В прошлом году в честь 600-летия главного представителя голландского Возрождения Иеронима Босха в родном городе художника Хертогенбосе была показана коллекция его картин и рисунков, собиравшаяся большими усилиями в течение нескольких лет. Фильм британца Фила Грабски — это экскурсия по выставке, поясняющая гений Босха и в деталях рассматривающая главные полотна живописца «Сад земных наслаждений», «Воз сена. Ад» и другие.
Документальный |
12+ |
Фил Грабски |
3 ноября 2016 |
9 ноября 2016 |
1 час 30 минут |
За гранью Босха
Ровно 500 лет назад, в 1516 году, в Бургундском герцогстве скончался Иероним Босх – художник, который связал своим творчеством Средневековье и Новое время и так и остался загадкой для искусствоведов. В юбилейном для Босха 2016 году его произведения вернулись в родной город живописца Хертогенбос в Северном Брабанте ради одной из главных выставок-блокбастеров года — «Иероним Босх. Видения гения»...
Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken; более известный как Иерони́м Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, нидерландский: [ɦijeːˈroːnimʏz ˈbɔs] (лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap; 1486); считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. В течение 5 веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям относить художника к самым разным религиозным и философским направлениям.
Энергия творчества и фантазии в картинах Босха - впечатляюще и грандиозно. В картинах можно разглядеть как законченный смысл, так и полную бессмыслицу. И именно этой тайной и таинственной силе "художественного таланта" Босха и посвящён данный замечательный, документальный фильм задающий зрителю и пытающийся ответить на самые главные вопросы о художнике.