Театральный режиссёр перенес на экран спектакль с актёрами, которые играли в спектаклях по этой пьесе. Режиссёр не хотел, но его упросил сам автор, Теннеси Уильямс. А в итоге - один из лучших американских фильмов. И не только американских.
Блестящая школа американских артистов. Сейчас таких мало. Вивьен Ли, Марлон Брандо и их менее известные коллеги творят на экране театральное чудо. В истории есть всего два фильма, у которых есть сразу три Оскара за актёрскую игру, один из них - "Трамвай "Желание".
Замечательная пьеса Уильямса на все времена закрыла тему одинокого человека. Вивьен Ли удаётся играть на тонком канате - от насмешки над своей героиней, от презрения к ней до великого сострадания. Не каждый актёр взвалит на себя такую роль. Ли взвалила. Эта её роль - человеческий поступок, сильный и смелый.
Я всегда опасался слишком общих мест в художественной культуре - произведений, которыми восторгаются многие: "Мастер и Маргарита", "Три товарища", "Титаник" - мне казалось, чем больше о них кричат, тем менее они достойны внимания. Так, в общем-то, было и с "Трамваем Желание". Не скажу, что просмотр перевернул с ног на голову мой скептицизм - я признаю, что это достойное высказывание, однако, с возрастом я все более четко вижу, насколько безнадежна судьба "лишних" людей, в особенности, женщин. Если в юные годы персонаж Гедды Габблер вызывал у меня сочувствие и восхищение, то теперь скорее жалость и раздражение, как человек, полностью оторванный от реального мира и бунтующий против него. Те же чувства вызывает и Бланш Дюбуа, главная героиня этой картины.
Сюжет пьесы Уильямса кажется своеобразным продолжением "Вишневого сада" - и не зря, ведь драматург восхищался творчеством Чехова. "Имение продали за долги" - с такими словами на пороге у своей сестры Стеллы появляется Бланш - сёстры вполне могли вырасти из Вари и Ани - дочерей Раневской, а "белые деревья" - дословный перевод с французского имени Бланш Дюбуа - отсылает к цветущему вишневому саду, обречённому на вырубку Лопахиным - его прототип здесь - это грубый и неотёсанный Стэнли Ковальски. Да и в целом конфликт старого и нового, буржуазии и пролетариата сродни конфликту чеховской пьесы. Здесь сталкиваются изнеженная, экзальтированная Бланш и типичный мужлан Стэнли - взрывной, но отходчивый, прямой и не ведающий снисхождения. В голове у Бланш звучит полька - похоронная музыка для ее молодости; она словно из прошлого века и совершенно не приспособлена к современной жизни, что просматривается в её потерянном виде уже в первых кадрах картины. Стэнли же груб, практичен, ввязывается в драки, однако, в каждой сфере у него найдется по своему человеку, чтобы уладить какое-то дело; ему невыносима жизнь стрекозы Бланш, плещущейся в ванной по два раза на дню. И он, закономерно, по-чеховски берет верх, как неумолимое время.
Конечно, персонаж Бланш совершенно трагичен - и не только из-за того, что она живет в мире фантазий, но и потому, что у нее сложилась репутация "грязной" женщины, что для пуританского общества неприемлемо - начиная от "Дамы с камелиями" (Вивьен Ли, слишком глубоко вжившаяся в роль Бланш, умерла, как и героиня Дюма, от туберкулеза) и заканчивая "Нимфоманкой" фон Триера.
Образ Бланш Дюбуа, вбирая в себя осколки значимых героинь художественной культуры, утверждает женскую ущемленность: мужской мир признает только безропотность Стелл. Этот факт, зафиксированный пьесой Уильямса и фильмом Казана, иллюстрирует положение дел в середина двадцатого века. И фильм для меня - это прекрасное воплощение пьесы, про него как-то больше и нечего сказать.
Как сказала одна женщина в возрасте, выходящая из зала, своему спутнику: "Ужасный фильм!" И правда ужасный. Ужасом пронизано всё действие. В общем, этот фильм поставлен по пьесе Теннеси Уильямса, и этим всё сказано.
Вивьен Ли - одна из моих любимейших актрис, и я всегда знала, что у неё гениальное драматическое дарование. Но в этом фильме она превзошла саму себя. Возможно, потому, что действие так напоминает её собственную судьбу...
Бланш Дюбуа, американка из аристократического рода, приезжает к сестре Стелле, вышедшей замуж за рабочего-поляка Стэнли Ковальски, жестокого и деспотичного, как все простолюдины (брутальный красавец Марлон Брандо), проводящего всё свободное время за карточной игрой, сказав, что потеряла их родовое поместье. Ковальски, сославшись на Кодекс Наполеона (неправильно переведённый дублёрами как Закон Наполеона), согласно которому имущество жены принадлежит мужу (откуда автомеханику известны подобные тонкости? Наверно, слышал где-то), начинает выяснять, как именно были потрачены деньги, вырученные за дом. Узнав правду, он доведёт Бланш до сумашествия, сломает её жизнь и разрушит будущее.
Бланш - женщина-ребёнок, панически боящаяся стареть, а потому делающая всё, чтобы убедиться в своей привлекательности. Ей неважно, кого соблазнять: 17-летнего подростка, ученика в школе, где она преподаёт, мальчишку-рассыльного, пришедшего собирать пожертвования, самого Стенли или его 40-летнего инфантильного друга, смертельно зависящего от мамы. Она кокетничает даже с женщинами. Но отчего-то парадоксальным образом Бланш всегда остаётся непорочной в душе, её не могут запятнать никакие связи. Она старомодна в убеждениях и ребячески наивна в поведении, но продаёт дом и снимает номера в гостиницах, где проводит ночи с незнакомцами. Ей чужды те животные желания, что обуревают её сестру и Стенли, однако она готова спать со всеми мужчинами, что её окружают. Она так зависима от мужчин и так ранима, что её невозможно не жалеть. Она прекрасно понимает, что "мужчины никогда не ценят то, что им легко достаётся; они всегда уходят, особенно если женщине больше тридцати", однако говорит: "Я всегда зависела от добрых незнакомцев". Бланш тонка, а мужчины, её окружающие, с ней неизменно жестоки: начиная с её мужа, пустившего себе пулю в лоб из-за её пустячного замечания, и заканчивая Митчеллом, инфантильным другом Стенли, который отказывается на ней жениться из-за того, что ей уже не 20 и у неё было много мужчин. Бланш живёт в своём собственном вымышленном мире, не замечая грубости и жестокости, её окружающей. Лишь однажды она выйдет из забытья, чтобы сказать: "Преднамеренная жестокость не прощается. Это единственное, что невозможно простить..."
Цитата: "Противоположность желания - смерть".
Много лет назад, впервые прочитав пьесу, образ Бланш причудился мне плоским и безликим. В исполнении Вивьен Ли он получился объемным, по-голивудски чарующим и таким близким. Теннеси Уильямс никогда не любил победителей, он всегда был поэтом побежденных.
Мировая слава пришла к Уильямсу именно после театральной премьеры "Трамвая "Желание" с Марлоном Брандо, поставленной Элиа Казаном. А экранная версия пьесы, где беспомощность красоты впервые была сыграна так трагично, что стала смыслом гениальной драмы, умножила триумф автора.
Классика кинематографа = шедевр = беспроигрышный вариант для похода в кинотеатр. Знаменитая пьеса Теннесси Уильямса вмещает в себя конфликт культурный, конфликт между полами и тп. Фильм хотя несколько театрален, зато насыщен эмоционально. Как и любая постановка -- это только трактовка текста пьесы, очень интересная и хорошая. Молодой Брандо великолепен в одной из ролей, Вивьен Ли -- тоже (уж очень раздражает ее персонаж). Некоторые фразы и приемы обхождения с женой приятно запомнить для семейного цитирования.
Мы многого боимся – бедности, неприятностей, предательства, боли, болезней, смерти, а больше всего нас пугает одиночество и забвение. Этот страх сводит с ума, он становится почти осязаемым спутником, не оставляющим нас ни на минуту, и делает кого-то нервным параноиком или сумасшедшим, кого-то – наркоманом или алкоголиком, а кого-то постоянно депрессирующим ворчуном . Вот он бич современности, главная болезнь всего поколения, которой одинаково подвержены и мужчины, и женщины, но симптоны вот у них разные, своеобразному исследованию женских и посвящен «Трамвай «Желание».
В центре внимания – Бланш Дюбуа (Вивьен Ли) – девушка безработная, немолодая, небогатая, незамужняя и бездетная. После разорения, продажи дома и скандального увольнения с работы она приезжает к сестре Стелле (Ким Хантер) в Новый Орлеан , которая живет с мужем Стэнли Ковальски (Марлон Брандо) – прямолинейным и вспыльчивым парнем-трудягой, расслабляющимся алкоголем и игрой в карты с друзьями. Их молодая семья живет очень скромно, они ожидают рождения своего первенца, и переезд Бланш совсем не радует Стэнли, особенно его раздражает ее чрезмерная театральность, инфантильность, манерность и жеманность. Он постоянно ее провоцирует, разоблачает перед поклонником, лишая ее таким образом последней надежды обрести личное счастье.
В свое время первая красавица, Бланш нервно и болезненно переживает старение – избегает яркого освещения, скрывает возраст, щепетильно следит за своей внешностью, постоянно меняет наряды, кокетничает и живет надеждой встретить достойного мужчину. В молодости она пережила личную трагедию, ее юношеская любовь закончилась плачевно – самоубийством молодого человека. Эта любовь – единственное светлое пятно в ее жизни, большее ее никто так не любил, больше она и сама никого так не любила. Всю жизнь она тоскует по этой любви, молодой и искренней, сильной и настоящей. Желая хоть как-то воскресить прежние чувства и воспоминания, она совращает молодых парней. Вот поэтому ей и пришлось со скандалом уволиться из школы, где она работала, и переехать к сестре.
Героиня Вивьен Ли - персонаж далеко не положительный, она даже раздражает, но при этом мы искренне ей сочувствуем и почти физически ощущаем ее боль, гнетущие ее безысходность и обреченность вызывают что-то подобное клаустрафобическому приступу. Но Бланш нашла новый способ существования - она выдумала для себя иную реальность – единственное место, где безумное одиночество и необратимая старость могут ее не пугать. Этот фильм об оживших страхах, таких жутких, что мы боимся признаться в них самим себе, они сидят где-то внутри и подобно клещам впиваются в плоть с каждым прожитым днем все глубже и глубже …
Довольно тяжелый фильм с весьма печальной концовкой. Так, кстати говоря, был удивлен, увидев Брандо таким молодым. Но картина сильная, тут уж, ни дать ни взять. Жалко жещину, пожалуй, других слов слов просто не подобрать.
Гениальная игра актеров, геиальная пьеса. Фильм, настолько пропитанный болью и жалостью и две главные героини, в которых каждая женщина в той или иной степени узнает себя. Филь после которого мне захотелось покончить жизнь самоубийством, настолько сильна была эта эмоция. Его не забыть.
Нервным женщинам смотреть противопаказано.
Современный кинематограф перестает радовать хорошими фильмами, и я постепенно переключаюсь на классику. Вот где эмоции, которые проникают в душу и оставляют терпкое послевкусие, как хорошее вино. Сейчас "Оскара" дают за количество спецэффектов, рейтинги и затраченную на съемки сумму (бюджет многих раскрученных лент, наверное, состовляет годовой бюджет какой-нибудь небольшой страны). Как же приятно смотреть старое кино, без спецэффектов, в черно-белом цвете.
Маршрут «Желание – Кладбище - Елисейские поля» для Бланш Дюбуа.
Уже совсем немолодая Бланш Дюбуа (Вивьен Ли) разорена. У себя на родине она потеряла дом, потеряла мужа, ушла с работы из школы, где преподавала английский. Со всем этим «багажом» (ибо больше у нее ничего нет) она приезжает к своей сестре Стелле (Ким Хантер), которая еще давно сбежала из их аристократичной семьи, обретя свою любовь, в лице Стэнли Ковальски (Марлон Брандо), в некотором роде немного невоспитанного, но в целом совершенно обычного работяги. Теперь они живут далеко не в элитном райончике Нового Орлеана, но их это нисколько не смущает. Вроде бы и ничего особого с приездом Бланш не произошло, Стелла рада своей сестре, но вот ее мужу явно не по душе аристократические замашки вновь прибывшей особы, что он не стесняется показывать. Кроме того, ему кажется, что Бланш скрывает некоторые главы своего прошлого…
С первого появления Бланш в Новом Орлеане мы понимаем, что здесь не место этой дамочке, которая привыкла, что ее всегда обслуживают. На действие всегда находится противодействие. В данном случае антогонистом выступил Стэнли. Противоборство этих двоих мы наблюдаем на протяжении почти всего двухчасового фильма, что придает ему ощущение «контрастности». Здесь не только классовая борьба, не только борьба мужчины и женщины, каждый может разглядеть в этом противостоянии разного рода конфликт, настолько глубоко и эмоционально нам это преподносится. Трагедия Бланш в том, что она, стараясь избавится от своего прошлого, тащит за собой вереницу повадок, вещей, выдуманных воспоминаний. Когда ей жестко указывают на это, она замыкается в себе, и уже живет совершенно в другом мире.
Переломным моментом является подаренный Стэнли на день рождение Бланш «подарок». За нее всё решили. «Добила» же ее та ночь, когда последняя надежда на счастливую жизнь рухнула, с приходом Митча, ее нового ухажера. Будучи много наслышанным о ней от Стэнли, он произносит только «Вы не настолько чисты, Бланш…». Всё. Надежды больше нет. Бланш остается наедине с собой и своими воспоминаниями, путая реальность и вымысел у себя в голове.
В своих ремарках автор пьесы «Трамвай Желание» Теннесси Уильямс описывает Бланш как мотылька, который всю свою жизнь ищет свет и летит на него, но, достигая яркого огня обычной лампочки, гибнет. Вот она и искала всю жизнь свое счастье. Искала везде, не упуская ни одного случая. Искала, постоянно набрасывая на яркие лампы китайские абажуры, которые погружают комнату в приятный полумрак, скрывающий слабость ее характера и ее «ускользающую красоту». Но как только бумажный абажур улетел в окно, Бланш, уже не в силах противостоять оказываемому на нее давлению, полностью замыкается в себе, что приводит ее историю к достаточно печальному финалу. Ее история вызывает смешанные чувства, это и жалость и презрение, не нечто среднее, а то и другое вместе. С одной стороны она сама виновата, что довела себя до такой жизни, а с другой – что ей еще оставалось?
Всё в фильме организовано на высоком уровне. Всему уделено ровно столько внимания, сколько нужно. Актерская игра отличная, подбор декораций для съемок и тот поражает своей простотой, в тоже время они передает ту атмосферу простоты обычной жизни, которой пронизан весь фильм. Освещение играет в картине особую роль. Оно как полупрозрачная вуаль некоторое время «скрывает» тайны Бланш, погружая декорации в полумрак.
Когда смотришь фильм, появляется чувство, что наблюдаешь театрализованное представление, только некоторые моменты, которые в театре мы бы увидели с одной точки, нам показывают в более выгодном ракурсе и с более подходящим освещением.
Великолепно подобранные персонажи, чьи характеры раскрываются по мере приближения истории к развязке. Точнее, чью-то суть мы видим с самого начала, трагедия
личности некоторых поддерживает интерес на протяжении всего фильма, а кто-то в финале открывается нам совершенно с другой стороны.
«Трамвай Желание» - это картина, создавая которую, хорошо поработали все. Это отличная экранизация одноименной пьесы Теннесси Уильямса, которой взгляд через объектив кинокамеры придал шарм и сделал это произведение не только театральной классикой, но и классикой кинематографа.
Истеричная, несчастная Вивьен, которой от природы досталась красота, точёная фигура, аристократизм - слишком правдиво сыграла обречённую на гибель Бланш.
Слишком зависимая от окружающих, избалованная, слабая и стареющая, выбирающая лишь слабо освещённые помещения - одна из самых ярких ролей Ли, роль закономерно теряющей разум красавицы, на фоне которой заметен только Брандо.
Роскошный фильм.
Я ожидала от классики большего. Всё чересчур, все для современного человека несколько нелепо выглядит. Интересны разве что диалоги главной героини с героем Брандо. Хоть какое-то оживление.
Мой взгляд на Бланш,возможно многих удивит....но мне её не жаль ни капельки...эгоцентричная,лицемерная,желающая только удовольствий и болезненно-эгоистического внимания к себе. Травма в её юности....на самом деле не меняла её как личность и не причиняла ей такой сильной душевной боли...думаю,она эту боль и не несла никогда. Избалованная с детства,она не могла любить никого,кроме себя самой. Этот юноша был слаб,раним,излишне восприимчив...он хотел возвышенности..писал поэтические излияния...она вспоминает ( с работами ему не везло,твёрдость характера отсутствовала...) и только зацикленная личность на себе,не думающая о чувствах другого,могла так ранить слабого! И вот через некоторое время наступает возмездие...Я не вижу в этой личности ни одного положительного качества...ни одного...и только жаль её сестру,которая сама не может сделать выбор в жизни и понять,что ей нужно и кто и она словно ждала ,чтоб этот выбор сделал кто-нибудь вместо неё! Таких "Стелл" к сожалению очень много в этой жизни.А Стенли, воплощение прямоты и честности...и на этом всё сказано!
Вчера посмотрел фильм Трамвай-желание. Долго не мог понять почему кино называется именно так. Но пересмотрев фрагмент начала фильма, когда героиня спрашивает у случайного прохожего, как проехать на трамвае-желание до трамвая-кладбище, все становится понятно. Трамвай - это движение, причем движение по одной прямой, без возможности свернуть или обойти препятсвие. Автор фильма хотел показать что происходит с людьми, которые живут чувствами, желаниями, с людьми не похожими на других людей, и которым приходится жить в грубом жестоком реальном мире....
Главная героиня Бланш Дюбуа - нежная утонченая натура, из хорошей интелегентной семьи, подчиняющаяся только законам чувств, переезжает жить к своей сестре в другой город.Этим поступком она пытается отбросить прошлое и постараться начать жизнь заново. Она попадает в грубое, примитивное общество, живущее одними инстинктами. Ярким представителем этого общества является муж ее сестры Стивен Ковальски.
.... "примитивен, первобытен, неандерталец"..... "человек, не знакомый с запахом жасмина" - такими эпитетами награждает Стенли главная героиня, и с ней трудно не согласиться. Попав в этот мир Бланш Дюбуа не смиряется с ним, остается самой собой, даже пытается его изменить: как физически - пытаясь принести в дом уют, грацию и красоту; так и морально - постоянно уговоривая сестру отказаться общения со Стенли. Если в первом случае ей ничего не удается, китайский фонарь вместе с отношениями и последней надеждой рушит Митчел, один из не многих людей хоть чем то отличающихся от массы, но являющийся слабым человеком, не способным к борьбе; то в отношении к сестре ее попытки увенчиваются успехом, хоть и ценой сосбтвенного благоразумия, собственной жизни , но она добивается разлуки Стеллы со Стенли. Это является единственным светлым пятном данного произведения и оставляет зрителю хоть какую то надежду.
Хорошо заметны мучения главной героини на протяжении всего фильма, мучения хотя бы от того, что не с кем поговорить на одном языке и все вокург такие далекие...... На все попытки откровения даже с самым близким человеком (сестрой), и желание рассказать, о том что ее действительно беспокоило и волновало, она получала один ответ: "я никогда не слушаю тебя, когда ты не в себе ". И поэтому Бланш приходилось "говорить меньше, чем чувствовать" - а разве это не трагедия для одухотворенного человека, неприступная стена не понимания навсегда отделила мир Бланш от окружающего мира приспособленцев.
Единственной надеждой, но как оказалось в последствии и одним из самых главных разочарований Бланш является Митч. Человек, который не понимал Бланш как и все окружающие, но в тоже время очень сильно от них отличался. Человек без твердого стержня внутри, но с задатками души. Для Бланш он мог стать "скалой, за которой она могла спрятаться в этом жестоком мире". Митч не смог полюбить и оценить настоящую нынешнюю Бланш, не смог принять ее "не совсем чистое" прошлое - очень символичен в этом фильме фрагмент, когда Бланш ставит на свое чистое красивое платье пятно и огорчается из за того что не удается его отмыть.
Апогеем фильма являются несколько эпизодов в конце:
- встреча Бланш с Митчем и разочарование в нем как в человеке;
- насилие над душой и телом Бланш со стороны Стенли;
- сцена отезда в сумашедший дом.
p.s. запомнившиеся фрагменты фильма и фразы главных героев:
« Делай как удобно – вот мой девиз» Стивен Ковальски
«Закон Наполеона – то что принадлежит жене, тоже принадлежит и мужу, и наоборот» - противопоставление закону чувств Бланш;
«Ты нормально выглядишь». самый сильный комплимент Стивена Ковальски, почему то вспомнил себя :) нет я не всегда такой, но пару раз было ))
«Каждая женщина и без слов знает хорошо ли она выглядит, хотя некоторые стараются удостовериться в том чего нет." Стивен Ковальски - мое мнение просто мысль автора, которую он вырази словами одного из героев.
"у больных людей обостренное чувство искренности. печаль делает их искреннее. как мало остается людям которые познали печаль" Бланш
"Может вы и учительница, но не как не старая." - Стивен Ковальски вспомнил наше первое знакомство :)
"как приятно видеть как их душ касается первая любовь, как будто никто до них не знал этого." Бланш
"нельзя играть в покер там где женщины"
«НЕ плач, я делал это с ней только потому что я люблю тебя малышка» (слова прохожего) просто веселая циничная фраза на заднем плане, характеризующая общество
"кроткие люди должны подавать в суд на грубых, кроткие люди должны мерцать и светиться. я увядаю" Бланш
"я говорю меньше чем чувствую" Бланш
"Мужчины не любят то что им легко достается"
"мне не нужна реальность, я хочу волшебство" Бланш
"огромное состояние делает людей одинокими , интеллекуальная женщина с родословной может восполнить жизнь миллионера, а мне есть что предложить ему и время не в силах это отобрать у меня, физическая красота не долговечна, это мимолетное богатство, но красота ума , богатство души , нежность сердца , у меня все это есть, все это не улетучивается, оно увеличивается, оно растет с годами, как странно что меня называют обделенной женщиной, если мое сердце обладает всеми богатствами. я считаю себя очень богатым человеком, но я была глупа, я метала бисер перед ….. СВИНЬЕЙ….
преднамеренная жестокость не прощается, это единственное что нельзя простить, это единственное в чем я никогда не была виновата" Бланш
"чтобы победить в этих крысиных бегах надо поверить в свою удачу" Стивен Ковальски , можно употребить вообще к жизни многих людей.
Перед Вами – экранизация знаменитой пьесы «Трамвай „Желание“» американского драматурга Теннесси Уильямса, по праву считающаяся классикой мировой литературы.
Драматургия Уильямса, оказавшего исключительное влияние на развитие американского театра XX века, сочетает в себе тонкий психологизм с высокой культурой слова. Герои его пьес – живущие иллюзиями романтики, благородные и ранимые люди – противопоставлены грубой, безобразной действительности, лишены возможности обрести в ней счастье и гармонию, преодолеть одиночество.
И все же герои Уильямса могут торжествовать моральную победу: зная, что обречены на гибель в прагматическом обществе, они не отрекаются от своих идеалов.