Исторический, Драма, Военный |
16+ |
Сергей Лозница |
25 мая 2012 |
22 ноября 2012 |
2 часа 7 минут |
inthefog-movie.com |
Белоруссия, 1942 год. В дом путевого обходчика Сущени (Свирский) приходят двое; все, кроме маленького ребенка, понимают зачем. Накануне на базарной площади немцы повесили деревенских, пустивших под откос состав, а Сущеню отпустили — значит, он изменник, выдал товарищей, и партизанам придется его расстрелять. Здоровенный мужик, не пытаясь спастись и оправдаться, уходит под конвоем в туман — никто все равно не поверит, что он невиновен.
Второй игровой фильм документалиста Лозницы («Блокада», «Счастье мое») и оператора Олега Муту («4 месяца, 3 недели и 2 дня», «За холмами») — экранизация одноименной повести Василя Быкова, сделанная довольно близко к тексту, включая слишком литературные для обиходной речи диалоги. Режиссер — последовательный ревизионист, в своих интервью он убедительно доказывает, что события Великой Отечественной войны подлежат переосмыслению и демифологизации. От него заранее ждали фильма, развенчивающего общие представления об однозначном героизме советского народа. Как минимум столь же яркого, энергичного и спорного, как «Счастье мое», в котором российская история и современность представлены как бесконечная, животная война всех против всех. Вместо этого сначала в конкурсе Каннского фестиваля, а теперь и в прокате появилась экзистенциальная драма, которую удобнее просто изъять из контекста военного кино, чтобы не потонуть в набивших оскомину аналогиях из настоящего и прошлого отечественного кинематографа. Фамилия быковского героя неслучайна: Сущеня — это неприкрытая человеческая сущность в лесу античеловеческих обстоятельств. Война — просто отрезок времени, когда убийство становится легитимным, а сопротивление череде случайностей — невозможным. Все персонажи здесь как будто ведут посмертное существование, в них нет страсти (если не считать влюбленности партизана Быкова, бывшего шофера, в свой автомобиль — но и она остается в прошлом, во флешбэках). Ими сложно увлечься. Люди и идеи здесь растворены в тумане, и требуется специальное усилие для того, чтобы разглядеть за деревьями суть — легкое дребезжание человеческого, зажатого в тисках Истории.