Париж, 1835 год. Юный аристократ Рино де Мариньи (Аит Атту) собирается жениться на застенчивой внучке маркизы де Флер (Саррот) Эрмангарде (Мескида). Естественным образом, это не нравится Вельини (Ардженто), горячей испанке, с которой у Мариньи уже десять лет как любовь. Или что-то в этом роде — во всяком случае, они часто любят друг друга. Мы все тому свидетели.
«Тайная любовница» — тщательная экранизация некогда шокировавшего общественную нравственность романа главного французского денди и по совместительству пламенного католика Барбе д’Оревильи (1808–1889) о том, как чувственность разрушает душу. В принципе, это последнее, чего можно было бы ожидать от Катрин Брейя, режиссера фильмов типа «Романса» и «Порнократии», безжизненных и тягостных феминистических опусов о сексе. Самая большая часть фильма — долгий, подробно проиллюстрированный рассказ самого де Мариньи об их связи с Вельини. Его единственный слушатель — бабушка невесты, старушка-вольтерьянка, которая, сползая от волнения по креслу, с сияющими глазами следит за похождениями молодежи. Невероятным образом Брейя удается распутать этот клубок романтических штампов (герои дерутся на дуэли, бегут в Алжир, в прямом и переносном смысле пьют друг у друга кровь) так, что нам и интересно, и немного смешно, и страшно — все разом.
Говорят, все дело в том, что почти шестидесятилетняя Брейя перенесла недавно тяжелый инсульт и в результате подвергла свои ценности существенной переоценке. По ее собственным словам, она закончила прежний цикл, «цикл низкобюджетных фильмов о сексе». «Тайная любовница» в этих координатах — «высокобюджетный фильм о любви», красивая костюмная драма со смыслом и целью. От прежней Брейя тут только по-фирменному смачно снятые эротические сцены, которые чуть ли не впервые оказываются на своем месте. Во-первых, они нужны по сюжету. Во-вторых, в версии Брейя они полностью соответствуют духу одновременно скандальной и надрывной фантазии д’Оревильи. В третьих — они просто очень красивы. Азия Ардженто в роли олицетворяющей физическую страсть дочери матадора задаст пороху любому, но в «Любовнице» ее затмевает партнер — взятый режиссером с подиума начинающий актер с головоломным именем Фуад Аит Атту. Глупо пускаться тут в описание его совершенно нездешней внешности, тем более что на нем держится весь фильм, и объяснять это одним лишь прекрасным лицом — значит, грешить против истины. У парня в самом деле большое будущее.
Ух душевно! Во всяком случае, страсть есть - порнография такая получается приятная. Главный герой - кросаффчег, конечно.
Ардженто неожиданно плохо играет, но это нестрашно - француз с мусульманским именем играет за десятерых - как живёт.
В общем, твёрдая пятёрка за вызванные эмоции.
Фильм очень понравился.
Довольно редко встречающаяся комбинация приятного просмотра с многогранностью смысла.
Приятное послевкусие.
Единственное, что несколько смущает - весь фильм на одной линии, нет здес ь традиционных завязки-развязки-кульминации.
От этого немного устаешь, но я скорее назову это особенным художественным приемом.
Я волновалась перед просмотром. Начиталась голубых и розовых рецензий про неземных Фуада Аит Атту и Азию Ардженто. Даже английские старухи критикессы выразили свое восхищение: ай-ай, какие красивые там люди жили!!! Настораживало одно -- все поголовно обсуждали актеров, а не то, что в итоге получилось. Подозрения мои, увы, оправдались. «Тайная любовница» -- есть красивое нагромождение юбок, шлейфов, замков и прекрасных тел.
Это мучительно плохое кино. Француженка-старушка, не слишком тайно тоскующая об утехах буйной молодости, решила выдать внучку ("жемчужина Парижа") замуж за неблагонадежного, но губастого юношу. Про отношения которого со страстной богемной провокаторшей-испанкой (Азия Арженто) в подробностях знает весь Париж - и осуждающе качает головами, переживая за судьбу "жемчужины".
Понятия не имею, какой конкретно роман экранизировала Брейя, но по всем признакам то произведение - несчастный, с рождения дефективный плод судорожного сношения Франции с традицией европейского литературного романтизма. В этих бесчисленных плохих романах легкомысленные и, думается, женоподобные ("французишки в белых штанишках") юноши сначала кого-то страстно любят, потом узнают об измене объекта, а затем начинают издеваться над каждой встретившейся им женщиной - оправдываясь тезисом "я был светел и чист. покуда не разбили мне сердце". Излагается действие (в котором всегда достаточно много сцен, которые принято называть фривольными) в форме занудного монолога с отступлениями на цветение весны и "о, несчастный, бесчувственный глупец! если бы я знал тогда! но я не мог совладать с собой..." и т.п.
Собственно, вот - только что я достаточно подробно изложила суть фильма Катрин Брейя. Изменения незначительны, SO called эротика не спасает. Да и рюшечки исторической стилизации, которые во многом вытягивают подобные "Любовнице" фильмы, Брейя растрачивает с минимальным КПД: все, конечно, очень красиво, парки и кареты - как настоящие, французы 18 века оправдывают наши ожидания и за обедом говорят про шалости... Только вот у "жемчужины Парижа" блеклые глаза умирающей рыбы и отчетливо заметные темные корни волос (я все понимаю, но мешает жутко), а героиня Азии ведет себя так, как в те времена в высшем обществе не простили бы никому, даже дочери матадора. Понятно, что страстность и уникальность требуют наглядной демонстрации, но девушка в белом платье, держащая в зубах сигару и по-мужски закинувшая ногу на ногу - это какое-то чересчур рококо.
Расхваленный Фауд Аид Атту играть не умеет совершенно: его три модельных ужимки - "невинность", "соблазн" и "опыт" составляют весь арсенал. Не знаю, возможно, иллюзию игры создает бессменный крупный план и глицериновая слеза - но настоятельно рекомендую всем, кому не понравился Вася Степанов, скачать и посмотреть 10минут с Фуадом Аидом Атту.
Кадр оживляет разве что Азия - но вот только что-то мне подсказывает, что Арженто и в других фильмах играет такую же приблизительно саму себя. И потому смотреть тяжеловесную эротическую фантазию мадам Брейя нет совершенно никакой надобности и оправдания.
Катрин Брейя совсем поистрепалась. Кроме столь излюбленных ею сцен с кровью, ничего больше от Брейя и не осталось. Тампоны женщинам в причинные места не ставились по причине отсутствия таких приспособлений в 18 веке, а самые интересные ракурсы остались, видимо, в комнате монтажа.
С т.зр. историзма и правдопободности Брейя постаралась сделать фильм поразительно вневременным. Такое ощущение, что костюмы для актером искались в соседних магазинах "фрак на прокат", а весь инвентарь для создания исторической правдоподобности собирался по друзьям-знакомым.
Актер, исполнитель главной роли, похож на волосатую старлетку с перекаченными губами. Его суженная - пергидролевая блондинка с некрашенными бровями, неаккуратно молчала и прикидывалась овцой на протяжении всего фильма. Единственный, кто выкладывался на съемочной площадке, так это Ардженто, которая не ленилась кричать и рьяно дымить сигарами. Но несмотря на всю неистовость, с которой Азия страстно насиловала ногу своего пухлогубого пассивного мальчика, фильм совершенно асексуален.
Абсолютное разочарование, потерянный вечер.