Городской модник Том (Долан) едет на похороны своего возлюбленного на ферму его семьи. Там его ждут невротичная мать и брат-садист покойного: с первой герою придется поддерживать легенду о счастливой гетеросексуальной жизни сына, со вторым начнутся двусмысленные мазохистские отношения. Из тихого семейного омута, как водится, вскоре полезет немало чертей.
Канадца Долана, к своим двадцати пяти снявшего уже пять картин (эта — четвертая), обычно если и хвалили, то как бы вопреки вводным данным — юным годам, модности, стабильно крикливой форме изложения. С «Томом на ферме» несколько иная история: автору уже вполне по возрасту браться за камеру, в основе фильма пьеса большого драматурга, на экране — не позерский поп-арт, а брутальная тактильность — прямо как у старших французских коллег. По форме это якобы честный триллер, но будто бы снятый условными братьями Дарденн; оммаж Хичкоку с Шабролем, разбавленный паузами и пустотами. В трудные моменты Долан по-прежнему врубает оркестр и замедляет картинку, но в остальном, кажется, сознательно снимает свой самый взрослый фильм. По иронии судьбы, лишившись какой-либо игривости, кино Долана впервые становится похоже на упражнение, которое он выполняет с самовлюбленной прилежностью отличницы. В итоге аккуратного почерка оказывается недостаточно для создания саспенса; верно вроде бы поставленных акцентов — для возникновения какого-либо социального комментария. При всех очевидных поводах для насмешек кино у Долана и правда часто получалось недурным. Но «Том», к сожалению, работает разве что как анекдот про хипстера в провинции.
Внезапно для меня столь удивительный, он, в свои двадцать пять, заставляет видеть себя в казалось бы лишенном возможности отражать что-либо калейдоскопе кадров фильма. В равной степени разрывая тишину и разрушая предкушение, он, сенсационный, не показывает зрителю ничего нового, но при этом постепенно полностью овладевает его способностью сопротивляться: в ожидании определенных и совершенно конкретных действий от героев зритель замирает так, впрочем, и не получая ничего из ожидаемого им, или, пожалуй, оказываясь обманутым – квазиочевидные финалы сцен и логичные разрешения сюжетных поворотов не происходят; режиссер лишь доводит эмоциональную напряженность до какого-то немыслимого надрыва психической волны, сливая паскали, амперы и ватты воедино. Прикусывая губу, чрезмерно воодушевленный и по-детски одураченный, оттого обиженный и недоумевающий, зритель выходит из кинотеатра, понимая при этом, что невидимые иглы все это время вонзались в подушечки пальцев обеих обездвижено лежавших ладонями вверх рук, постфактум, не в силах удержать разнонаправленно вращающиеся мельницы собственного сердца, они теперь источают маленькие капли красной густой жидкости.
Потерявший в результате банального рокового стечения обстоятельств своего любовника Гийома, божественной красоты светловолосый копирайтер с упругим сексуальным телом Том отправляется на его похороны в депрессивную канадскую глубинку. Уезжает, надеясь вернуться, а по сути отправляясь в никуда, на встречу с фантомами прошлого и демонами настоящего. Тайны и секреты, нависающие над душой Тома дамокловым мечом, все больше сплетаются в клубок неистовых страстей и невыносимых страданий.
Канадский режиссер, актер и сценарист Ксавье Долан в свои неполные 19 лет успел снять свой первый фильм, мгновенно завоевавший культовый статус и получивший как признание со стороны насмотренных критиков, так и не всегда искушенных в плодах авторских экзерсисов зрителей, а уже к 25 годам Долан, возмужавший и осмелевший, дозрел окончательно до выхода своей по-настоящему программной картины. Убив свою маму и воображаемо влюбившись, попутно рассказав в нотках китчевой ностальгии и трансвестите-преподавателе, в 2013 году в рамках очередного Венецианского кинофестиваля Ксавье Долан представил свой последний на данном этапе времени фильм, коим стала экранизация знаменитой пьесы Мишеля Марка Бушара «Том на ферме», которую режиссер и сценарист в одном лице предпочел перенести с языка литературного и формата театрального на киноязык насыщенного, мрачного и жестокого психологизма и патологии.
Искусно замаскированный под классический триллер о затаенных страхах и безумии, «Том на ферме» постепенно рушит классические принципы драматургии саспенса, превращаясь в жесткую, намеренно брутальную и лишенную броской эстетики предыдущих картин Долан, психопатологическую, до омерзения физиологическую и депрессивно-подавляющую зрителей драму сексуальной несовместимости, сублимированных комплексов, извращенных страстей и нарушенных границ приватного существования. До определенной степени «Том на ферме» подыгрывает традициям «Забавных игр» Михаэля Ханеке, в которых для центральных антигероев нет ничего сакрального, а личное пространство столь хрупко, что разрушить его до пугающего своей беспощадностью революционного основания не представляет особого труда. И у Ханеке, и у Долана жертвы это просто жертвы, которые самолично впустили в свою жизнь зло и раскрутили колесо чудовищного и деструктивного насилия, а потому в своей гибели они виноваты сами.
Впрочем, «Забавные игры» демонстрировали дистилированную реальность, превращенную в игру; в героях Ханеке не было эскапизма. Трио же главных персонажей «Тома на ферме» существует в этаком пограничном состоянии, они во что бы то ни стало стремятся убежать от отвратительной, мерзкой реальности, забывая, впрочем, что она их все равно настигнет. Трансформирована в ленте и виктимная природа человека, ибо для Долана постфактум, если проследить все до единой линии любовных взаимоотношений в его картинах, любая любовь, особенно такая, как в «Томе на ферме», жертвенна по сути. Однако есть большая разница между самопожертвованием и жертвенностью на заклание, жертвенностью мазохистской, когда один любовник в прямом смысле растворяется в другом, позволяя себя унижать, но при этом наслаждаясь этой сладкой болью. Любовь становится патологией, болезнью, клиникой, аддикцией, уничтожающей всякую волю человека, ломающей его как личность. Однако податливость Тома имеет и обратную трактовку, помимо сугубо гегелевской диалектики, которая в обильном количестве в качестве аллюзий и расставленных ловушек моральных акцентов присутствует чуть ли не в каждом европейском фильме с середины ХХ века. Заключается эта трактовка в том, что Том отчасти винит себя в гибели Гийома, и, поддаваясь на силу Фрэнка, он стремится к ирредентистическому катарсису, к моральному и духовному очищению от всех своих грехов через боль, причиненную ему и им в дальнейшем. Франсис же экстраполяция всех Господ, для которых рабы нужны исключительно для удовольствий и пыток, а чувства последних, какими бы ни были они сильными, совершенно не важны. Искупление превращается в изничтожение, в смертоубийство, и Франсис, в отличии от более морального и психически стойкого Тома, готов ко всему уже давно. Нужна лишь овечка. Алтарь-то для заклания давно ждет сакрального ритуала.
В «Томе на ферме» нет как такового классического деления на антагонистов и протагонистов, ибо все хороши в своей противоречивости и жестокости. Долан на сей раз избавился от визуального китча, сосредоточившись в «Томе на ферме» на насыщенной линии сюжета с массой непредсказуемых ходов и характеризационной полифоничности, ибо Том хоть и является главным героем, но лишь одним из. Выразителем моралите, но не самым главным. Для Долана Франсис намного важнее в структуре картины, нежели Том или сугубо декоративная Агата. Мучитель важнее мученика потому, что Том оказался на выходе слишком прост и совсем не героичен, без надрыва и философии трагедии. И потому все в итоге в «Томе на ферме» завершится без привычной долановской позитивной мимишности, ибо уже не спасет этот бренный ничтожный мир лишь одна любовь без многоточий. На этот раз всем суждено пройти крещение в крови.
Долан растёт. Почти обходится без красивостей Кар Вая, копает глубже. Наконец-то в основе не свой сценарий (пьеса Марка Бушара). Не знаю, почему Том - на мой взгляд, главным героем в фильме является Франсис. Этот фильм объясняет одиночество, несчастье человека. Почему человек становится злым? Зачем он боится себя и своих желаний? Жестокость и хотела бы быть рядом с нежностью, но жестокость побеждает. Кто-то бежит от неё, а кто-то очарован ею.
Это фильм о любви. Долан вновь умело говорит о природе влюблённости, он, как ищейка, чует этот воздух и иногда даже умело передаёт через экран. Жестокость притягательна, она - естественная и "здесь всё настоящее". Кровати рядом и Франсис ставим рядом с Томом коробку с дневником.
Другая тема - забота о родных. Кто-то уезжает, кто-то остаётся. И тот, кто остаётся, загоняет себя в угол. Он лучше уехавшего, но угол тесный и тёмный. Но при этом "здесь всё настоящее".
Долан умеет снимать кульминации. На этот раз он снимает танго на ферме - жуткая такая энергия и страшные слова героя о маме. Засчитано. А под финал так вовсе триллер. В свои 24 года Ксавье Долан снимает страшное и умное кино. То ли ещё будет.
"Сегодня часть меня умерла, и я не могу плакать..." Музыка в начале фильма, словно настраивающая на страдание, и вызывающая беспокойство души. Церковь без распятия, и сотовый телефон без связи,- как символы погружения в граничное состояние между прошлым и будущим, где время останавливается. Приехать на похороны близкого человека, чтобы без сил уснуть за столом на кухне...увидеть глаза матери друга, которого потерял...Написать слова, которые хотел сказать...и не произнести их, потому что чувства - они только между вами, другие в них лишние, и им не понять вас. Быть рядом с теми, кто был близок с любимым человеком. Ведь даже брат пахнет так же, и через контакт с родственниками продление ощущения не потери, что все это не по-настоящему...Переживание смерти, и становление нового члена семьи, ведь ты не чужой, свой...С ним можно танцевать, вдыхать порошок, пить пиво, и доить коров. Как-будто ничего не произошло...Словно один из нас...Старший брат...Что он мог чувствовать, если после смерти отца, все управление фермой легло на его плечи ? Если младший брат, просто сбежал от трудовых будней в город, а на тебе и хозяйство и пожилая мать ?...Если ты видишь, что твой младший брат - "не настоящий мужчина", и не просто не помощник в семье, но и может вызвать насмешки над тобой ?...Ненависть к тому, кто казалось разрушил обычную жизнь, переходящая в дружбу, он же был близок с твоим родным человеком. Прощение брата, и разочарование героя, узнающего подробности жизни любимого человека, и понимание что ты не единственный, кого он любил...
типичный пример обычного уличного сортира, посетив который за деньги понимаешь что сральник есть сральник, а эстетский и картавый язык вывески не меняет содержимого и цели использования сральника, названного туалетом.
вот если бы Ксавье Долан нагадил бабочками и цветочками, как заплёванный в очередной раз Даррен Аронофски, кому бы это было нужно и кем замечено с восторженными писками и криками о гениальности натуралистичности сортирного кинца про залитые спермой лица? (читай: высший пилотаж в игрищах неугомонных сексоголиков)
ведь все премии, выдаваемые затхлыми развратными старцами, мечтающими о выраженных натурой благодарнастях юных или не очень юных актрис и актёров за признание и продвижение,
как и кинокритицизм унылых ценителей прекрасно обгаженной реальности - вопиюще оргазмируют и выказывают всякое признание и поощрение призами только для фильмов о неудачниках, обиженных жизнью, умалишённых, помешанных, педофилах, старых развратниках, угнетённых, травмированных, - не желая признавать, видеть, восхищаться и поощрять прекрасное и истинно красивое в мире вокруг и в искусстве;
а вот если любовь, воплощённая на экране, и получает премии - то это неприменно любовь на пенсии с протёртой едой в постель по утрам (вместо кофе с круассанами или печеньками) с подмываниями, выносами испражнений и прочими реалиями, восторгающими уже неспособных видеть трогательное и прекрасное в мире вокруг и в красках на экранах кинотеатров старых зажратых гедонистов, мечтающих изнасиловать какую-нибудь малолетку или секретаршу на старости и маразмости лет.
дерьмо есть дерьмо. хотите выковыривать в какашках трюфели - вы истинные ценители французской кухни!
Долан расслабился. И получился фильм что называется "на отъ*бись". Но даже так у него вышло весьма хорошо.
"Тома на ферме" пронизывает театральность. Если в ранних работах режиссера она является яркой отличительной чертой и несомненным достоинством, то здесь, усиливаясь засчет драматургической основы сценария, плещет через край. При этом удивительно контрастирует с этим достаточно бытовое чувство юмора, впервые выраженное Доланом (в "Воображаемых любовях" смех насквозь театральный, даже манерный).
Режиссер продолжает с толком раскрывать характеры своих персонажей - будь то повторяющийся монолог матери Франсиса (Пьер-Ив Кардиналь) перед гостем или же сравнительная сцена с мертвым животным (когда Франсис тащит корову на тракторе, а Том (Ксавье Долан) несет теленка в руках).
И вот снова эстетически придраться не к чему: картинка напоминает о пейзажах Эгона Шиле. И вот снова патология, к которой Долан призывает нас относиться мягче: на смену трансгендерности и "воображаемым любовям" приходит стокгольмский синдром. И вот снова отменная музыка - на этот раз она просто слилась с картиной.
Что же ты делаешь, Ксавье, со мною? На твой следующий фильм я побегу даже по октябрьскому кукурузному полю.
Браво! Снять шедевр на фоне фермы в кукурузном поле - это серьезная заявка. Операторская работа, монтаж, саундтрэк, все в целом - высшая степень кинематографической эстетики. Сама же история подана деликатно и тонко (можно порезаться). Сцена с передачей коробки - одна из самых мощных сцен современного искусства.
Теперь каждое второе кино будет про педиков? Ну сколько можно уже...Их меньше 1% населения Земли, а в кино только об этом. Это очередная, ничем не примечательная история, коих было уже много.
Это не мое, боюсь что я еще не скоро смогу испытывать какие-то чувства сострадания к сексуальным меньшинствам и уж подавно к меньшинствам мужского пола. Возможно картина и хорошая, построена по всем правилам драматургии, а режисер смог преподнести всю эту историю настолько первоклассно, что оторваться невозможно. Но все это стремление главного героя, все эти события, стоят ли они того? мне этого не понять, поэтому и тройка. Никогда не пойму, почему подобные люди, так сильно стремятся выделиться из толпы, так сильно стремятся к конфликту, а потом требуют чтобы их жалели.
С эстетической точки зрения - фильм прекрасен. С моральной - ужасен. Стоит ли смотреть? Не всем!
Гениально, внепатляет, бесподобно, - спрашиваю, об этом ли фильме написаны такие рецензии? У меня такое ощущение, что я мальчуган, который кричит: "Король голый!!!"
Гомофобам смотреть обязательно!!! Трогательная история о любви, смерти, страхе и непонимании, которая из трагедии плавно перетекает в фарс. Посмотрите и решите для себя сами является ли агрессия исходящая от окружающих или может быть даже от вас просто ксенофобией или это страх, который вам внушают ваши желания. Очень актуально.
Откровенно неудачное кино. Пустое и псевдоинтеллектуальное. Отвращающее от рассматриваемой проблемы, а не приближающее к ее пониманию. Отвращающее от Ксавье Долана.
"Том на ферме" (Tom à la ferme), реж. К. Долан (2013).
Хипстер Том из Монреаля (его играет сам Ксавье Долан) приезжает в канадскую глушь-провинцию на похороны своего любовника. Мать бывшей пассии Тома (Агата) не знает о гомосексуальной ориентации своего погибшего сына, в отличие от его брата Франсиса (местного прямолинейного громилы). Том вступает в конфликт с Франсисом, который пытается всеми силами избежать того, чтобы мать узнала о прошлом брата. Из этой простой интриги рождается "противостояние" и, наравне с ним, притяжение между персонажами. Автор оригинальной пьесы (Жан Марк Бушар), по которой поставлен фильм, все чётко выстроил в ней по законам драматургии. Теперь настала очередь режиссера показать свое мастерство.
Для молодого «вундеркинда» от авторского кино Ксавье Долана такой сюжетный расклад выглядит вполне подходящим. Борьба с самим собой, запретная любовь, попытка вырваться из плена обыденности, чувство избранности, агрессия и непонимание по отношению к «иному». Все это, основные темы, которые, так или иначе, затрагивает автор в своем творчестве. Фильм «Том на ферме» отличается от предыдущих творений режиссера в первую очередь выраженной жанровостью конструкции. По сути это – триллер. С непременной данью Хичкоку и мастерам французского психологического кино. И хотя в картине нет заматерелого, читающегося между строк, профессионализма, все же Долан создал очень достойное произведение.
Основной мотив картины - столкновение главного героя Тома с враждебной средой, как часть процесса его взросления, врастания в реальность. Герой впервые видит иной мир, мир людей с другими жизненными ценностями. Агрессия здесь является часть привычного уклада. Тайны и ложь неотделимы от серого пейзажа. Коровы мрут как люди. Просто и почти не заметно для окружающих. Том же - это часть некой «богемы». Интеллектуал и «гомик», нежелательный элемент в мире «фермы». В начале фильма некоторые зрители фильма могут задаться вопросом, почему Том не уезжает как можно быстрее из этой убогой глуши? Почему терпит избиения от Франсиса, наблюдает за страданиями матери. Да, Франсис похож на брата, и Том испытывает к нему подспудное желание, как к своему бывшему любовнику. Но все же, в первую очередь, главный герой следует за личным интересом. Ему хочется узнать, чем все это может закончиться. Оживут ли призраки, возможно ли подстроить этот мир под свои желания, внедриться в «глушь». Пустить корни. Пожалуй, Тому этого не суждено.
«Том на ферме», конечно, история и о молодой душе. О сумбуре чувств, о желании поверить в свое всесилие, отличие от остальных. Закрыть глаза на факты, и с позиции жертвы стать «хозяином» положения. Для молодого режиссёра эти мотивы, скорее всего, близки. Энергия творчества – это энергия молодости. И что самое интересное, Том не прячется от холодного взгляда Агаты, от ее горя. Смотрит в ее глаза, часто говорит с ней. И не только по принуждению Франсиса. Ну а латентная страсть между Франсисом и Томом, которая может предполагаться автором – это тоже часть «проверки». Проверить себя, а вдруг ты можешь все вернуть самостоятельно – даже любовь и страсть. В этом плане сцена танго в складском помещении между главными героями выглядит апофеозом чувственности в фильме. Эта сцена не шедевр мизансцены, но все же. Именно в ней герои максимально близки, им почти понятны порывы друг друга. Для Тома - это интерес и принятие потери. Для Франсиса же – желание вырваться, кардинально поменять обстоятельства своей жизни. Их что-то сближает – постулирует режиссер.
Постепенно Том привыкает к жизни на ферме. Начинает чистить коровники, помогает Франсису в делах. Он даже приглашает свою подругу на ферму, чтобы она сыграла роль подружки умершего младшего сына семейства, дабы успокоить мать. Из этой затеи, в общем-то, ничего не выйдет, да и не могло. Мотив ложного доминирования пронизывает фильм насквозь. Как сквозняк. Оба главных мужских персонажа хотят что-то изменить. Рвутся за пределы «привычного». Энергия молодости кипит в них со всей силой.
Но вдруг все меняется. Том в случайной беседе с барменом одного местного кабака (его играет реальный отце режиссера) узнает подробности зверского случая из жизни Франсиса. Когда тот просто порвал лицо парню, который что-то нелицеприятное высказал по поводу ориентации его брата. Вот он, взгляд со стороны. Инициация закончена. Тебе стало страшно за собственную жизнь, агрессия Франсиса уже не видится частью его шарма, а предстает реальной угрозой. Страх правит балом здесь. Том сматывается с фермы, с лопатой в руках, на своих двоих. Хотя сначала придется подрожать в канаве, под рев своего «недолюбовника» Франсиса. Тут вряд ли до слов любви. Бог с ними, провинциалами.
Мне видится, что Долан в смысловом посыле оригинальной пьесы немного изменил акценты. В произведении о столкновении разных миров, он выделил историю своеобразной инициации, драму невозможности подстроить окружающий мир под себя, драму принятия своих сомнений и страхов. Юность – это, прежде всего, движение вперед. Итог этого движения - осознание ошибок, приобретение относительной трезвости взгляда. Режиссёр хотел показать историю героя-мальчика, который поверил в возможность стать частью чужой семьи (чужой вселенной), минуя агрессию, антипатию и ложь. Ведь он всем нравится, пусть и не сразу. Но герой не сможет остаться, к концу повести он станет уже немного другим, нежели в ее начале. Теперь он знает больше, чем знал до приезда в «дикую» местность. Знает как дохнут и рождаются животные, насколько низким бывает небо и как остры кукурузные поля осенью.
Форма триллера выбрана Доланом, конечно же, исходя из сценарного материала, тем не менее, автор не теряется в новом для себя жанре. Для четвертой работы, этого уже не мало. На этот раз изображение не дрожит, не «смущается», не наполняется нервозностью, герои не меняют пол, не орут в истерике на мать. Стиль здесь более усмирен, что ли. Кажется, что Долан вполне состоялся как творческая единица. И правда, я считаю его очень одарённым режиссером, а еще монтажером, сценаристом, актером (в своих фильмах, зачастую, он делает почти все). К тому же, не многие авторы в таком возрасте так любимы критиками и фестивалями. На Венецианском фестивале 2013 года картина «Том на ферме» был фаворитом в конкурсе, и получила в итоге приз критики – ФИПРЕССИ. Это действительно достойная награда.
Пожалуй, не стоит ждать от ленты «Том на ферме» нового слова в киноискусстве. Это очень качественная, наполненная внутренней энергией автора работа. В правильной дозировке использующая саспенс, чётко собранная с профессиональной точки зрения. Без выпячивания слабых стороны, крепко сшитая. Отчасти герметичная, опять же по ученически. Но внутри этой «киномышеловки» все же чувствуется запах именно молодых «секреций», неугомонная страсть к творчеству, нарциссизм создателя, вера в свою избранность. Долан - наглый парень. Он считает себя талантливее и круче всех. И воняет от него еще как.
Противоречивые впечатления. В кинотеатре были одни, что способствовало внимательному просмотру. Психологически непростое кино, концептуальное.
«Том на ферме» крайне интересный фильм с совершенно разных точек зрения. Он соединил в себе и драму и триллер и даже ужас в стиле Хичкока. Самая интересная мысль для меня: Что может сделать с человеком одиночество, отсутствие социального разнообразия? Может ли человек сойти с ума и до каких пределов должна доходить забота о родственниках? Много и других вопросов постоянно возникает в голове. И в этом фильме лишь один взгляд на жизнь. Параллельно разворачивается настоящая драма. Любовь, страх, для одного желание вернуть то, что вернуть уже не получится никогда, для другого — получить то, о чем всегда мечтал.
Ксавье Долан, какой же ты красивый! Но зачем надо было красить волосы в этот жуткий цвет соломы?.. Я целенаправленно шла смотреть именно на Ксавье, но фильм мне понравился. Хотя и имеются некие провисания в сценарии, не понятна мотивация героев и их поступки.Кажется, что единственная разумная тут Сара, которая предлагает Тому немедленно сбежать, но через некоторое время, когда она остается наедине с агрессором Франсисом, становится понятно, что и она не в себе. И несомненные плюсы это антигламурность и отсутствие откровенных сцен.
Ему уже несут лавровый венок и громкоговоритель, как голосу поколения, и кажется, что он вот-вот свалится со своего постамента - слишком уж высоко залез. Не свалится. Ксавье Долан стоит на нем очень крепко, снимает очень красиво и говорит об очень важных вещах.
От Долана привыкли ждать картин о трудной любви - гомосексуальность в "Я убил свою маму", любовный треугольник ("Воображаемая любовь"), трудности самоопределения ("И все же Лоранс"), и вот, теперь - "Том на ферме" - о любви с примесью Стокгольмского синдрома, двойных стандартах и бесконечной печали, которая таится в каждом квадратном сантиметре квебекского воздуха.
Здесь, в "Томе", Долан играет нервного редактора рекламного агентства, потерявшего своего любовника Гийома в автокатастрофе. Это могло бы быть похоже на "Одинокого мужчину", но Том не страдает так глубоко и проникновенно, как Джордж Фальконер - в этом и его беда, и его счастье.
Том должен был приехать в эту глушь, запоздало познакомиться с матерью своего любовника, похоронить его, предварительно прочитав над гробом чуть напыщенную прощальную речь, написанную на салфетке (где же еще), и уехать, чтобы продолжать жить и страдать в родном Монреале.
Так оно и было бы, не будь у Гийома старшего брата по имени Франсис. Франсис - фермер, запертый в этой душной провинции вместе со своей матерью, которую он панически боится разочаровать. Отсюда его жгучее желание скрыть от нее гомосексуальность младшего брата.
Франсис – самое безумное, самое гротескное представление гомофобии; он испытывает к своему гостю странную, гремучую смесь зависти, отвращения и влечения – отсюда постоянное физическое насилие над бедным Томом, отсюда же нежные прикосновения к его лицу во время драки, и, наконец – апофеоз – сцена с танцем.
У Долана, как обычно, легким движением руки даже сарай превращается в танцпол, где два героя – гей и гомофоб – танцуют страстное танго. Абсурдно, красиво, иронично и почему-то очень реально.
Сам Том-на-ферме большую часть фильма охотно изображает из себя невинного агнца - у Ксавье Долана с его новой прической вида «я упала с сеновала, тормозила головой» это получается очень достоверно. Больше того, агнец знает, что обречен на заклание, видит своего палача и получает от этого какой-то немыслимый мазохистский кайф.
Долан заставляет зрителя метаться между чувством удовольствия и отвращением; эстетичная картина танго сопровождается совершенно омерзительной речью Франсиса о том, как он желает однажды увидеть мать мертвой, «тогда не придется сдавать ее в дом престарелых». И так постоянно: красивый и тревожный момент, где Том бежит через кукурузное поле оборачивается безобразной дракой с кровью и плевками. Страдающий, чуть капризный Том в начале фильма становится похожим на психически больного ближе к концу.
Такая очень тонкая, но бесхитростная и честная игра на чувствах - уже почерк этого вундеркинда от мира кино. Мы страдаем, мы волнуемся и переживаем - Долан очень умело приручает свою публику вот уже шесть лет лишь тем, что оказывается поразительно откровенен с ней.
Действие «Тома на ферме» происходит в сельской местности Канады. Молодой рекламщик Том приезжает сюда на похороны своего любовника Гийома, погибшего в ДТП.
Здесь он знакомится с Агатой, матерью Гийома, с которой раньше никогда не встречался. Френсис, брат Гийома, изо всех сил пытается убедить женщину, что покойный был влюблён в благопристойную девушку и вот-вот должен был на ней жениться. Тому невольно приходится подыгрывать Френсису, подтверждая ложь.
Новый фильм Ксавье Долана начинается с эпического прохода камерой по квебекским пашням. Машина, на которой едет герой Долана, одинокой кометой рассекает залитые солнцем квебекские пастбища, оделяя границы повествования безвременьем, где казалось бы его никто не знает, но как не странно очень ждут...
Ксавье Долан — знаковая фигура для современного фестивального кино. Дебютировав в свои двадцать лет с лирической драмой «Я убил свою маму», он сразу обратил на себя внимание независимой киноиндустрии, тут же закрепившей за ним почётное звание «канадского вундеркинда» и одной из самой ярких звезд современной режиссуры. В «Томе на ферме» Долан выступает не просто как актер, сценарист и режиссер фильма, но и как демиург своего мира. Причём он не столько привносит в эту собственную вселенную что-то революционно новое (хотя надо признать, что на ниве экзистенциального декадентства Долан не первый, взять хотя бы туже Валерию Гай Германику. Но разница между ними разительна: там, где Германика опускает «мордой в грязь», Долан утонченно уходит в сторону, позволяя героям самим разобраться в своих запутанных отношениях, не используя грубых режиссерских приемов), сколько выстраивает идеальные условия для собственного микромира под названием Ксавье Долан, конечной целью которого служит самоанализ и в каком-то смысле самоочищение, достигаемое при помощи драматургии. В итоге получается такое кино «для себя» или «для своих», с мышеловками, умело расставленными для искушенного и не очень зрителя, который либо сразу попадает в капкан и выбывает из игры, либо проходит всю дистанцию, совершая своеобразную инициацию и становясь потенциальным кандидатом в «адепты Долана».
Конфликт, который приводится в «Томе на ферме» на поверхностном уровне виден уже из названия, он же определяет действие и поведение главного героя с первых минут появления его в кадре. Но за этим противостоянием урбанистического и пасторального, где на первый взгляд победу одерживает буколика (чего только стоят восторженные пассажи героя о работе в коровнике) виден другой, более глубокий мотив. Мотив этот — предопределенность, невозможность изменить мир даже заплатив самую высокую цену, ведь чем бы ты не пожертвовал, в первую очередь ты жертвуешь собой. По сути все герои этого фильма страдают от самих себя, от невозможности принять себя такими какие они есть и потому перекладывают ответственность за это на других. Это Том, потерявший жизненные ориентиры из-за смерти близкого друга, старается прожить чужую жизнь как свою собственную, оправдывая это своей любовью к нему, точнее невозможностью больше любить, а значит и жить. Поэтому он с самозабвенным отречением занимается больше похожей на мистическое действие работой на ферме, где правила устанавливает жестокий и неуравновешенный брат покойного. Это и Френсис, который, к слову, тоже отягощен навязчивым комплексом вины перед собственной матерью, маниакально пытаясь оградить ее от любого вмешательства извне.
Чтобы как-то разрядить созданную обстановку и превратить камерный спектакль в фильм (за основу «Тома на ферме» взята одноименная пьеса канадского драматурга Мишеля Марка Бушара), Долан прибегает к помощи самых разных приемов. Режиссёр то пытается вывести действие в фазу «леденящего душу триллера», благо мрачные осенние пейзажи кукурузных полей, как нельзя лучше этому способствуют, то довольно неожиданно делает своих героев объектом некоего сатирического бурлеска (сцене искрометного танго Тома и Френсиса посреди коровника). Но все это в конечном итоге и становится главной «ахиллесовой пятой» его режиссуры: способный тонко выразить себя и создать неповторимую атмосферу Долан, беспомощно «передергивает» жанровые затворы, пытаясь попасть в яблочко, но, не искушенный в стрельбе, промахивается раз за разом. Благо он может себе это позволить, ведь доверие к себе зрителей он получил авансом как актер.
И оставленный напоследок «человек со шрамом», служащий своеобразным громоотводом для главного героя, который после бегства с фермы встает на распутье(если продолжать в символическом ключе Долана, бегство с фермы, что бы она не несла в себе для героя -это бегство от самого себя, потому что у него ничего не осталось в настоящем, кроме воспоминаний из прошлого)приводит его к неизбежному столкновению с суровой правдой жизни – совершая высшее самопожертвование, а именно, принося на жертвенный алтарь свою любовь, ты рано или поздно сам становишься жертвенным агнцем.
Фильм начинается треком Леграна "Мир твоей фантазии". Фантазии героев. Их страхи. Любовь. Боль. И все заново ..
Дебютировав фильмом «Я убил свою мать» на 62-ом Каннском фестивале, Долан не только одержал победу в трех номинациях, но и открыл себе путь в «большое кино».
За успешной пробой последовали картины «Воображаемая любовь», «В любом случае, Лоранс» и «Том на ферме». Последняя была представлена на фестивале в Венеции, где получила приз ФИПРЕССИ, и ознаменовала переход от, свойственных режиссеру, драмы и мелодрамы к жанру триллера.
«Если в фильме Долана на стене висит ружье, значит оно активист ЛГБТ-тусовки» - иронично замечают некоторые зрители, ссылаясь на сексуальные предпочтения его героев. Однако, по словам самого режиссера, его фильмы являлись иллюстрацией темы «невозможной любви», а уж никак не проблем гомосексуалистов. Определение «гей-режиссер» он считает неприемлемым, так же как и награды вроде каннской «Квир пальмы», присужденной ему за «В любом случае Лоранс».
«Том на ферме», в отличии от предыдущих работ, снятых по сценариям Долана, является экранизацией пьесы Марка Бушара. Жестокость, самообман, отрицание действительности как элемент самозащиты – вот основные темы текста. Именно возможность их визуализации в жанре триллера привлекла Ксавье: «То, чего ты не знаешь, ПРИЧИНИТ тебе боль» -предостерегает слоган фильма.
После удачного показа в Венеции критики стали твердить о схожести картины с ранними работами Полански, обнаружили в ней годаровские нотки, черты Альмодовара и даже Хичкока. Что примечательно, Хичкока Долан не смотрел, да и весь фильм снял за 17 дней. Являясь control-фриком, он все делает сам, от костюмов до пресс-релиза, он же исполнитель главных ролей (за исключением «В любом случае, Лоранс»).
«Том на ферме» интересен, прежде всего, не динамичным сюжетом или неожиданной развязкой, а глубокой образностью персонажей, их психологической достоверностью.
Молодой копирайтер Том (Долан) едет за город на похороны своего любовника Гийома. Остановившись в доме его матери, он становится жертвой странных обстоятельств: Агата (Лизе Рой) ничего не знает об ориентации сына и свято верит в его гетеросексуальные отношения с некой Сарой. Под давлением старшего брата Гийома, Франсиса (Пьер-Ив Кардинал), Тому приходится тщательно скрывать правду и постепенно невинная ложь перерастает в изощренную игру между тремя людьми, бегущими от реальности.
С самого начала Том подвергается жесткости и унижениям со стороны Франсиса, как моральным, так и физическим. Картина изобилует крупными планами, а подобные сцены столкновения наиболее удачно раскрывают конфликт.
Франсис – воплощение грубой, первобытной силы, он нелюдим, близок к природе и сам во многом похож на животное. Его основные инстинкты – страсть и агрессия. Он так отличается от Тома – чувствительного, ранимого жителя Монреаля, городского романтика в скинни-джинсах. На первый взгляд, их обоюдное влечение закономерно, ведь оно базируется на стремлении к обладанию и повиновению, доминированью и подчинению, однако, за этим стоят куда более глубокие внутренние противоречия героев.
Персонаж Пьера-Ив Кардинала статичен, ему не свойственна динамика развития. С момента появления на экране и вплоть до последней сцены, его характер остается неизменным: по законам драмы подобный герой чаще всего обречен на провал.
Основной задачей актера стало создание простого, но сильного образа, убедительная демонстрация истинных порывов Франсиса в моменты приступов агрессии, ведь он бы мог показаться безликим и безынициативным, не будь здесь этих провокационных сцен.
Чем вызваны садизм и жестокость Франсиса? Нельзя судить о первопричине, ведь нам не известно его прошлое, однако, если рассматривать его склонности как некий результат, можно говорить о реактивном образовании – защитном механизме эго, который не позволяет человеку осознать собственные желания. Через жестокость герой внешне выражает категорическое неприятие того, чего на самом деле хочет больше всего, в данном случае это связано с гомоэротическими переживаниями. Отрицание проявляется в причинении физической боли партнеру, он ненавидит Тома, но просит его остаться.
Почему Том остается на ферме?
«Сегодня часть меня погибла, и я не могу плакать»- с этих слов начинается фильм. Через потерю своей второй половины, Том сталкивается с необходимостью по-новому определить, переписать себя. Оказавшись на ферме, он видит совсем другую жизнь, стремление стать ее частью, забыть о привычном существовании в Монреале, становится своеобразным отрицанием утраты, попыткой присвоить себе чужой код. Том терпит побои и даже находит в этом свое удовольствие, через боль физическую подавляя ощущение одиночества и пустоты. Постепенно у него развивается «стокгольмский синдром», следствием которого является сочувствие к своему агрессору и оправдание его действий.
Основная задача Тома - пройти путь от отрицания к осознанию и принятию. В отличие от Франсиса, это динамичный, многогранный персонаж.
Признавая физическую потребность в игре, Долан не берется за роли, с которыми не способен себя идентифицировать, именно поэтому он отдал роль Лоранса Мельвилю Пупо.
С Томом дело обстоит иначе, можно сказать, он играл сам себя. От этого герой приобретает некую манерность, но не становится менее интересным или правдоподобным.
Следует еще раз упомянуть о значении крупных планов, ведь они помогают распознать малейшие движения в душе персонажа, через его мимику, взгляд, соответственно, проследить как конфликты внутренние отразятся внешне на его поведении, повлияют на мотивы его поступков.
Не такой красочный, как предыдущие фильмы Долана, «Том на ферме» не лишен мрачного обаяния. В силу жанровых особенностей, картине присущи наличие саспенса и особая манера съемки локации, ведь именно такой здесь представляется квебекская провинция: угнетающая обособленность строений, приглушенные тона, недостаток освещения и бескрайние поля кукурузы, «которые особенно опасны в октябре, когда листья становятся острее бритвы». Уже сама по себе атмосфера места действия вызывает у зрителя чувство тревожного ожидания, а композиции Фриды Боккары, Арнольда Шоенберга и Руфуса Вайрайта вносят некоторую меланхоличность и чувственность в этот проект.
Успешно освоив жанр триллера, Долан взялся за новую картину «Мамочка», сообщается, что она будет самой «трешевой» в его коллекции.
Популярность режиссера стремительно растет, так же как и его целевая аудитория.
Вследствие того, что ему самому 24, Ксавье удается очень точно и убедительно раскрывать волнующие для молодого поколения темы. Кроме того, его работы обладают оригинальным визуальным стилем: элементы сюрреализма, цветовая гармония, обилие музыкального материала (в большинстве случаев он пишет сцены, ориентируясь на музыку, а не наоборот).
Постоянное участие в Венецианском и Каннском фестивалях позволило ему выйти за рамки «любимца соц.сетей» и привлечь к себе не только внимание прессы, но и серьезных кинематографистов. Останавливаться на этом канадец не собирается и уже работает над идеей съемки англоязычной картины «Жизнь и смерть Джона.Ф.Донована» в Голливуде.
- Е.Макбендер
Сразу оговорюсь – мне не нравится Долан. Его предыдущие работы я смотрела со скрипом, а «Лоранса», который «в любом случае», и вовсе не осилила. Шла с выражением скептицизма на лице, а ушла со слезами на глазах – вот ведь какая странная штука.
«Том на ферме» не совсем о гомосексуальности. После предыдущих работ, чуть менее, чем полностью, сконцентрированных на нетрадиционности сексуальной ориентации Долана, а вместе с ним и его персонажей – от «Тома» ожидалось нечто имиджевое и пустое. По итогам имеем картину куда приятней, наконец-то похожую на настоящее кино, а не на хоум-видео. Гомосексуальный корень истории вполне можно было бы заменить любой другой запретной любовью, в мире этого хватает: расизм, классовые различия, религиозные убеждения, но и Долан, и Мишель Марк Бушар, автор пьесы, выбрали гомосексуальность, как рамку, доступную им обоим непосредственно. Здесь есть и Долан, с его замечательным стилем, подбором музыки, красотой, но есть и драматический корень, сюжет, наконец-то, пускай странный, местами показанный аляповато, но засасывающий и интересный. Немногочисленные персонажи помимо Тома: Агата, мать покойного бойфренда из-за которого весь сыр-бор, да Франсис – латентный гомосексуал, оттого ли опасный гомофоб. То и дело появляются воображаемая девушка Гийома (покойника) и местный сплетник бармен. Важнейшая же сцена в фильме, по моему скромному убеждению, та, где эта самая девушка говорит Тому «поехали домой, что ты здесь делаешь?», а он ей отвечает, «здесь всё настоящее», и ему нечего противопоставить. Да, побои, тяжелая работа, непонимание и чужеродность – всё это не слишком приятно, но реальнее некуда. И так и не ясно, сбегает от этой реальности наш Том или нет.
Саша Никитина
Я люблю все фильмы Долана и « Том на ферме» не исключение. Красивая история о желании оставаться собой и быть счастливым, во что бы то ни стало. Мне нравиться всё: музыка, цвета, немногословные и напряжённые диалоги. До последней минуты думала, что кто-нибудь умрёт, было такое ощущение безнадёги. Но всё закончилось лучше, чем я ожидала. Конечно же, после такого фильма жду не дождусь, что же будет дальше.