Фильм

Фильм Вавилон

Babel, США, Мексика, Франция, Япония, 2006
Вавилон – афиша
1/7

Четыре истории, одна страшнее другой.

Разветвленная и многоуровневая драма, события которой одновременно происходят в разных частях света. Но любимая мысль режиссера Иньярриту («Сука-любовь», «21 грамм») — что все связано. Премии в Каннах и еще много где.

СтранаСША, Мексика, Франция, Япония
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 23 минуты
Дата выхода8 сентября 2006
Дата выхода в России1 февраля 2007
Возрастное ограничение16+
Самые ожидаемые события
Мексиканский режиссер, сделавший себе имя в Голливуде и за его пределами. Самый младший ребенок в многодетной семье, Иньярриту, не окончив школу, подался в моряки — и отправился путешествовать по Европе и Африке на грузовом судне. Впоследствии места, которые он посетил, мелькнут в его картинах, однако прежде чем податься в режиссуру, Иньярриту поступил в престижный Мексиканский университет, поработал ведущим на рок-радиостанции и композиторам (написал музыку к нескольким фильмам, так как музыка будоражила его больше, чем само кино). Тогда же он познакомился с писателем Гильермо Арриага, вместе с которым сделал «Трилогию о смерти» («Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон»). Все эти фильмы отличает то, что они состоят из пересекающихся историй (а в «21 грамме» еще превалирует нелинейный нарратив) и посвящены любви и смерти. При этом если действие «Суки-любви» происходит в Мексике, «21 грамма» — в США, то в «Вавилоне» — по всему миру. Когда пути Иньярриту и Арриаги разошлись (сценарист ушел ставить свой режиссерский дебют «Пылающую равнину»), Иньярриту снял драму на испанском языке «Бьютифул». И уже на следующем, пожалуй, своем самом амбициозном проекте — снятой одним планом трагикомедии «Бердмэн» — сменил своего постоянного оператора Родриго Прието на кудесника камеры Эмманюэля Любецки. Сообща они также поставили вестерн «Выживший» и VR-кино «Плоть и песок» — фильм-инсталляцию, рассказывающую с помощью языка виртуальной реальности историю мексиканских беженцев-нелегалов. Иньярриту — первый мексиканский режиссер, который получил приз за режиссуру Каннского фестиваля («Вавилон»), «Оскар» за лучший фильм («Бердмэн») и третий по счету кинематографист, которому когда-либо удавалось получить два «Оскара» подряд за режиссуру («Бердмэн», «Выживший»).
Рецензия «Афиши» на фильм «Вавилон»

В марокканской пустыне два подростка берут у отца ружье, только что купленное, чтобы защищать овец от шакалов. «Оно на три километра стреляет», — утверждает один. «Да вовсе нет», — спорит другой. «Вот посмотри!» — мальчик прицеливается в ползущую вдалеке машину, спускает курок. «Я ж говорил, что ничего не будет». — «Дай мне». Из-за горизонта появляется белый автобус. Пастух поднимает ружье, гремит выстрел. «Ну вот видишь». Автобус замедляет ход, останавливается.

Ричард (Брэд Питт) и Сьюзан (Кейт Бланшетт) прилетели в Африку туристами, но не столько стремятся куда-то, сколько убегают. Оба хотят забыть нечто из недавнего прошлого. Он спрашивает, сможет ли она когда-нибудь простить его, она, кажется, не уверена, они почти не смотрят друг на друга. Они едут в белом туристском автобусе по пустыне, стекло вдруг разбивается, по рубашке Сьюзан растекается кровь.

В Сан-Диего няня-мексиканка (Адриана Барраса) сидит с двумя маленькими детьми. Звонит их отец — просит няню остаться с детьми на целый день. Та колеблется: ей нужно отправляться на свадьбу собственного сына. В результате за няней заезжает племянник (Гаэль Гарсия Берналь), и все четверо едут на машине в Мексику — хотя у няни нет родительского разрешения пересекать с детьми границу.

В Токио глухонемые барышни играют в волейбол, а потом идут веселиться. У Чиико (Ринко Кикучи) мать недавно умерла, а отец ездил в Марокко охотиться. Когда очередная компания юношей спасается бегством, узнав, что девушки не говорят и не слышат, она снимает в оживленном баре трусы и широко расставляет ноги.

Мел Гибсон может удавиться — этот фильм снят среди прочего на японском языке глухонемых. Мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту и его сценарист Гильермо Аррьяга в третий раз делают фильм по одному принципу — нелинейный ход времени, пересекающиеся истории, — но «Вавилон» куда более амбициозен, чем «Сука-любовь» и «21 грамм»: сюжетная линия пересекает весь земной шар. Мы то и дело перескакиваем с одного континента на другой, отъезжаем по временной оси то немного вперед, то назад — что даже излишне, поскольку ночь в Мексике, понятно, не синхронизируется с ночью в Японии или в Африке. Среди многочисленных наград, которые сыплются — и, без сомнения, продолжат сыпаться — на «Вавилон», нет призов за главные роли: все актерские работы формально принадлежат второму плану.

В основании столь массивного произведения должна, как все понимают, содержаться некая важная фундаментальная идея. И действительно, зрителю ее услужливо подсказывают рекламные ролики, слоганы и собственно название (вроде бы имеющее мало отношения к происходящему). Наш мир — та-да-да-дам — это Вавилон. Господь решил покарать много возомнивших о себе людей и смешал их языки. Универсального кода больше нет, все в смятении. Глобализация между тем распространяется, и бабочка, махнувшая крылышками в Японии… Впрочем, эти и подобные пошлости можно без труда додумать самостоятельно.

Важно другое. Убеждая — в первую очередь себя, что процитированные мысли составляют суть фильма Иньярриту, мы на самом деле не только доверяемся пиар-агенту, выдумывающему рекламный слоган, но и уподобляемся ему. Не просто же так я только что потратил два с половиной часа, тараща глаза на тряское изображение и мучительно пытаясь уследить за внутренними связями сюжета. Там должно что-то быть! Между тем следящие за творчеством талантливого режиссера уже не раз могли бы допустить ужасное подозрение: а что если нет? Что если Иньярриту… ну, скажем, жульничает?

Если трезво взглянуть на сценарий, мы увидим, что он составлен по образцу мыльных опер, причем худшего пошиба. Что Аррьяга с серьезным видом смешивает нестерпимо мелодраматические, да просто неприличные истории. Что нити, будто бы скрепляющие созданный на экране мир, формальны и порвутся при легчайшем натяжении — а следовательно, любые надстроенные концепции просто несостоятельны. Что персонажи одномерны и ведут себя для удобства сценариста совершенно неправдоподобным образом, в ситуации выбора всякий раз принимая не легкое и естественное, а трудное и неправильное решение (не поговорить с пограничником, а вдавить газ, не поехать в город на автобусе, а часами ждать скорую и т.д.). И это мы еще оставляем в стороне вопросы этики — а по-моему, например, нет никого омерзительнее режиссеров, которые не успокоятся, пока не убьют в кадре ребенка, а Иньярриту проделывает это в служебных целях в каждой картине.

Поэтому мексиканец делает все, чтобы на его фильм было невозможно взглянуть трезво. Он крутит истории задом наперед, перемешивает их, пропускает через мелкое сито монтажа. Он заставляет отличных актеров выворачиваться наизнанку. У него фантастический оператор. В рамках своей (небезупречной, наверное) эстетики Иньярриту-режиссер абсолютно безупречен. В «Вавилоне» он выдувает мыльный пузырь такого масштаба и качества исполнения, что им трудно не восхищаться — но лишь помня, что, лопнув, он превратится в пустоту, воздух, абсолютное ничто.

24 января 2007

Достойный просмотра фильм, особенно радует, что его обсуждение подтверждает его название. Мы действительно говорим на разных языках, но это не основная причина разобщенности человечаства и утраты гармонии, кто хочет более подходящего повода для глубокомысленных рассуждений о причинах и следствиях рекомендую посмотреть замалчиваемый фильм "Гадкие Лебеди", после которого Вавилон покажется не более чем грустным высокобюджетным ералашем о несуразностях в школьной среде.
Каждому эволюционному уровню свои переживания, не спорю. как и своя альтернатива тому.
В этом фильме такой альтернативы нет, при всей своей масштабности, это замкнутый цикл созерцания того, что известно каждому из нас.

6 февраля 2007
9Вавилон-единство людей, где каждый сам по себе


За текущие 24 часа завершила просмотр третьего фильма из трилогии сеньора Иньярриту. Потрясает то как режиссер, казалось бы, легко расстается с жизнями своих героев. Но если смотреть глубже, то смерть каждого-событие, несущее определенную смысловую нагрузку.
«Смотрите, как опасно ходите» (Еф. 5: 15), один неосторожный шаг- и жизнь любого из нас может превратиться в сущий кошмар...

21 августа 2010
9

Подарите мне "Спасибку"! )))

Почти шедевр монтажа и сценарной склейки разрозненных лент.
Постоянно дежащий в напряжении и неотпускающий сюжетом.

Интереснейшая картина, талантливая во всем. Хотя и созданная "под фестиваль".

24 апреля 2008
9

РУЖЬЕ СТАНИСЛАВСКОГО

"Кажется, уже и мы живем в предместьях Вавилона, если не в нем самом", - горько сетовал митрополит Филарет Московский еще в позапрошлом веке.
Что уж говорить про век нынешний. Каким же тесным стал этот мир. Компактным.
Хитроумная наноигрушечка в руках семилетнего мальчугана.
И если где-нибудь в Гуаньчжоу чихнет курица - заболеет вся петелинская птицеферма.
Вроде бы, еще вчера главными героями международных отношений были солдат и дипломат, а сегодня это уже турист и террорист…

Глухонемая японская девушка, подростки-пастухи из марокканской глухомани, мексиканская нянюшка с двумя юными гринго, депрессивные американские туристы и… винчестер 270 калибра, объединивший их всех.
Впрочем, никакого паззла тут нет. Как нет и манифеста, обличающего гримасы глобалистического общества. Просто – пиф-паф! – так уж получилось.
Не следует обманываться заявленными в главных ролях Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт. Это не их бенефис. Актеры сыграли - quantum satis – ровно столько, сколько и было нужно. Окажись на их месте Гармаш с Апексимовой, фильм, возможно, ничего бы не потерял.

Картиной «Вавилон» мексиканец Алехандро Иньярриту завершил свой «смертельный триптих» («Сука-любовь», «21 грамм»).
Виртуозно балансируя на грани между «Все люди - братья» и «А не ходи в наш садик, очаровашечка», Иньярриту рассказал одну из самых пронзительных кинопритч нового тысячелетия.
Фильм, где «с порога», с самых первых кадров, зритель получает изящный, с оттяжкой, удар в солнечное сплетение. А восстановить сбитое дыхание удается только к титрам. Или назавтра. Или…
Впрочем, кому как повезет.


10 ноября 2010
9


Самый лучший фильм 2006 года, обласканный множеством наград на престижных европейских и американских кинофестивалях, и полюбившийся многими зрителям, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту рассказывает зрителю несколько взаимосвязанных между собой историй на трех континентах — Марокко, Мексике и Японии, объединенных общей идеей человеческого недопонимания и непонимания друг друга, опираясь на библейскую легенду о Вавилонской башне и произведения Гарсия Маркеса, гениально обличавшего людские пороки в своих произведениях. Чем-то фильм «Вавилон» напоминает «Сто лет одиночества», ибо оба эти произведения роднит безысходность и бессмысленность человеческих страданий, при этом представляя из себя привычный для режиссерского метода Иньяритту многослойный, многословный и многоходовый сюжетный паззл, полифонический фундамент, все линии в котором лишь к финалу сходятся к единому моральному знаменателю, связывая окончательно в тугой узел судьбы всех персонажей.

Фильм невероятно тяжел при просмотре, лента сильно давит психологически, особенно в марокканских сценах, в которых гениально сыграли Кейт Бланшетт и Брэд Питт(я роль Ричарда считаю лучшей за всю его кинокарьеру), и в сценах в мексиканской пустыне, где отчаяние и страдания героев достигают своего апогея.

Фильм в своем режиссерском стиле очень скуп, но это позволяет гораздо сильнее раскрыть психологию героев. Уйдя от чрезмерных операторских изысков(в предыдущих фильмах Иньярриту этого было предостаточно), режиссер снял классическую трагедию о людях, забывших Бога и утративших всю человеческую сущность. Когда рухнула Вавилонская башня, люди перестали быть друг другу братьями и сестрами, между людьми возникла стена взаимонепонимания, которую невозможно разрушить. Таков неутешительный вывод режиссера Иньярриту и сценариста Гильермо Арриага, написавшего эпитафию на могилу современному социуму.

«Вавилон», тем не менее, восхитительное и сильное кино, которое можно смотреть и ради прекрасной игры актеров, и ради самой истории, которая навсегда впечатывается в память.

4 октября 2014
Все отзывы
Мексиканский оператор. Его дед был мэром Мехико, но был вынужден эмигрировать в США — по политическим мотивам. Впрочем, Родриго родился в Мексике: его отец, проведя большую часть жизни в Америке, все-таки вернулся на родину. В Мексике Прието и начал свою карьеру, но затем перебрался в Голливуд. Снимал фильмы с реверсивной драматургией для Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»), Дженнифер Лоуренс в открытом космосе для Мортена Тильдума в «Пассажирах», небоскребы на закате для Оливера Стоуна в «Уолл-стрит. Деньги не спят» и Леонардо Ди Каприо в кокаиновом угаре для Мартина Скорсезе в «Волке с Уолл-стрит». Со Скорсезе Прието также сделал «Молчание», в котором фигура оператора по большому счету затмила фигуру режиссера. Обладатель «Золотой озеллы» Венецианского фестиваля.
Читайте также
20 кинопремьер июня
20
кинопремьер июня
20 кинопремьер июня
Онлайн-премьеры недели: «Идол», «Бэби-тур», «Манифест», «Шоу Эрика Андре»
Онлайн-премьеры недели: «Идол», «Бэби-тур», «Манифест», «Шоу Эрика Андре»
Онлайн-премьеры недели: «Идол», «Бэби-тур», «Манифест», «Шоу Эрика Андре»
15 концертов месяца в Питере
15
концертов месяца в Питере
15 концертов месяца в Питере
Кинопремьеры недели: «Переводчик», «Таинственный поезд» и «Паранормальные явления. Скинамаринк»
Кинопремьеры недели: «Переводчик», «Таинственный поезд» и «Паранормальные явления. Скинамаринк»
Кинопремьеры недели: «Переводчик», «Таинственный поезд» и «Паранормальные явления. Скинамаринк»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость