Не очень удавшаяся попытка рассказать историю современного теракта методом «Расемона»: восемь точек зрения должны бы складываться в общий строгий узор, но на деле выходит какая-то невнятная мешанина из сентиментальности и неправдоподобия.
Триллер, Драма |
14+ |
Пит Трэвис |
1 февраля 2008 |
1 час 30 минут |
tochkaobstrela.ru |
Президент США (Херт), по виду — явный ястреб, прибывает на саммит в испанскую Саламанку, чтобы подписать некий пакт с лидерами арабских стран. Пакт, кажется, должен положить конец мировому терроризму, но мировой терроризм не дремлет и устраивает на улицах Саламанки настоящую кровавую баню — покушение на самого президента, два взрыва, кучу перестрелок и еще черт знает что. Все это нам показывают восемь раз, подразумевается — глазами восьмерых очевидцев: преданного охранника (Куэйд), испанского полицейского (Норьега), сентиментального негра-туриста с видеокамерой (Уайтекер) и так далее.
«Самолет президента» вальсирует с «Расемоном» — так это, наверное, представлялось авторам. Идея красивая, но вышло не очень. Вместо того чтобы раз за разом давать нам возможность посмотреть на дело с новой точки зрения, каждая из восьми частей тараторит: «А вот еще я забыла сказать, что совсем в другом месте в это время происходит то-то и то-то». Хуже того, в каждой из них появляется какая-нибудь новая сентиментальная линия: потерявшаяся девочка, разбитое сердце полицейского, любимый брат в беде. К концу вся конструкция становится не только невероятной с технической точки зрения (для завершения операции террористы неожиданно достают из кармана какую-то окончательно инопланетную амуницию), но и трудновыносимой эмоционально: количество соплей на экране переходит все разумные пределы. В довершение всего к пятому или шестому прогону режиссер Трэвис так увлекается взрывами и погонями, что напрочь забывает про «Расемона», и шпарит уже просто так, от себя, не задаваясь вопросом, кто из героев сейчас является рассказчиком. Наверное, для американцев во всем этом есть какой-то актуальный политический смысл (президент перековывается в голубя, слезинка ребенка не стоит счастья всего человечества и все такое), но помимо этого, в общем, и вспомнить нечего: сплошная суета.
Несколько главных героев в фокусе, если говорить цифрами, а они играют не последнюю роль и в фильме «Точка обстрела», то персонажей 8. Все они строят картину одного события. Изначально в центре героического триллера взрыв и покушение. Правда, в обратной последовательности.
Итак, камера CNN запечатлеет словившего две пули, улыбающегося президента USA. И в данном случае глава страны Амбиций выглядит скорее стандартным человеком прямоходящим, недели ворочающим судьбами других людей человеком. Это интересно, позволяет действительно понять ужас окружающих, когда в него стреляют. Потому что это уже гибель не немого символа. Выстрел произошел. Паника. Наконец, взрыв платформы, на которой только что находились дебаты – представители различных государств.
Вновь и вновь. Восемь раз подряд мы лицезреем 23 минуты «славы» каждого из героев. У актеров есть возможность поносить шкуру главного, и она передается в строгой последовательности, словно трубка мира. Эта идея непостоянной точки обзора позволяет менять мнения о каждом, обратившем на себя внимание зрителя. И еще раз предстает истина «Каждый видит только то, что он хочет видеть».
Объем информации о происходящем, которым обладает каждый новый герой поэмы, постепенно возрастает с каждой новой точке видения. Этакий хорошо смонтированный калейдоскоп возможностей и вариантов, пошагово расширяющийся.
Печально, однако, что время от времени посещает чувство, отдаленно напоминающее разочарование. Стоит объяснить, отчего же возникает эта потребность в апельсиновых разборках.
Черный экран. Электронный циферблат. 11:59:40 … и далее до 12:00:00. Герой приближается к площади, на которой все и будет разворачиваться. Его видение постепенно расширяется и рождается его личностная версия происходящего. Приближается пиковая точка. Практически эмоциональный катарсис, нарастающие напряжение и ожидание! Вновь черное полотно, электронный циферблат.
И вот когда на экране шестая или седьмая история возникает желание вскочить и проорать: «Скорее!».
Ближе к финалу скорость наберет такие обороты, что это «скорее» будет казаться издевкой. Динамика завораживает, и говорить мало хочется. Стоит идти на этот фильм, чтобы лишний раз убедиться, что случайности, меняющие судьбы, все еще есть, и что отчасти это и не случайности вовсе.
Потрясающий фильм! Таково захватывающего экшена я давненько уже не встречал!
Оригинальная идея рассказа истории о покушении на президента глазами различных ее участников держит в напряжении на протяжении всего фильма. Отличная задумка сценаристов и прекрассная режисерская и операторская работа не дают Вам расслабиться до самой развязки. Я ожидал хорошего кино, но не настолько!
Ставлю 5+! Настоятельно рекомендую к просмотру. Такое кино, к сожалению, не часто радует нас на экранах!
P.S. Для любителей состыковок во всем. Судя по отзывам, многие после фильма мучались вопросом "Кого же видел чернокожий турист в окне???". Сам страдал от этого после фильма. Моя девушка объяснила :) Туда же был отправлен агент для проверки, который обнаружил включенный вентилятор! Расслабьтесь, все в порядке :)))
От фильма ждал очень многого. Любители сериала LOST ддут любой новой работы их кумиров,поэтому ажиотаж вокруг этого фильма был огромен.
Фильм построен по очень неординарной схеме, множество вариаций, множество точек зрения - этими качествами, во многом, фильм подкупает. Первые полчаса,когда ещё ничего не понятно и моменты обрываются на самом интеренсом месте, фильм тянет вперёд и только вперёд. Не могу сказать,что когда стало всё ясно, фильм стал обыденным и надоедливым, нет. Настолько всё запутано,непредсказуемо и неординарно, что фильм оставляет только положительные эмоции у аудитории. Очень советаю всем посмотреть, так как помимо ветиеватой сюжетной линии, игра актёров не может не радовать глаз.
Мир вовсе не таков, каким видится. Собственно, до конца познать любое явление не дано никому – слишком много разных точек зрения сопровождают каждую секунду бытия. Возьмем, к примеру, футбольный матч – финал Чемпионата мира. Сколько существует версий это события – глазами игроков, вратаря, тренеров, судьи, десятков тысяч зрителей на трибунах! А миллионы зрителей у экранов телевизоров видит всего одну картинку — ту, что предлагает телеканал. Что уж говорить о внезапных и трагических событиях, которые не фиксируют заранее с десятков камер: несчастные случаи, катастрофы, теракты…
«Точка обстрела» — одновременно смелый эксперимент и фильм нового уровня зрелищности. Постановки с дотошным посекундным фиксированием события в кино уже были (сериал «24») – теперь нам предлагают 8 версий теракта в испанском городке, прокручивая получасовый отрезок времени снова и снова, пока «пазл» не сложится в одну полную картинку. Не случайно первая версия событий изложена глазами режиссера телетрансляции в блистательном исполнении Сигурни Уивер. Наблюдая за многотысячной толпой через десяток мониторов, она конструирует «официальную» реальность «on air» – ту самую, которую увидят телезрители. Манипулируя операторами и последовательностью кадров, она оставит то, что требуется телеканалу: ликующую толпу, улыбающегося президента, диктора в студии, оставив за кадром «некорректную» толпу протестующих, а потом – серую от пыли разбросанную взрывом толпу жертв… А ведь то, что она делает, и есть кино – некоторая версия псевдореальности, выверенная рукой режиссера, но необязательно являющаяся истиной…
Пока я смотрел фильм, мне было крайне любопытно – чья именно точка зрения окажется наиболее полно отражающей правду – ветерана из охраны президента, случайного прохожего с видеокамерой, обманутого наёмного убийцы?.. Ответ оказался прост, как сама жизнь – ничья. Последний фрагмент представляет собой нарезку разных точек зрения, словно доказывая уже упомянутый тезис о том, что одному человеку не под силу охватить происходящее. И там, приближаясь в стремительном круговороте к финалу, кино совершенно срывается с тормозов, демонстрируя нам погоню невиданных масштабов по клаустрофобически узким улочкам испанского городка. Такого я не видел ни в «Ронине», ни в «Угнать за 60 секунд», ни в «Форсаже» и уж тем более ни в «Коде Да Винчи». Секунды сливаются, словно расплавленные от трения шин об асфальт, маленькая девочка застыла посреди автострады, и к ней устремляется каждый элемент «пазла» за мгновение до того, как картинка сложится — и толстяк с видеокамерой, и террористы, и рыдающая мать, и потрепанный охранник. И только тогда, когда всё кончится, понимаешь, что даже эта нарезка из индивидуальных судеб – тоже чей-то монтаж, пусть и режиссёра Пита Тревиса, склонившегося, словно героиня Сигурни Уивер над десятками мониторов, чтобы выбрать ту самую последовательность кадров, которая прижмет нас к спинкам кресел. Но даже это – всего лишь одна из возможных точек зрения. Точек обстрела.
Основные события фильма показывают всего лишь пятнадцать минут реального времени. Пятнадцать минут, кардинально меняющие жизнь. Пятнадцать минут с разных точек зрения. Фильм состоит из пластов, наслаивающихся друг на друга, постепенно словно матрёшка. И когда уже кажется, что ты всё знаешь - выясняется, что есть еще что-то, чего ты не учел сначала. И что-то такое, о чем даже не подумал бы раньше. Это как головоломка - чем больше видишь, тем больше запутываешься.
Смена планов, перемотка кадров - всё снято на высшем уровне. Как технически так и с точки зрения интересности происходящего. Фильм захватывает с самого начала и не отпускает до самого конца, до финальной развязки. Основные минусы: тема "хороших американцев" уже убивает, сцена погони снята не очень динамично, выбивается из общего ритма.
Очень оригинальная идея - показ с разных точек зрения в прямом и переносном смысле. За пятнадцать минут каждый из персонажей переживает целую жизнь. Кто-то станет героем, кто-то злодеем, кого-то история зацепит лишь случайно. Но после всего уже никто не будет прежним. У каждого своя правда. Своя точка обстрела. И каждый видит лишь сквозь свой оптический прицел. Лишь мы, глядя на экран, можем охватить ситуацию целиком - и восхититься мастерству и оригинальности режиссера, сценариста, оператора и актёров. Браво!