

| Исторический, Экранизация, Драма, Военный |
| 12+ |
| Сергей Бондарчук |
| 14 марта 1966 |
| 14 марта 1966 |
| 6 часов 43 минуты |






Эпопея - не эпопея, а писать рецензию надо! Особенно после свежего прочтения и не менее же свежего просмотра.
Очень странное скажу: фильм абсолютно не нравится, от кастинга до музыки, но крайне сложно переплюнуть, затмить созданные Бондарчуком образы.
Наташа несравненна. Я еще не смотрела Одри Хепберн, но как ни крути, Одри слишком не русская и слишком хороша будет - а Наташа - всего в самый раз. Смешной профиль, почти курносый - такой русский - а форма губ чудесные. Ее искренняя подача роли и балетная грация, ее глаза - не надо лучшей Наташи.
Кто еще чудесно играет в этом старом, даже старинном, дважды отреставрированном фильме? Прежде всего, мягкий голос Вячеслава Тихонова, который можно принимать как обезболивающее при душевных травмах. Голос Бондарчука и самой Наташи также хороши. Пьер ужасающе стар, но другому Пьеру уже не бывать. В конце концов, Андрей Болконский еще более ужасающе стар - а что поделать?
Фильм исторический, вот персонажи и потускнели, поизносились со временем, потерлись.
Фильм снят беспомощно и жалко - эти бесконечные колокола, эта плохая редактура (cut), но что поделать - текст бережно донесен до зрителя, даже весьма недурной французский.
Очень-очень плохи исторические реалии - огромнейший дворец скромных Ростовых, бал этот с ужасающе пустой широкой лестницей неправдоподобной, нет достаточно лакеев, никто никого не объявляет - вопиющее безобразие даже Данила Купор (МАЗУРКА), который выглядит какой-то псевдо пляской в псевдо присядку.
Ужасная maman Ростова, молоденький, но такой мордатый Табаков..... музыка невнятная (а ведь Хачатурян брался, Свиридов предлагал - был бы Вальс Наташи Ростовой), операторская работа тоже невнятная, эх.... а что делать?
На такие произведения либо надо снимать обстоятельный подробный сериал (см. Питер Джексон), либо эффектно подавать отдельные линии "по мотивам". Есть еще, конечно, вариант как с "Анной Карениной" последней - но такое не всякому дано. Будем ждать.
Фильм Сергея Бондарчука, состоящий из четырех серий, «Война и мир» 1965 г. — это масштабная экранизация одноимённого романа Льва Толстого, которая стала одним из самых амбициозных кинопроектов в истории советского и мирового кинематографа, его масштабности и стремления к исторической достоверности. Однако, как и любая экранизация, он имеет свои особенности в интерпретации исторических событий и персонажей. Со своей стороны, хотелось бы попробовать провести мини-анализ с точки зрения.
Анализируя историческую достоверность фильма, необходимо учитывать то, что – это художественное произведение, а не документальный фильм или документальная хроника. Бондарчук, будучи режиссером и сценаристом, неизбежно привносит собственное видение и интерпретацию романа.
Так же, изучая различные источники, достоверно известно, что работа над фильмом велась с привлечением различного рода консультантов-историков.
Одним из главных сюжетов этого фильма, является значимое историческое событие России - это Отечественная война 1812 г. (наполеоновские войны).
Действия фильма начинаются в 1805 году, когда Наполеон, провозгласивший себя императором в 1804 году, готовит войну с Англией.
Наполеон – историческая личность, которого сыграл Стржельчик, амбициозный, самовлюбленный, тщеславный, что соответствует авторскому замыслу, но может расходиться с историческими оценками его личности. Но факт предательства своей армии - имеет место быть, когда он бросил ее на погибель, а сам сбежал.
Император Александр I, так же реальная историческая личность, как в фильме так и в истории - настоящий император Российской Империи. В фильме он представлен нам: мудрым и дальновидным правителем, полностью доверяющий своим военачальникам.
Образ Кутузова – легендарного российского полководца, роль которого исполнил Борис Захаров, передан с большим уважение. Отмечая его мудрость, терпения и понимания духа армии. Исторически – это соответствует реальному образу Кутузова, который действительно избегал прямых столкновений с Наполеоном, предпочитая стратегию изматывания.
Аустерлицкое сражение – «Битва трех императоров», как называли ее историки, так же нашло свое отражение в первой серии фильма. Фильм, детально, воссоздает ход сражения, включая ошибки союзников (русских и австрийских войск). Союзники, действительно, недооценили Наполеона, что привело к их поражению.
Батальные сцены в фильме - это безусловно, одно из главных достоинств фильма. Огромное количество массовки, пиротехника, сложные операторские приемы – все это создает эффект полного погружения в атмосферу сражений.
Фильм достаточно точно передаёт ключевые события войны 1812 года, такие как Бородинское сражение, пожар Москвы и отступление французской армии. Бондарчук стремился к максимальной достоверности в изображении батальных сцен, вооружения и экипировки, используя консультации историков и военных экспертов. Лишь в некоторых моментах, можно заметить некоторые неточности в мелких деталях, учитывая технические ограничения и разницу во времени.
Масштабные сцены сражений, особенно Бородинской битвы, поражают своей реалистичностью. Исторически, фильм достаточно точно отражает некоторые моменты сражения, например - батарея Раевского.
Эпизод фильма с пожаром Москвы (4 серия), так же исторически достоверный факт: когда Наполеон застал покинутый жителями город, а впоследствии подожженный ими же.
На протяжении всего фильма, картины войны, сменяются картинами мира. Мир – общество людей того времени: балы, великосветские приемы и ужины. Гостиная Анны Павловны Шерер – великосветский салон, где люди развлекаются, беседуют о политике, о положении России, является частично-вымышленным местом, имея свои реальные прототипы. Сцены балов, дуэлей и личных драм героев служат не только для воссоздания эпохи, но и для раскрытия философских идей Толстого. Некоторые события и диалоги могут быть упрощены или изменены для удобства кинематографического повествования, что характерно для любой экранизации.
Особо хотелось бы отметить, что весь фильм был снят без использования, как в настоящее время, компьютерной графики и прочих технических средств.
Галерея образов, в которой каждый герой – это уникальная личность со своими достоинствами и недостатками, мечтами и разочарованиями. Вымышленные персонажи, такие как: Пьер Безухов (С. Бондарчук), Андрей Балконский (Вячеслав Тихонов) и Наташа Ростова (Л. Совельева) - созданные автором романа «Война и мир» Л.Н.Толстым. Их истории и характеры соответствуют роману, но не претендуют на историческую достоверность, так как они — продукт художественного вымысла, но имея свои реальные прототипы того времения. Они же являются и главными, центральными персонажами фильма.
Пьер Безухов – незаконнорожденный сын, графа Бестужева. Предстает перед нами наивным и искренним идеалистом, ищущим свое место в жизни. Андрей Болконский, напротив – человек холодного и честолюбивый. Он мечтает о подвиге и славе, но в итоге разочаровывается в войне. Наташа Ростова – воплощение женственности, жизнерадостности и искренности. Импульсивна и эмоциональна, непосредственная и наивная.
Взаимодействие реальных и вымышленных персонажей фильма создают уникальную атмосферу фильма. Вымышленные герои оказываются вовлечёнными в исторические события, а реальные исторические личности влияют на их судьбы. Этот симбиоз позволяет зрителю увидеть «войну и мир» глазами разных людей и глубже понять суть происходящего.
Фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» — это выдающееся произведение кинематографа, которое сочетает в себе историческую достоверность и художественный вымысел.
Впечатление о фильме – неоднозначное. Нам, детям, рожденным в другое время и другую эпоху, есть моменты, которые сложно понять. Фильм, заставляет задуматься о вечных ценностях, о смысле жизни, о цене мира. Он показывает, что даже в самые трагические времена люди способны на любовь, сострадание и героизм.