кодекс чести настоящего мужчины – это его важное, но еще не самое главное, положительное качество. Как Алексей придерживается кодекса чести в своих жизненных ситуациях?

1. Алексей четко понимает, что боксер не должен драться на улице – он занимается боксом для себя, а не для уличных драк. Как противоположный пример – Лепешкин, который, едва услышав в свой адрес слово «урод», сразу пускает в ход свои кулаки.
2. Нельзя брать незаслуженные деньги. Когда Лепешкин хотел отдать Алексею половину от 5.000 долларов (немалая сумма для Алексея, живущего в старой хибаре), выигранных им на ринге, Алексей наотрез отказался. И правильно сделал.
3. Не соблазняет Настю на близость («нечестно это»), хотя у него, как и у любого мужчины, периодически не может не возникать желания овладеть красивой девушкой, когда такая возможность имеется. Алексей и Настя живут вместе несколько месяцев, уже в первый день Настя сама предлагает ему, что если потребуется женщина для близости, то он может обратиться к ней, но за всё время совместного проживания он ни разу не обратился к Насте с подобной просьбой. Говоря религиозным языком, тему вожделения (второй самый главный грех после гордыни), таким образом, Алексей преодолел полностью.
4. Алексей идет спасать женщину, не особо задумываясь о последствиях. Вспомним момент, как он тараном врывается в отделение милиции, чтобы выручить Настю. Как противоположный пример можно привести Лепешкина, который при виде опасности быть убитым, спрятался за любимой (а точнее – «любимой») женщиной.
5. Нельзя просто так бросать человека, который тебе помог встать на ноги. Это Алексей безуспешно пытался объяснить Лепешкину, когда тот решил уйти к другому тренеру Саламатину.

– Валентин Михайлович тебя тренировал… Бой тебе организовал… Учил тебя. Собирался дальше с тобою работать. Это вообще нормально?
– Ну, я говорю: «Спасибо!», «Никогда не забуду», «Спасибо большое!»
– А от своего тренера уходить? Тебе не кажется, что это как-то неприлично?

– Вот тебя бы если Саламатин пригласил, ты бы отказался?
– Отказался бы!

6. Есть и другие положительные качества у Алексея, но которые не были показаны явно, но которые можно определить по его словам и поступкам: Алексей является порядочным человеком, потому что не обманывает и не предает; он не злословит про других людей.
7. Наконец, самое главное положительное качество Алексея – он живет не просто житейскими и рабочими проблемами, как подавляющее большинство из людей, а периодически задумывается о смысле жизни, о своем месте в этой жизни и своем истинном предназначении. Алексей, размышляя о смысле жизни, не раз приходит к выводу, что в нем присутствует зависть и даже гордыня. Признание в себе недостатков – редкая черта среди людей. Таким образом, Алексей является человеком, подсознательно заботящимся в первую очередь о своей душе, в меру своих скромных возможностей, конечно. Этот подсознательный поиск смысла жизни и своего места в нем делают Алексея в итоге по-настоящему счастливым: у него в итоге появляется любимая и любящая его жена, любимый сын, хорошо оплачиваемая работа…

А смог ли Алексей преодолеть в себе гордыню и сопутствующую ей зависть? В фильме показано, что смог!
Так, в конце фильма Алексей увидел, как Лепешкин проиграл финал чемпионата мира по боксу, но при этом Алексей не стал, как его тесть, злорадствовать поражению своего еще недавнего недруга. Этот эпизод показывает, что зависть в себе Алексей смог преодолеть.
Алексей смог преодолеть в себе и гордыню, поняв, что помимо звания чемпиона мира есть, оказывается, куда более важные ценности для любого человека.

2. В чем самая главная проблема у героя фильма Алексея Кузнецова?

Это, вне всякого сомнения – гордыня. Гордыня у каждого человека проявляется по-разному, а как проявилась у Алексея? Очень просто – это быть первым в боксе, невзирая ни на что, быть первым настолько, чтобы стать чемпионом мира, не меньше.
Признаком гордыни всегда является зависть, поэтому по наличию зависти уже можно судить о наличии и гордыни. Ниже перечислены моменты, в которых раскрываются наличие высокой подсознательной гордыни у Алексея и его зависть к успехам других людей.

1. На стене у Алексея развешаны фотографии, на которых он с детства занимал по боксу лишь первые места. Это, вне всякого сомнения, не только повод для радости, но и показатель подсознательной гордыни.
2. Когда Настя сказала Алексею про то, что она наказана за гордыню, а затем про то, что Алексею тоже может стоит послушать голос судьбы, намекая на его гордыню, Алексей резко вскочил и с пеной во рту начал доказывать Насте, что его удел не быть как все, а неизменно быть первым среди других.
3. Алексей не хочет признавать, что и у него могут быть недостатки. Например, что у него в действительности нет таланта в боксе. Старание и физическая сила есть, а таланта нет. Слова тренера Ковалева в прямом смысле слова выводят его из себя.

– Леха, ты способный парень, но таланта у тебя нет. Таланта нет! Поступай в институт, станешь тренером, но не быть тебе чемпионом мира! Талант боксера заключается в том, чтобы заранее знать, куда противник ударит. Это либо есть в человеке, либо нет, и никакие тренировки не помогут.

Обратим внимание, что Ковалев вовсе не желал унизить Алексея – он просто честно сказал, что Алексей не может предугадать ударов соперника, а это есть самое главное в боксе для получения чемпионского титула. Но Алексей, услышав горькую правду и получив наглядное доказательство в виде легкой оплеухи, как молодой петух взъерошился, не захотел признать своих недостатков и настоял на том, чтобы продолжить бой с Ковалевым. Ковалев не хочет продолжения боя, но гордыня Алексея, задетое за живое, требует продолжения. Ковалев, нехотя, соглашается.

– Ну, хорошо, давай. Очистить «ринг»!..

Ковалев легко и играючи «нокаутировал» Алексея, причем на глазах посторонних людей и его невесты Леры. Ковалев честно сказал, почему так произошло – Алексей сам напросился на подобное унижение.

– Я предупреждал, сам напросился.

Итак, почему тренер Ковалев не желал боя, но Алексей настоял и в итоге с позором проиграл? Почему чуть позже, когда Саламатин предложил Ковалеву подобрать Лепешкину соперника, чтобы последний быстрее смог поднять свой рейтинг, то Ковалев ни в какую не хотел отправлять на бой Алексея? Обратим внимание, что Алексей и в том случае почти в ультимативной форме заставил Ковалева отправить его на бой. Почему?
Почему Алексей в одном из разговоров с Настей сказал, что во всех бедах виновато «смирение паршивое», а он внутри всегда будет первым? Позже Алексей добавил, что каждый человек может добиться всего, чего хочет. Почему Алексей так сказал, в чем смысл его слов?
На все поставленные вопросы ответ один – Алексей во всех случаях руководствовался своими амбициями, то есть это чистой воды гордыня.
А что такое смирение, на которое обращает внимание Настя, а Алексей нет? Смирение – это умение принять себя таким, каким ты есть на самом деле, со всеми своими как достоинствами, так и недостатками. Да, надо стараться в жизни стать лучше (заниматься спортом, читать книги, получать образование и т.д.), но надо понимать, что не каждый может стать, например, известным художником, певцом, ученым или тем более чемпионом мира по боксу. Понимая свои недостатки, а точнее несовершенство, с этим надо банально смириться и принять как есть, не делая из этого трагедию. Алексей же не хочет признавать, что у него нет таланта в боксе, он не желает смириться с этим, наивно полагая, что упорными тренировками сможет наверстать то, чего в действительности достичь невозможно. Но это и есть классическая гордыня.

4. В разговоре с Настей после драки Лепешкина с четырьмя здоровыми парнями после чуть не случившегося ДТП Алексей начал эмоционально рассказывать, как Лепешкин в одиночку нокаутировал четырех рослых и крепких ребят. Слова Алексея имели два важных нюанса. Во-первых, он в неприличных словах отозвался о Лепешкине («гнида»), хотя на тот момент еще не было серьезных предпосылок для таких слов. Во-вторых, Алексей очень самоуверен в себе, высокомерен по отношению к тем, кого он считает ниже себя. Оба момента являются показателями гордыни.

– Представляешь, гнида какая! А радовался как! Да-а, ну и личность. Хотя, он этих ребят здорово уделал! Представляешь, они на него вчетвером идут. Он первого вырубил, второй к нему подбегает, он и его! Тут еще двое – он уворачивается и этих тоже. Каждого – с одного удара! А ребята здоровые, молодые, сразу видно, что чем-то таким занимаются.

Настя задала во многом провоцирующий вопрос:

– А что, ты бы так не смог?

На что Алексей самоуверенно со всеми признаками гордеца заявил:

– Смог бы конечно! Я – мастер спорта, а он кто? Никто!

5. Когда в гости к Алексею пришел Лепешкин и накрыл стол, Алексей не стал пить за удачу, поставив налитую рюмку на стол. Однако чуть позже, когда Лепешкин объяснил, что его неожиданная для всех победа над Колей Зайцевым (боксером, тяжелее Лепешкина почти на 50 кг) была делом случая, так как Зайцев перед боем много выпил, то Алексей, узнав, как он считал, истинную причину победы Лепешкина, сразу обрадовался тому, что Лепешкин победил Зайцева, получается, как бы случайно, по везению. То есть зависть у Алексея явно присутствует. Примечательно, что чуть позже Лепешкин подчеркнул, что в отличие от его победы Алексей победил своего соперника на ринге по-настоящему (что соответствовало действительности). После таких комплиментов в свой адрес, особенно после того, как Лепешкин поднял руку Алексея с вручением ананаса, имитируя его победу, где ананас являлся неким кубком победы, Алексей сразу расслабился и выпил сначала как за свою победу, а уже после этого, когда Лепешкин еще раз предложил выпить за удачу, то так и за удачу.
6. Алексей считает себя везучим человеком и потому верит в свою мечту стать чемпионом мира. В качестве доказательства он показывает Лепешкину и Насте настоящий боевой пистолет, привезенный им из армии, где он его банально выиграл в лотерею.
7. Алексей, придя в клуб «Аякс», стал чуть ли не главным помощником у Ковалева – ведь не случайно Ковалев, чтобы выбрать для Лепешкина соперника из их клуба, пригласил не кого-нибудь, а его. Если так, то получается, что Алексей действительно способный мастер. Но на предложение Ковалева выбрать кого-нибудь любого, но кроме Алексея, Алексей поставил фактически ультиматум, требуя, чтобы на бой против Лепешкина выбрали именно его. Но ультиматум – это язык в первую очередь гордецов.

– Леха, тебе этот бой не нужен.
– Не позвоните, сам позвоню! Звоните Саламатину!

Далее, Алексей не просто рвется в бой против Лепешкина, но и называет его не иначе как «мразь».

– Эту мразь надо остановить!

Но как бы не был тебе неприятен другой человек, оскорблять в чувствах его, даже наедине с самим собою, нельзя, и тем более при других людях. Это еще один показатель подсознательной гордыни, и, конечно же, зависти к чужим успехам, в данном случае к успехам своего еще недавнего ученика.

3. Что такое гордыня и смирение? Что общего между Настей и Алексеем?

Зададим очень важный вопрос: а что такое гордыня? Это желание себя поставить выше других людей, выше всего, выше Бога в конце концов. Но как же тогда амбиции, цели и стремления? И здесь есть очень важный момент. Стараться добиться высоких результатов, например, в спорте, как об этом мечтает Алексей – это нормально, и это есть механизм развития человека, а вот считать себя выше других – это уже гордыня. Вот в чём проблема. Алексей не просто желает добиться высоких результатов в спорте – он желает помимо этого «быть внутри», то есть стать лучше других по факту своего существования, то есть стать избранным, неким «арийцем» в конце концов, а вот это уже ненормально.
А что такое смирение? Это не бездействие и пассивность, как считают многие, в том числе из числа верующих. Нет, смирение не исключает стремления добиться высоких результатов в том же спорте. Смирение подразумевает жить с миром, то есть внутри себя не отождествлять себя выше других, во-первых, и, во-вторых, принимать свою судьбу и свои возможности такими, какими они есть. Другими словами, если подытожить, смирение – это есть принятие воли Творца выше своей воли, своих целей и желаний. К примеру, если человек не обладает необходимыми талантами от природы, чтобы стать, к примеру, чемпионом мира по шахматам, то чемпионом мира он не станет, и как бы он не старался при этом и чего бы себе не внушал. А как тогда быть, если хочется стать чемпионом мира, а талантов нет? Повеситься или убивать других? Ни то и ни другое, разумеется. С отсутствием талантов надо смириться и принять как должное – значит, воля Творца была в том, чтобы не быть тебе чемпионом мира по шахматам. Да, надо стараться, и за счет старания можно добиться высоких результатов и даже стать гроссмейстером, но чемпионом мира никогда. Это твоя судьба, и с этим надо смириться, то есть не строить из-за этого трагедии, в случае неудачи вешаться или убивать других.
Где грань между здравым желанием добиться высоких результатов и смирением? Это примерно ощущение, когда «дальше не идёт», ну никак. Это когда как бы сама судьба тебе сначала шепчет, а потом уже говорит – это твой потолок, смирись с этим. Именно поэтому Настя в фильме не один раз говорит Алексею: «А может тебе голос судьбы тоже послушать?»
Следующий вопрос: а что общего между Настей и Алексеем?
Настя сама дала ответ в самом начале фильма, когда осталась с ночевой у Алексея.

– Знаешь, Лешенька, я думаю про свою жизнь. Я наказана. И правильно. А знаешь за что? За гордыню. Я возомнила слишком много о себе. А ведь каждый человек должен знать свое место, что ему положено, а что нет. А может тебе тоже голос судьбы послушать?
– Нет уж. Ты знаешь, так вот – я буду внутри. Кто-то снаружи, за оградой, а я внутри! Я всегда был первым, понимаешь!? Всегда!

Что имел ввиду Алексей, когда говорил, что будет находиться внутри, а не за оградой? До этого он со своей девушкой Лерой оказался внутри одного заведения, доступ в который был разрешен лишь избранным людям (талантливым), а всем остальным (обычным) приходилось довольствоваться находиться снаружи, то есть за оградой, и наблюдать за всем происходящим.

– О-о-о, смотри. Они за оградой, а мы с тобою здесь, внутри. Здорово!
– Всё правильно. Кому дан талант, и кто сумел пробиться, здесь, а остальные пусть смотрят.

Что такое желание быть избранным (находиться «внутри ограды»)? Но это тоже и есть гордыня, ощущение своего внутреннего превосходства над другими. Таким образом, диагноз одинаков у обоих героев, и у Алексея и у Насти, но если Настя поняла свою душевную проблему, то Алексею еще предстоит понять…
Чуть позже, после еще одного поражения в боксе, Алексей согласился с Настей.

– Я вот всё думаю про гордыню и смирение, которые ты мне сказала. Может и правильно, но как же тогда другие становятся лучшими, богатыми и первыми? Почему им положено?
– Ну, потому что у них другая судьба, Леш, а у тебя такая.
– Откуда ты знаешь?
– Потому что мы с тобою похожи. Нам с тобою, Лешенька, счастье не полагается. Такая судьба…

С Настей нельзя согласиться по поводу счастья – счастье, конечно же, полагается всем, но только не надо его привязывать к известности, славе и богатству. Счастье выше и важнее всего этого. Проблема современного человечества в том, что оно неправильно трактует понятие счастья. Кстати, а что такое настоящее счастье?

4. Что такое бокс? Почему тренер Ковалев сразу сказал Алексею, что он не станет чемпионом мира?

Есть виды спорта, где главное – это в первую очередь мускулатура (например, в большей степени тяжелая атлетика и в чуть меньшей степени легкая атлетика и гимнастика), а есть виды спорта, где помимо мышц требуется еще и талант. К таким видам спорта относятся, например, футбол, хоккей, стрельба из лука, теннис и т.д. К такому же виду спорта относится и бокс. Почему?
Настоящий бокс – это не только проверка, кто сильнее физически, но и искусство, а в искусстве высоких результатов можно добиться лишь при наличии таланта. Нет таланта – можно добиться средних результатов (например, до уровня мастера спорта), но чтобы подняться выше – уже требуется талант. Мышцы можно нарастить за счет интенсивных тренировок, а талант нет…
Тренер Ковалев, увидев, как ведет бой Алексей еще в армии, сразу понял, что боксерского таланта у него нет, а потому чемпионом мира этот человек точно не станет никогда.

– Леха, ты способный парень, но таланта у тебя нет. Таланта нет! Поступай в институт, станешь тренером, но не быть тебе чемпионом мира! Талант боксера заключается в том, чтобы заранее знать, куда противник ударит. Это либо есть в человеке, либо нет, и никакие тренировки не помогут.

С Ковалевым позднее полностью согласен и более опытный тренер-промоутер Саламатин, который перед боем Алексея с Лепешкиным сказал Ковалеву:

– Ну что ты ему хочешь сказать, и главное: зачем? Валя, мы же с тобою оба профессионалы, и оба понимаем, чем закончится бой.

Обратим внимание, что Саламатин, оставшись наедине с Ковалевым, уже знает исход боя, и это понимает и сам Ковалев. Боксерского таланта у Алексея не оказалось, поэтому максимум, чего он может добиться в боксе за счет своего старания – это звания мастера спорта, и это его предельный потолок. До последнего момента Алексей этого никак не хотел признавать, но лишь удручающее поражение от Лепешкина отрезвило его и расставило все точки над «и».

5. Как унижается человек с высокой гордыней?

А действительно, как? В фильме это раскрыто просто блестяще.
На бой с Вовой Лепешкиным тренеру Ковалеву нужно было найти соперника. Ковалев, как опытный тренер понимает, что никто из его воспитанников не сможет победить Лепешкина, поэтому, чтобы в очередной раз не травмировать Алексея, предлагает кого-то другого, но не Алексея. Но Алексей и слышать не хочет о ком-то другом, предлагая себя. Алексей намерен сам сразиться! И мотив вроде как у него справедливый – Лепешкин бросил своего тренера, перебежав к другому, тем самым нарушил неписанный закон чести в боксе, а Алексей всего лишь желает восстановить справедливость, победив Лепешкина.
Но Ковалев понимает, что Алексей, еще не начав бой, уже его проиграл. ПОЧЕМУ? Потому что в разговоре с Ковалевым Алексей открытым образом оскорбляет Лепешкина и высокомерен над ним.

– Да я с 12 лет боксом занимаюсь, и все-таки кое-чего умею! Эту мразь остановить необходимо!
– Леха, тебе не надо этого, понимаешь? Не надо!
– Не выставите меня, я сам позвоню.
– Я тебя предупредил.

Придя домой после разговора с тренером, Алексей думает о предстоящем бое и делится своими мыслями с Настей.

– Я вот всё думаю. У каждого человека есть мечта в юности. Каждый хочет быть богатым, знаменитым, жениться на любимой девушке, заниматься чем-то интересным. Короче, человеком себя чувствовать. И почти ни у кого не получается. Тянут лямку, работают, куда взяли, женятся на ком попало, не любят друг друга. Почему так?
– Это судьба.
– Нет, не судьба, это смирение твое паршивое – каждый может всего добиться!
– Лешенька, всё будет хорошо, ты не волнуйся.
– Я должен выиграть, я должен выиграть, должен…

Еще раз спросим себя, а какова цель у Алексея перед предстоящим боем с Лепешкиным? Может научиться у более опытного соперника чему-то новому? Нет! Может продемонстрировать свой несломленный спортивный дух? Нет! Может восстановить справедливость? Отчасти, но в главном нет! Тогда какую цель поставил перед собою Алексей?
А цель исключительно приземленная – отомстить, проучить, «наказать» зазнавшегося, на его взгляд, человека. То есть Алексей решил взять на себя функции Бога. Но с таким отношением победы против опытного и во многом неозлобленного соперника не одержать. И никакие физические тренировки тут не помогут (в фильме показано, как перед боем Алексей усердно занимался физической подготовкой). Потому что в боксе, как в искусстве, главное – это внутренний настрой. А в этом аспекте Алексей уже проиграл бой.
А как в фильме показано, что Алексей еще перед боем проиграл его? Очень красиво и блестяще.
Это показано перед решающим боксерским боем между Алексеем и Лепешкиным. Лепешкин перед боем снял капу (устройство для защиты зубов), сказав с немалой долей ехидства своему помощнику, что Алексей всё равно не сумеет попасть ему в челюсть. Но если Лепешкин сначала одел капу, а затем снял, то почему?
Лепешкин одел капу перед боем, когда еще не видел Алексея, а потому не мог предугадать, чем закончиться бой. Но, едва увидев Алексея, увидев его обозленное лицо, сразу понял, что Алексея легко будет победить, поэтому и снял. Обозленного боксера, который выходит на ринг из чувства мести, по-настоящему легко победить, если сам при этом внутренне уравновешен, раскован и раскрепощен (обратим внимание, какие лица во время боя у Алексея и Лепешкина). Но именно таким и являлся Лепешкин перед боем, поэтому он и не сомневался в своей победе. И ведь как в воду глядел – Лепешкин играючи и издевательски легко победил Алексея. С одного удара! Но кульминация всего происходящего произошла в конце боя, когда Лепешкин весьма четко объяснил, почему Алексей проиграл бой.

– Дурак ты, Лёха! Я же предупреждал – я лучше! Чего ты полез? Охота было тебе позориться? Дур-р-рак ты!!

После нокаута у Алексея голова уже начинает по-другому работать, происходит переосмысление своих жизненных принципов. Удрученный поражением, Алексей наконец-таки сумел понять причину своего поражения. Это объяснение произошло, когда к нему подошла Настя.

– Лешенька, ты как?
– Наверное, гордыня меня обуяла. Возомнил о себе, и за это наказан. Так ты говорила? Только чего я такого о себе возомнил? Хотел любимым делом заниматься, на любимой девушке жениться. Что здесь такого? За что мне такая судьба? Чем я виноват?

Давайте спросим себя, а действительно, чем виноват Алексей? Ответ дал сам Алексей, и этот ответ – гордыня, а там, где гордыня, появляется и зависть, пусть и скрытая, к успехам других людей. Но в чем проблема? Проблема в том, что мы в большинстве своем мыслим принципом «всё должно быть по-честному», но этот принцип относится к человеческой логике, но никак не к Божественной. Мы не видим Божественной логики, то есть не видим тонких планов, запасов души и энергии у людей, поэтому нам кажется, что раз человек непорядочный, то у него обязательно должна быть развалена судьба и наоборот. Итак, если подытожить – мы не видим Божественной логики, и отсюда все наши беды. И Алексей в своей жизни явно руководствуется не Божественной логикой, а человеческой, которая весьма и весьма поверхностна, во-первых, и, во-вторых, очень агрессивна по сути своей.

– А Вове за что – «священный дар бессмертный гений»? А вот ему то как раз и не за что! Не заслужил он! Нечестно это!!

Алексей, разъедаемой завистью, решил застрелить Лепешкина, то есть устроить самосуд (а самосуд – это в первую очередь человеческая логика), но увидев, что тот в действительности ничтожный человек (в момент опасности своей жизни чуть не заплакал и в страхе спрятался за женщину), передумал.

6. Что такое настоящая любовь?

Что такое настоящая любовь? А что значит жениться по любви? Нам кажется, что настоящая любовь эта та, когда кого-то до безумства любишь, когда любимый человек вызывает восхищение, когда с любимым человеком хочется общаться и общаться, когда есть общие интересы с ним. Это идеал, но в обычной жизни так бывает не всегда, а точнее совсем редко. И наоборот – то, что мы считаем любовью, далеко не всегда является настоящей любовью. Наше обожествление, наши завышенные чувства о любви порою нас ослепляют и дают ложные ценности настоящей любви. Люди часто считают, что они любят друг друга, но настоящей любви между ними нет, и они об этом могут долгое время не догадываться. Как это показано в фильме?
Так, невеста Лера считает, что любит Алексея, а Алексей в свою очередь, что любит Леру. Почему они так считают? Потому что Лера два года ждала, не изменяла никому, да и Алексей у Леры первый и единственный мужчина. Спрашивается, неужели у них не настоящая любовь? Оказывается, нет. Почему? Это хорошо показано, когда Лера и Алексей лежат в одной кровати и рассуждают о своем будущем.

– Между прочим, я тебя два года ждала. В армию твою ездила, страдала и тосковала. Ты меня обольстил, соблазнил, совратил. Ну, значит, как честный человек обязан на мне жениться.
– Я на тебе? Ты же кинозвезда, а я никто. Вот стану чемпионом мира, тут же женимся, хорошо?
– Я должна сказать мне все равно кто ты и кем ты станешь, я люблю тебя, все остальное не важно. Но я не хочу врать, Леша. Я актриса, и я буду известной, знаменитой. Я уверена – буду. И, значит, мой муж тоже должен быть кем-то.
– Ну что ж, всё по-честному.

Обратим внимание, Лера говорит Алексею, что любит его, но одновременно ставит ему условие, то есть пошла сделка – «ты мне, а я тебе». Раз пошла сделка, то это уже фальшивая любовь. Настоящая любовь отличается от фальшивой тем, что не ставит условия. По словам Леры уже можно судить, что любовь у нее не настоящая. Если Алексею и Лере это сказать, когда они лежат в кровати, обнявшись, то не поверят – оба уверены, что любят друг друга. Почему они не видят, что любовь между ними фальшива, по крайней мере у Леры? Потому что пока у нас всё хорошо, мы не знаем свои глубинные чувства. Лишь при возникновении серьезных испытаний мы узнаем, кого мы любим, а кого нет. Раз так, осталось только дождаться испытания на прочность. И это испытание между Алексеем и Лерой возникло. Что за испытание?
Первый предупредительный звонок прозвучал, когда Алексей и Лера оказались на презентации одного банка, во время которого, во-первых, Ковалев сказал, что у Алексея нет таланта в боксе, а потому он никогда не станет чемпионом мира, и, во-вторых, будучи пьяным, легко победил Алексея в боксе… Расстроенный Алексей, помня слова Леры, понял, что не сможет выполнить условие Леры, а потому рано или поздно она бросит его.

– Ты слышала, что он мне сказал? Что у меня таланта нет! Что я чемпионом мира никогда не стану! Я вообще никем не стану! Отстань! Иди вон, к ним – к талантам! Гениям! Вам всем дано что-то свыше! А мне не дано! Так вот и ищи себе другого, гениального.
– Ну, знаешь, да я… И найду!

Согласимся, что любящий человек в сложившихся обстоятельствах должен поддержать, а не говорить, что найдет другого. Но этот момент быстро забылся, так как Алексей смог устроиться к тренеру Ковалеву, бывшему олимпийскому чемпиону по боксу, и у Алексея снова появилась надежда, что всё же сможет стать чемпионом мира, то есть достойным амбициям Леры. Но судьбу не обманешь – скоро прозвучал второй звонок, после которого Алексею стало ясно, что Лера его и не любит. Что за «звонок»?
Это когда Алексей проиграл решающий бой Лепешкину, причем проиграл уже в первом раунде, проиграл быстро и бездарно, так ни разу не сделал даже ни одного удачного удара в Лепешкина. Алексей и Лера оба поняли после этого поражения, что Алексей чемпионом мира точно не станет. Когда уже бывшая невеста Лера подошла к Алексею, то лишь разочарованно подытожила, насколько она любит Алексея:

– Леш, ну что с тобой?
– Послушай, Лера, я проиграл. Всё, иди – не трать время.
– Поразительно… Оказывается, ты всего-навсего заурядный слабак и нытик…

Вот и это и есть «любовь» Леры – любящие люди не ставят условий, не отворачиваются от любимых, когда у них происходят жизненные неудачи…
Итак, далеко не всегда та любовь, которую мы считаем тогда, когда испытываем яркие чувства к другому человеку. Примеры Насти и ее друга Сережи, Алексея и Леры тому лучшие подтверждения – в обоих случаях настоящей любви как таковой не было: были высокие чувства, влюбленность, восхищение другим человеком и т.д. и т.п.
С другой стороны, человек может любить кого-то, но наши фальшивые ценности заслоняют эту любовь. Есть пример? Очень точно это проявилось у отца Насти на его дне рождения, когда он в нелестных словах сказал Алексею о своей работе, о своей простой квартире, но особенно показателен момент, когда он с сожалением говорит о своей жене.

– Чудеса! Это же надо, чтобы Настена такого парня отхватила?!.. Я водитель-дальнобойщик, заработок нормальный, из дома можно свалить на законных основаниях… Хотя нет, не слушай меня, неправильно я говорю. Хочешь чего-то добиться – добивайся. Я вот в школе всегда дураком был, плохо учился, одни троечки. И сам весь такой – на «троечку»…
Женился, на этой… Ну правильно, были девки красивые, но я им зачем? Никто не соглашался, а эта согласилась. Ей тоже деваться некуда было – никто не брал… Ненавижу я ее, а деваться некуда.
Нечестно всё, несправедливо жизнь устроена, неправильно!
Одноклассник мой Ванька Сидоров, вместе росли, наши отцы в одном цеху работали – банкир! Его дом показывали – не дом, а кремлевский дворец, и жена – актриса! Я, помню, Ванька в детстве соображал, а я не в зуб коленом, а он – раз и всё! За что ему дано, а мне нет?
Или, к примеру, ты. Смотри, какой родился, всё при тебе. Ну чем я хуже? Не подлец, не сволочь. Дочь – люблю, работу – делаю. Ну чем я виноват?

Отец Насти больше всего жалуется, что женился на нелюбимой женщине. Почему он так говорит? Потому что он живет обычными человеческими мерками, и как следствие этого не видит настоящей любви, а любит по-настоящему он, как ни странно это звучит после его слов, свою жену. Но с какой кстати у отца Насти и его жены настоящая любовь? Ведь отец Насти прямо говорит, что ненавидит свою жену?
Потому что настоящая любовь – эта вовсе не та любовь, когда у тебя есть возвышенные чувства, когда «кружится» голова и не можешь спать ночами. Вовсе нет, оказывается. Настоящая любовь – это когда ситуация, она же судьба, сама тебя сближает с каким-то человеком, это когда вопреки всем желаниям и обстоятельствам от другого человека рождается ребенок, это когда возникает какое-то странное ощущение того, что именно с этим человеком тебе и придется жить, а не с тем, кто тебе нравится и которого, как ты считаешь, любишь…
Настоящая любовь – эта та, про которую очень точно сказал Алексей в конце фильма Насте, узнав, что она беременна, причем подчеркивая, что встретились они совершенно «случайно» (возьмем теперь это слово в кавычки!), а Настя забеременела тоже совершенно случайно («по-пьяне») и с «первого» раза…

– Да подожди ты, постой?.. Ты говоришь, что у каждого человека своя судьба? А может моя судьба не рожи бить, а ребенка нашего воспитывать? Ведь не зря мы с тобою тогда ночью встретились? И с первого раза, видишь – результат!

Итак, с одной стороны, люди могут считать, что не любят друг друга, хотя в действительности любят друг друга уже давно. Лишь некоторым из людей удается почувствовать, кого же они по-настоящему любят. С другой стороны, люди могут считать, что любят кого-то, а тех, кого любят по-настоящему, нет, хотя до последнего времени считали, что и не любят. Эта кульминация фильма хорошо показана в самом конце во время разговора Насти и Алексея, когда Настя признается, что беременна от Алексея.

– Да, Лёша, я беременна.

– Всё в порядке будет. Я всё сделаю – время есть.
– Время есть, это понятно. А может не надо ничего делать? Пускай себе родиться.
– Ты это серьезно?
– А ты что, не хочешь?

– Трудно растить без отца, да и денег нет.
– Отец есть, деньги будут.
– То есть ты хочешь сказать, чтобы мы с тобою так вместе и жили?
– А что, надо же тебе с кем-то жить, и мне тоже надо с кем-то жить. Ты хорошая, добрая, котлеты вкусные делаешь.

После таких слов Настя хотела нанести пощечину Алексею – для нее немыслимо жить без любви, растить ребенка, и жить с отцом ребенка не как любящие муж с женою, а как чужие.

– Но ведь ты же меня не любишь?
– И ты меня не любишь!

– Я тебя никогда не брошу! И его не брошу! Всё для вас буду делать! Зарабатывать буду! Играть с ним буду! Драться научу…

В чем феномен этого эпизода? Оба человека считают, что не любят друг друга, а точнее любят других: Алексей – Леру, а Настя – Сергея. А в действительности давно уже любят друг друга.
Итак, настоящая любовь божественна по сути, и далеко не все могут ее чувствовать из-за амбиций, из-за восхищения какими человеческими качествами других людей, из-за фальшивых ценностей, которые особенно распространены в наше время. Поэтому подавляющее большинство людей то, что считают любовью, путают с привязанностью, восхищением и т.д.

Настоящая любовь – это любовь без условий, как у Леры. Настоящая любовь – это любовь без желаний стать самым лучшим в мире, как до этого было у Алексея. Настоящая любовь не привязана к наградам, титулам или известности, хотя и не исключает их (важный момент, заметим). А каковы признаки настоящей любви? Точное определение настоящей любви дать невозможно, ибо любовь выше сознания, но ряд признаков всё же есть: иметь семью; растить детей и получать от этого радость; идти домой, зная, что тебя там ждут…

Так кто в действительности стал счастливым к концу фильма? Известная на всю страну Лера, вышедшая замуж из известного актера? Вряд ли. Вице-чемпион мира по боксу Вова Лепешкин? Вряд ли. Алексей и Настя, которые чувствуют, что нужны друг другу, которые вместе растят своего ребенка и радуются его успехам?...
И в заключение интересный вопрос: а есть какой-нибудь косвенный признак настоящей любви? Есть, и он в фильме показан – это когда после первой же случайной близости Настя забеременела…

– Да, Леша, я беременна.
– Во как? А Серега-то знает?
– Да Серега здесь совсем не причем, он детей не хотел никогда. Ну, я меры каждый раз применяла, а с тобой как-то – сразу.

Вернемся к разговору отца Насти и Алексея на дне рождения отца, а точнее к монологу отца Насти.
В чем примечателен этот монолог? Отец Насти, нормальный в принципе человек, любящий свою дочь, преисполнен внутри себя ЗАВИСТИ – он завидует своим друзьям и коллегам по работе: за то, что кто-то родился более способным, чем он (например, по математике), за то, что у кого-то жена актриса (а не, к примеру, медсестра), за то, что у него простая квартира, а у кого-то дворец, за то, что Алексей родился сильным физически, а он всего лишь выглядит на «троечку»…
Этот эпизод как бы иносказательно говорит зрителям, что человек, живущий обычной человеческой логикой, обречен все время завидовать, и это одна из нерешаемых проблем человека-атеиста. Почему? Потому что без веры в Бога зависть по-настоящему полностью не преодолеть.
Еще один очень важный нюанс этого эпизода – когда человек кому-то жалуется, то всегда тот, кто слушает жалобы, так или иначе имеет аналогичные проблемы, но они у него могут быть пока еще не так явно выражены. В данной ситуации Алексей, слушая монолог отца Насти, каждое слово которого пропитано завистью, сам является тоже не кем иначе, как ЗАВИСТНИКОМ.
Как показано, что Алексей завистник? Так, в течение всего фильма Алексей откровенно завидует Лепешкину за его редчайший талант в боксе (умение вовремя нанести удар, который часто оказывается нокаутирующим). Обратим внимание, что Алексей, будучи тренером Лепешкина, ни разу не обрадовался быстрым победам Вовы (обычно уже в первом раунде), а наоборот в его голове сразу возникал образ того, как Лепешкин в первом же тренировочном бое легко нокаутировал Алексея. И как бы не оправдывался Алексей перед своей совестью, в нем присутствует ЗАВИСТЬ.

Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда!..
А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. – О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..

А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери».


7. Почему у Алексея и Насти вырос такой способный ребенок?

Ответ на поставленный вопрос дал Алексей в самом конце фильма:

– И вправду – не нам, так нашим детям – всё по-честному

Как расшифровать эти слова на обычный язык? Родители могут жить в муках и страданиях, перебиваясь от зарплаты до зарплаты, у них могут разрушиться все планы и надежды, но если они сохраняет внутри своей души добродушие, отсутствие озлобленности и зависти, то есть преодолевают свою гордыню, то в качестве благодарности успех и удача будут сопутствовать их детям, в данном случае сыну Алексея и Насти.

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет!

А. С. Пушкин, «Если жизнь тебя обманет...»

8. Почему Лепешкин проиграл финал чемпионата мира?

Проигрыш Лепешкина в финале чемпионата мира закономерен и справедлив в первую очередь с Божественной точки зрения. Почему?
Чтобы стать чемпионом мира по боксу, как уже было сказано, нужно обладать отличной физической подготовкой. Лепешкин, который любил выпивать и курить, имел слабую физическую подготовку, в отличие от того же Алексея. Но тогда почему он добился большей известности, чем Алексей?
Потому что физическую подготовку всё же можно поднять до должного уровня, если стараться, если не пить и не курить больше. У Лепешкина было пять лет на это, и раз он пробился в финал, то можно заключить, что пить и курить он бросил, а необходимую физическую форму набрал.
Что помимо физической подготовки необходимо, чтобы стать чемпионом мира? Это наличие таланта, но это было как раз то, чем обладал Лепешкин, и чего не было у Алексея. Какие признаки того, что у Лепешкина имелся талант? Он всегда знал, куда будет наносить удар его соперник, а потому умел вовремя отвернуться от удара и одновременно самому нанести удачный удар. Это тот талант, что называется, который дается от Бога. Благодаря этому таланту Лепешкин, имея всего лишь юношеский разряд, раз за разом побеждает более маститых соперников: Иванченко, Зайцева (который тяжелее Лепешкина на 50 кг – несопоставимое различие в весовой категории бокса), в одиночку четверых парней крепкого телосложения на улице, самого Алексея и т.д.
Но что помимо физической подготовки и наличие таланта еще необходимо, чтобы стать чемпионом мира? Это внутренняя гармония души, добродушие, высокие душевные качества одним словом. Но этих качеств у Лепешкина как раз не было. Эпизодов, доказывающие о низких душевных качествах Лепешкина, множество.

1. Лепешкин занимается боксом не только для того, чтобы стать чемпионом мира, но и по более банальней причине – чтобы наказать обидчиков, которые встанут на его пути, причем даже в том случае, если Лепешкин окажется не прав. Как это раскрыто в фильме?
Вспомним как Лепешкин, проехав на красный свет, едва не спровоцировал аварию. На справедливые возмущения четырех ребят из другой машины, один из которых просто по неосторожности сказал в адрес Лепешкина слово «урод», Лепешкин, не долго думая, нокаутировал всех четырех.
В чем смысл этого эпизода? Настоящий боксер не должен драться на улице, потому что, как уже было сказано выше, он учится боксу не для уличных драк, а для собственного саморазвития. Если бокс использовать для драк, то очень быстро можно стать обыкновенным преступником. И Алексей делает справедливое замечание Лепешкину.

– Ты для этого боксом занимаешься? Ты эти номера заканчивай. Если еще раз увижу или узнаю, что ты на улице дерешься, ищи себе другого тренера.

Проблема Лепешкина в том, что он не понимает Алексея – Лепешкин видит лишь свою правду, потому что внутри себя считает, что он всегда прав. И даже тогда, когда проезжает на красный свет.

– Ты на красный проехал!
– Леха, я не хотел, они сами начали!

2. Лепешкин не умеет быть благодарным тренеру, который первым открыл ему путь в бокс, в данном случае Ковалеву. Лепешкин считает, что достаточно сказать «спасибо», и на этом всё –тренера можно бросить и уйти к другому.
Примечательно, что сам Лепешкин не понимает, почему Алексей не одобряет его поступка, считая его нечестным. По своей недальновидности Лепешкин списывает недовольство Алексея на обычную зависть, и в этом вопросе он ошибается – Алексей руководствовался в своих словах понятиями порядочности и мужской чести.

– Между прочим, Саламатин на твоих боях был, но почему-то Алексея Кузнецова не пригласил. Завидуешь? Так и скажи!

3. Лепешкин несостоятелен как мужчина, потому что боится за свою жизнь, а именно: когда Алексей хотел застрелить Лепешкина, Лепешкин буквально расплакался и от страха спрятался за своей девушкой Машей.
4. Лепешкин не умеет с благородством и уважением относиться к другому человеку. Так, победив Алексея на ринге, Лепешкин затем приглашает Алексея отметить свою победу в клубе, то есть фактически отметить заодно и поражение Алексея. Не иначе как издевательством эти слова нельзя назвать.
5. Во время боя с Алексеем, то есть со своим бывшим тренером, Лепешкин откровенно издевается над ним, пускает свои колкие усмешки.

– Правильно, Алексей Петрович, вы меня учили... Надо изучать стандартные комбинации... Ну, чтобы знать, откуда тебя ударят… А самому надо бить так, как тебе удобно!..

9. Когда Настя полюбила Алексея?

Есть ряд признаков, указывающих на то, что Настя в какой-то момент полюбила Алексея. Что это за признаки?
В течение первой половины фильма складывается ощущение, что Настя по-прежнему любит своего одноклассника Сережу. Лишь после того, как пьяный Сережа позвал Настю к себе, чтобы удовлетворить свою мужскую потребность, Настя окончательно разочаровалась в Сереже, и переключила свое внимание на Алексея – это особенно хорошо было заметно по диалогу между Настей и Алексеем после того, как разочарованная Настя вернулась от Сережи. Алексей, выслушав проблемы Насти, с определенным даже ехидством собирается пойти на встречу к Лере, не забывая перед этим демонстративно перед Настей подтереть от пота дезодорантом не только свои подмышки, но и пах (понятно для чего!).
По глазам и слезам Насти, по тому, как она похлопала Алексея по голой спине (очень важный в действительности момент – нелюбимого мужчину женщина не будет так хлопать), можно сделать вывод, что уже в тот момент Настя любила Алексея и потому очень ревнует, но помешать его встрече с Лерой, ясное дело, не может. После ухода Алексея от отчаяния Настя пытается покончить с собою, перерезав себе вены…
В следующем эпизоде, когда Алексей одержал победу в боксе, Настя хотела выбежать на ринг и поздравить с победой, но ее опередила Лера. Вроде как после этого не остается сомнений в том, что Настя уже на тот момент точно любит Алексея...
В действительности, Настя полюбила Алексея намного раньше. Но когда?
Ответ покажется невероятным, но это так – в первый же день встречи, когда у нее с Алексеем произошла близость. Откуда такой вывод? Какие доводы?
Во-первых, перед близостью с Алексеем Настя сказала, что самый первый мужчина у нее был Сережа, а вторым будет теперь сам Алексей. Весьма важные слова, заметим, и они говорят о том, что Настя не гулящая женщина, и, значит, подсознательно рассматривает мужчину, с кем идет на близость, в первую очередь в качестве потенциального мужа. Для многих этот момент может показаться спорным, но есть и другой, еще более важный. Какой?
На следующее утро, когда у молодых людей похмелье выветрилось, когда оба поняли, чем закончилась вчерашняя внезапная встреча, Алексей предложил ей остаться жить у него, пока у Насти дела не наладятся. И здесь показан еще один очень важный момент – Настя не просто соглашается, но и предлагает Алексею себя, если ему потребуется женщина. О чем этот момент говорит?
С учетом того, что Настя не гулящая женщина, постоянно задумывающая о смысле жизни, чистая сердцем (например, в течение всего фильма не злословит о других людях), вывод только один – уже к утру Настя, пока еще не осознанно для себя, влюбилась в Алексея. То есть после близости с Алексеем Настя стала рассматривать Алексея как потенциального мужа. Момент очень тонкий, следует заметить, и на него не сразу обращаешь внимание.
И Настя начала бороться за свою любовь: готовить Алексею еду («котлеты вкусные»), убираться за квартирой (хотя это явно не показано), стирать общее белье. В фильме показано, как все последующие события лишь подтверждали и усиливали эту любовь у Насти: девушка не только живет у Алексея, но и ходит на матчи, переживает за него, а после одной из побед даже хотела обнять и скорее всего даже поцеловать, но ее тогда опередила Лера...
Следующий момент – Настя пригласила Алексея на день рождения своего отца. Разумеется, это было не просто приглашение, как объясняла Настя Алексею, и как думал сам Алексей, идя на день рождения. Как бы не оправдывала девушка свой поступок, но решение познакомить Алексея со своими родителями – это не просто приглашение посидеть на дне рождения. Это еще один тонкий психологический прием умелой, а точнее любящий женщины, борющейся за свою любовь – заметим попутно, очень искусно и умело, без всякого нажима и условий, борьба, ориентированная в первую очередь на любовь, а не на получение какой-то выгоды или положения в обществе. Но это и есть по сути уже настоящая любовь в своем самом лучшем и чистом своем проявлении…
Итак, Настя любит Алексея, но тогда почему она предприняла попытку самоубийства?
Она предприняла попытку от полного отчаяния – сначала ее первый любимый мужчина Сережа, как считала Настя, ясно дал знать, что не любит ее, а затем и Алексей, которая она уже любит, от которого носит в животе ребенка, до сих пор не дает даже повода или намека, что Настя ему нравится. Перед уходом Алексея к Лере Настя осталась совсем одна, никому не нужной, без надежды иметь рядом любимого мужчину. И ко всему прочему, как уже было сказано, Алексей не просто уходил к Лере, но и перед этим помазал дезодорантом прямо перед Настей не только свои подмышки, но и пах…
Неожиданное для Насти возвращение Алексея означало, что она ему не так уж и безразлична, и это было для Насти самым главным. Ее слова и взгляд лишь подтверждали, что она любит Алексея. А последующая поддержка Насти Алексея после его позорного поражения от Лепешкина лишь сделали эту любовь явной, не оставляя уже сомнений в том, кого любит Настя…
Ну, и, наконец, после попытки самоубийства, Настя, лежа в постели рядом с сидящим с ней Алексеем, фактически призналась в любви Алексею.

– Хороший ты, Леша. Добрый. Вот если бы я тебя любила, а ты бы меня – как бы с тобою жили замечательно, правда?

Это не что иное, как закамуфлированные слова в признании своей любви! Почему? Потому что так сказать может только любящий человек, но эта любовь в душе у Насти еще на той глубине, почувствовать которую оба героя фильма пока не могут…
Этот эпизод интересен еще и тем, что Настя, лежа в постели, сама подталкивает Алексея пойти на встречу к Лере. Но если она любит Алексея, то почему подталкивает?

– Да ты иди, ты иди, Леш. Ты не волнуйся, я больше не буду – честное слово.

Поведение Насти невозможно объяснить без понимания человеческой души. Своим словами Настя предприняла последнюю проверку истинных чувств Алексея – если сейчас уйдет, значит, спасал как хороший товарищ и друг; если после всего случившегося останется, не важно под каким предлогом – значит, любит уже Настю, а не Леру. Произошел переломный момент в их совместной жизни – женщина интуитивно, сама того не подозревая, в последний раз для себя проверила, кого же Алексей любит в действительности. Убедившись, что Алексей любит уже ее, дальше ей осталось всего лишь терпеливо ждать, ни в коем случае не ускоряя события – когда есть любящие сердца, которые не отрекаются от любви, ситуация сама сложится таким образом, что они окажутся вместе…
Итак, Настя борется за свою любовь, но не наскоком или требованиями, как Лера, а именно через свою любовь. В качестве подтверждения сказанному в фильме показан еще один примечательный момент – за все время Настя ни разу не упрекнула и не оскорбила Алексея; Настя всегда внимательно выслушивает проблемы у Алексея, но не просто, а с желанием помочь, поэтому если в чем-то не согласна, то старается дать советы, но не его амбициям и фальшивым целям, а душе, причем очень спокойно и ненавязчиво. На такое способна только по-настоящему любящая женщина. И таких женщин, строго говоря, надо носить на руках – их осталось единицы в нашем современном атеистическом обществе, для которого понятие счастья почти намертво ассоциируется с благополучием, известностью и достатком.

10. Когда Алексей полюбил Настю?

Есть ряд признаков, указывающих на то, что Алексей в какой-то момент полюбил Настю. Что это за признаки?
Пожалуй, самый первый и верный признак – это когда Алексей вышел из дома на встречу с Лерой и вдруг почувствовал, что с Настей может быть плохо. Почувствовав опасность, Алексей быстро побежал обратно домой – так может поступить в первую очередь любящий человек.
Второй признак – после того как Алексей перебинтовал Настю и уложил ее на кровать, он решает не идти на встречу к Лере, хотя Настя ему и обещает, что ничего подобное более не повториться и даже настаивает на том, чтобы Алексей пошел. Но Алексей не пошел. Но это уже нечто большее, чем просто ухаживание за человеком.
Третий признак – на следующий день Алексей звонит в больницу и интересуется, как дела у Насти. Так тоже поступает любящий человек, хотя сам Алексей об этом еще и не догадывается.
Ну, и, наконец, четвертый признак – как только Алексей узнал, что Настя оказалась в отделении милиции, он, не раздумывая, пошел спасать, причем спасать не разговорами или уговорами, а тараном, в полной мере применяя на практике свои боксерские качества. Так спасать может, это уже вне всякого сомнения, только любящий человек.

…Эпизод, когда Алексей врывается в отделении милиции спасти Настю, снят выше всяких похвал. Дмитрий Астрахан действительно выдающийся режиссер, если умеет снимать такие мини-сцены, смотреть которые без смеха просто невозможно. Примечательно, что милиция, оказывается, в крупных городах периодически под видом облавы на проституток забирает без разбору всех попавшихся женщин, а затем у родственников тех, кто не является проституткой, вымогает деньги, угрожая в противном случае сообщить о случившемся на работу. Это, судя по всему, соответствует действительности, хотя, конечно же, не распространено повсеместно. Примечательно, что один милиционер (сержант Курочкин), считая, что Алексей принес деньги, запрещает своим коллегам-милиционерам драться против Алексея («Да вы что, ребята, он свой – он деньги принес!»), который без разбора наносит боксерские удары всем подряд, в том числе и начальнику милицейского участка, выбежавшего с пистолетом в руках и в трусах, так как только что справлял свою мужскую потребность с одной из задержанных проституток….

В фильме показан еще один эпизод того, как Настя фактически добилась своего – Алексей ее полюбил. Какой эпизод? Это когда в ванной Алексей поднял у Насти руку с порезанной веной и пытался рану перебинтовать полотенцем, а через напротив стоящее зеркало Настя увидела типичную картину победившего боксера на ринге – стоящего с поднятой одной рукой.

– Лёш, смотри, я победила.

И это так – Алексей после случившегося, еще не понимая сам, «повернулся» от Леры к Насте! Настя это почувствовала, и в душе сразу внутренне успокоилась…

11. Почему Вова Лепешкин, никчемный в целом человек, более способен, чем Алексей?

Лепешкин, в отличие от Алексея, обладает редчайшим талантом в боксе, поэтому он одерживает победы там, где другие проигрывают. Но так и просится вопрос: а за что Лепешкину дан этот талант? За какие заслуги? Ведь чем лучше Лепешкин Алексея? Если честно, то ничем, но тогда почему Лепешкину дан талант, а Алексею нет?
Так и хочется сказать в таких случаях: несправедливо это! нечестно!
И тогда какой ответ?
Ответ более чем прост, но если мы понимаем, что человек живет не одну жизнь, как сейчас принято в атеистическом мире, а несколько. Если предположить, что человек живет несколько жизней, то тогда логично следующее – если человек несколько жизней достойно проходит главные испытания, доказывая каждый раз, что забота о душе для него важнее благополучной судьбы, то рано или поздно в одной из последующих жизней в качестве благодарности ему будет дан сверху талант. От кого? От Бога, больше не от кого.
Верится с трудом? Приведем тогда аналогию.
Ситуация примерно похожа на артиста, который выступает в театре. Пусть каждое отдельное выступление артиста – это по аналогии одна жизнь человека. Чем лучше артист выступает, тем более интересную и ответственную роль дает ему режиссер театра (худрук) при каждом следующем выступлении. Правильно поступает режиссер? Согласимся, что правильно.
Но вот приходит в театр молодой артист, с большими амбициями и желаниями, который готов много тренироваться, и который при этом требует, чтобы ему дали главную роль при следующем выступлении. Ему режиссер говорит, что тебе пока еще рано, нет соответствующего опыта, на что молодой человек заявляет, что это несправедливо, объясняя это тем, что мол, посмотрите на меня: я не курю и не пью, законов не нарушаю, порядочный и честный, а этот артист и пьет и курит, и хулиганит на улице – несправедливо это, что ему даете главную роль, а мне нет? Где справедливость?
И тогда режиссер ему объясняет примерно так: этот артист, который сейчас действительно курит и пьет и даже хулиганит, имеет больше опыта, у него это лучше получается, чем у тебя. Сыграй еще 20-30 спектаклей, и если наберешь такого же опыта, то тогда получишь главную роль. Насколько справедливы слова режиссера? Справедливы полностью, потому что он поступает по-честному.
Так вот, наша одна жизнь, как мы это понимаем в нашем обычном понимании, это одно выступление артиста в спектакле, а опыт артиста – это и есть талант. И чем лучше артист будет выступать, тем более лучшую и интересную роль он будет получать с каждым спектаклем, но точно также и с человеком – чем лучше он проживет одну жизнь, тем больше у него появятся возможностей в следующей. Если так жизнь устроена, а именно так, если внимательно проанализировать все священные книги, то получается, что «всё по-честному». Да, Лепешкин курит и пьет, никчемный в этой жизни человек, но, судя по всему, свой талант он заработал в прошлых жизнях, а потому в этой жизни у него всё получается.
Таким образом, каков итог? Если считать человека лишь куском мяса и костей, от которого после смерти ничего не остается (кроме доброй памяти), то это обычная человеческая логика, которая в рамках одной жизни всегда будет казаться несправедливой и нечестной. Если же считать человека не только куском мяса и костей, а в первую очередь душой, которая после смерти тела продолжает жить и через какое-то время воплощается в следующих жизнях, то это как раз называется Божественная логика, и в ней, получается, всё справедливо, «всё по-честному», причем всегда.
Каков окончательный итог? Этот фильм на подсознательном уровне учит людей быть верующими, заботиться в первую очередь не о теле, с которым ассоциируются такие качества, как физическое здоровье, благополучная судьба, слава и почет, а о своей душе, с которой ассоциируются такие понятия как нравственность, благородство, честность, порядочность…

12. Каков итог Алексею и Лепешкину? Что обычно подразумевается под словами «всё по-честному»?

Алексей – это человек с небольшим запасом энергии, но с верными жизненными ценностями: понятия честности и порядочности для Алексея являются очень важными. Алексей подсознательно работает на спасение своей души, а потому он медленно накапливает в своей душе энергию, которой хватает ему, чтобы в этой жизни стать мастером спорта, но которой еще пока мало для того, чтобы стать чемпионом мира по боксу.
Лепешкин – это наоборот человек с высоким запасом энергии, поэтому он очень гармоничен внутри (не зря он с таким спокойствием борется на ринге как против Алексея, так и против Коли Зайцева), но при этом со всеми признаками постепенного распада своей души из-за неверных жизненных ценностей: благородство и уважение к другим людям у Лепешкина становится всё меньше. Поэтому если Алексей накапливает в своей душе энергию, то Лепешкин наоборот медленно, но неуклонно расходует – первоначального огромного запаса энергии хватает Лепешкину, чтобы пробиться в финал чемпионата мира по боксу, но уже не хватает, чтобы стать чемпионом.

В жизни должно быть всё по-честному? Вроде как «да», но в чем загвоздка?
«Всё по-честному» - это человеческая логика, а не Божественная, а раз так, то в течение одной жизни «всё по-честному» просто быть не может теоретически, поэтому с человеческой точки зрения жизнь никогда не будет справедливой. А вот с Божественной точки зрения жизнь всегда справедлива, причем стопроцентно! Почему? Потому что Божественная логика охватывает не только одну жизнь человека, но и тысячу и даже более. Потому что Божественная логика – это не только связь между поступками одного человека в течение нескольких его жизней, во-первых, но и, во-вторых, связь поступков как самого человека, так и его предков в прошлом, так и, в-третьих, это покажется невероятным язычнику, связь его поступков и его потомков в будущем, ибо в Божественной логике нет времени вообще, а все родственники являются одним целым.
Но как тогда выглядит Божественная логика в обычной жизни? Примерно так – человек может жить в трудностях и проблемах, его дети тоже могут жить в трудностях и проблемах, но если человек и его дети достойно проходят жизненные испытания (не обманывают и не предают людей, не ропчат на свою судьбу, не завидуют, не осуждают, не боятся будущего, не унывают и т.д.), то пожинать их плоды могут и будут внуки и правнуки, и это будет справедливо с точки зрения нескольких жизней, но, согласимся, на примере жизни одного человека это будет казаться несправедливо.
Обратимся к Лепешкину. Спрашивается, почему Лепешкину при всех своих недостатках (любит выпивать и гулять с женщинами, по натуре как мужчина обычный трус, так как испугался пистолета, и т.д.) дан такой талант? Разумеется, талант дан от Бога, но за что он ему дан? С человеческой точки зрения это несправедливо, потому что на этот вопрос невозможно найти ответа, если рассматривать события человека лишь в пределах одной жизни. Этот талант Лепешкину дан, судя по всему, за заслуги его и его предков в прошлых жизнях. Жаль только, что этот талант и запас энергии Лепешкин так бездарно растрачивает, но это совсем другой вопрос…
Обратим внимание, что герои фильма неоднократно говорят, что «всё по-честному». Что они под этими словами подразумевают? Как уже было сказано выше, исключительно человеческую логику. Отсюда все наши проблемы и беды – мы живем человеческой логикой, мы не умеем и не хотим видеть Божественную, и потому зачастую создаем себе еще больше проблем.
Человеческая логика подразумевает принцип «ты – мне, я – тебе», причем примерно в равных пропорциях. То есть если я стал известен, то и ты будь любезен тоже стань известным (как у Леры и Алексея). Если я стал богат, то и ты будь любезен тоже стань богатым (как у Насти и Сережи). Не получается? Тогда прощай! Но это человеческая логика, которая охватывает, как уже было сказано выше, всего одну человеческую жизнь, а потому в жизни всегда будут возникать ситуации, когда справедливости в пределах одной человеческой жизни не будет. Но на то она и человеческая логика.
Как это раскрыто в фильме? Например, после поражения от Лепешкина Алексей сказал Насте, что Лепешкин не заслуживает этой победы.

– А вот ему за что? А ему то как раз не за что. Несправедливо это!

Говоря простым языком, по человеческой логике всегда будут возникать такие ситуации, когда «нечестно», и отсюда все наши проблемы и непонимание того, что с нами происходит! Рассуждая человеческой логикой, мы лишь усугубляем свои проблемы, а не решаем их. Как это показано в фильме?
Так, Алексей, после позорного поражения от Лепешкина, не желая признавать «несправедливости», решил устроить самосуд, то есть взять на себя функции Бога. Алексей решил убить Лепешкина, и несомненно убил бы, если бы обстоятельства сложились иначе. Алексею повезло в прямом смысле слова.
Кстати, почему Алексею повезло? Почему судьба миловала его от тюрьмы? Можно предположить, что сработал ангел-хранитель, то есть явно пошла помощь свыше – все-таки Алексей в самой глубине души честный и порядочный, добродушный, никому не желающий зла, а то, что решил убить Лепешкина – это внешнее несовершенство, и это несовершенство пока еще не проникло на глубину его души, и проявляется лишь в пылу сильного эмоционального аффекта. Вот если бы несовершенство проникло глубже, то тогда у Алексея возникли бы настоящие проблемы.
Обратим внимание, что позднее Алексей не осознанно выбрасывает пистолет в реку, избавляясь от оружия убийства, то есть этим поступком он как бы сказал Богу, что я больше не буду совершать самосуд, мое решение убить Лепешкина было неверным, такое больше со мною не повториться. И это в итоге спасло Алексея.
А как живет человек, который в своих мыслях и поступках стремится руководствоваться Божественной логикой? Такой человек интуитивно понимает, что в нашей жизни «всё справедливо», причем всегда и везде. Значит, нет осуждения, зависти, сожалений и страхов. Заметим, что высшую справедливость чуть позже понимают сам Алексей и его уже законная жена Настя. Как это показано в фильме?
Это когда Алексей вместе с Настей смотрят на своего сына-вундеркинда., и Алексей неожиданно делает вывод, очень близкий к Божественной логике.

– И вправду – не нам, так нашим детям – всё «по-честному».

Согласимся, что если ребенок уже в четыре года производит дифференциальные и интегральные исчисления, то такое возможно лишь при наличии таланта – никакими стараниями такое в четыре года не добиться.
Обратим внимание, что у Алексея и Насти уже в первом поколении проявился редкий талант как награда им за их смирение (смирение – это абсолютное принятие Божественной воли, то есть отсутствие уныния за свою жизнь, сожалений о прошлом, страхов перед будущим и т.д.). Но награда за смирение может не обязательно проявиться в первом поколении (у детей) – в зависимости от загрузки проблем она может проявиться и во втором (у внуков) или в третьем (у правнуков) поколениях и даже позднее. И здесь есть интересный нюанс – если бы награда за смирение проявилась бы в третьем поколении (у правнуков), то в этом случае невозможно проследить результатов своего смирения, а раз так, то с человеческой точки зрения всегда будут происходить события, которые несправедливы, «нечестны». Другими словами, человек с человеческой логикой может не увидеть результатов своего смирения в своей жизни, но это вовсе не означает, что что-то «нечестно».
Почему в фильме показано, что Алексей и Настя уже в первом поколении увидели, что по Божественной логике «всё по-честному»? Несомненно, режиссер это сделал не случайно – чтобы после окончания просмотра у зрителей сложилось ощущение того, что всегда «всё по-честному». Но в реальной жизни такое не всегда бывает – в этом случае просто надо понимать, что в действительности в нашей жизни «всё по-честному», всегда и везде.
Фильм воспитателен тем, что показывает, как человек меняется в лучшую сторону в самых главных своих качествах – не с точки зрения достатка, статуса или известности, а с точки зрения души. Спросим: каким был Алексей до встречи с Настей? Со скрытыми признаками гордеца, поэтому людей, которые поступали безнравственно, Алексей называл самыми нелицеприятными словами («мразь», «гнида»). Каким стал Алексей после женитьбы на Насте? Невысокомерным и независтливым, то есть Алексей смог преодолеть свою главную душевную проблему, и поэтому, судя по всему, у него с Настей и родился сын-вундеркинд. Как показано в фильме, что Алексей смог преодолеть свою гордыню?
Это когда через пять лет Алексей во время езды со своим тестем на фуре (ради обеспечения семьи ушел из бокса и устроился работать дальнобойщиком) по телевизору увидел, как Лепешкин проиграл финал чемпионата мира боксу. Его тесть, увидев поражение Лепешкина, ехидно обрадовался поражению, а вот сам Алексей нет, хотя уж, казалось бы, кому не радоваться, как не ему. Но Алексей не высокомерен и потому не злорадствует – характерная черта гармоничного человека. Примечательно, что придя домой, Алексей даже хотел позвонить Лепешкину и попросить его о помощи для своего сына. Позвонить тому, кого ты когда-то называл «гнидой» и «мразью», кого когда-то хотел убить, означает, что Алексей не злопамятен – это еще один показатель гармоничного человека. Так что в главном Алексей одержал победу на «ринге», называемый жизнью, – он смог преодолеть свою гордыню, не без помощи любимой женщины, разумеется.
В заключение обратим внимание, что высшая справедливость происходящего показана еще в одном эпизоде. В каком?
Это когда Вова Лепешкин проигрывает матч за чемпионский титул (не реализовав свою главную мечту, таким образом), а у Алексея при этом есть любящая жена и сын-вундеркинд, и, скорее всего, скоро будут еще дети, и не один. Так что, в главном, «всё по-честному»!

С уважением, Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,
5-25 августа 2017 года, http://rezenzija.umi.ru

P.s. В фильме не один раз цитируются слова Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери»: «Говорят – не правды на земле. Но правды нет и выше». Интересный и очень важный момент – правды на земле нет по той причине, что люди оценивают правду с человеческой точки зрения, а вот если жизнь оценивать по Божественной логике, то правда есть! Но почему тогда Пушкин писал, что «правды нет и выше»? Судя по всему по той причине, что увидеть Божественную логику действительно тяжело, включая даже такому поэту, как А.С. Пушкин.

0
0
5
xitmen
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 4
29 ноября 2007

Напоминает Бой с тенью, где мечты молодого боксёра рушатся после потери в бою зрения и чести,после чего он хочет снова стать лучшим боксёром!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

0
0

Подборки Афиши
Все