Свадьба






Комедия про свадьбу по жребию
Столичная модель приезжает из Москвы в родной город Липки, где, хлебнув на танцах водки для храбрости, предлагает молодому человеку, влюбленному в нее еще со школы, бросить монетку: если выпадет орел, она выйдет за него замуж.
Шахтерский поселок Липки под Тулой, наши дни. Шальная красавица Танька (Миронова) возвращается из столицы, чтобы выйти замуж за свою первую любовь - Мишку (Башаров), который сам не верит такому счастью. Мизерная зарплата тут же пропита, а без денег свадьбы не справишь. И отсюда раскручивается целый клубок интриг и недоразумений, что приводит к гулянке, мордобою, пальбе и песне - тому, чем славны на весь белый свет русские люди. Проживающий во Франции Павел Лунгин ("Такси блюз"), у которого в России почему-то репутация "умного режиссера", доказывает, что он не умный, а наоборот, чувственный. Доказывает вполне убедительно: жизнь переполняет "Свадьбу", пенится и бьет через край. Ойкающая, чавкающая, гулящая, совсем пропащая, идиотская и необычайно обаятельная жизнь. С камерой на плече авторы подходят вплотную к людям и уже не отступают ни на шаг. Поскольку люди постоянно мечутся, ругаются, целуются, лупят друг друга по морде и признаются в любви - не скучно ни минуты. В Каннах фильм удостоили специального упоминания жюри за актерский ансамбль. Органичность ансамбля такова, что приз, в сущности, дали русским - за то, что они такие. После каннского показа наши критики плевались, что, мол, опять убогую Россию миру показывают, но это все провинциальные комплексы. В самом фильме, хоть он и про провинцию, как раз ничего провинциального нет. Если уж упрекать Лунгина, так не за продажу родины, а как раз наоборот, за слишком тесное с ней слияние. Фильму не помешало бы немного дистанции: все-таки это народный лубок, то есть работа со штампами, и влюбляться в них - довольно странно. Но чрезмерная искренность, несколько ослабляющая аналитические способности фильма, и есть то, что делает его таким обаятельным. Хотя он позаимствовал что-то и от фон Триера, и от Кустурицы, он - другой, просто потому что у него теплый нос. Получается современное европейское кино с несовременной русской душой. Все правильно получается. Все-таки Лунгин умный.
титры на английском вот-вот должны перейти в сцену пьяных плясок на фоне "Плана эвакуации" в ДК и даже почти переходят. и даже коробят. но после фильма думаешь вовсе не о реакции иностранцев на фильм, а о том, что о России таких правидивых картин ведь почти нет - дефицит.
отдельно: наши актеры - без сомнения - скучают по таким образам. и когда представляется возможность сыграть такое, наши великие актеры отдаются этим своим образам сполна. Семчев, Панин..
Настолько типичные образы - торгашей, передовиков, нищей провинции, добрых людей, сволочных ментов, девок, мечтающих о Париже, продажных сторожей детских домов, подстилок перед начальством, что в итоге у режиссера чуть ли не впервые в российском кино получается заявить о национальной идее этого народа: при всей безалаберности и срамоте, народ этот счастлив, добродушен и после драки кулаками не машет, а выплясывает да поёт частушки. у такого народа - без зарплаты, с такими грязными душевыми etc. - как это ни странно - всё всегда будет хорошо. и, может быть, среди всех противных рож найдутся два красивых лица. Лунгин оптимист и - вы не поверите - с гордостью рассказывает Западу о России. мне кажется, рассказывает он всё верно
Настоящая русская свадьба, почти как русский бунт, бессмысленна и беспощадна. Ее гуляют шумно, отчаянно весело и обязательно на последние. Долго, надрывно мучительно собирают, занимают деньги, чтобы радостно закусить водку пирогом с капустой, спеть матерные частушки с тетушкой из Харькова, набить лицо вон тому мордатому, а потом выпить с ним же. Со слезами провожают невесту под венец, тихо злословят про новоявленных родственников, потом смачно целуются с ними же и поют под гармонь: «А напилася я пьяна»...
И все-таки фильм Лунгина — это не прямой репортаж хмельной русской гулянки. Это... нет, не сказка, скорее притча. Главный герой, шахтер Мишка (одна из лучших актерских работ Марата Башарова) — это... нет, не святой, скорее блаженный. Добрый, доверчивый, терпеливо нежный и преданно любящий. Он падает в обморок от неземной снегурочкиной красоты и верит, что профессиональный алкоголик, его дружок Гаркуша, не пропьет заветные денежки, собранные на подарок невесте. Он простит любимой измены и сыночка примет, как своего. Он блаженный. А потому ему постоянно везет, почти как Емеле или Иванушке из русской волшебной сказки. Его, простого русского парня, красавица Танечка (Мария Миронова) предпочла олигарху Бородину (Владимиру Симонову). И подарок невесте чудесным образом нашелся. И из тюрьмы отпустили. Да и все его беды да горести вдруг оборачиваются нежданными удачами да счастливыми случайностями.
Рассказанная Лунгиным история предельно правдоподобна и в то же время сказочно чудесна. Чудеса, на фоне непрезентабельной русской действительности, случаются одно за другим. Деньги в шахтерский городок, впервые за полгода, привезли именно в день их свадьбы. Ограбленная тетушка из Харькова (Наталья Коляканова) счастливо оказалась родственницей невесты. Сыночек у молодых родился в первую же брачную ночь — и сразу трехлетним. Неудовлетворенный провинциальной жизнью прокурор (Семчев) смилостивился и отпустил молодых на волю вольную. И глядя, как главный герой увозит на ржавом мотоцикле молодую жену в даль далекую, отчаянно хочется верить — все у них будет хорошо. Несмотря на отчаянное безденежье, русское бездорожье и пьяную тоску.
Лунгин далек от скучного морализаторства. Он не идеализирует русскую действительность. «Столовая типа ресторан», дискотека в совдеповском ДК, герань на закуску под водочку, зарплата раз в 6 месяцев, драка как непременный атрибут семейной жизни — в этих уродливых подробностях нет ничего поэтичного. Лунгин исследует грубую, нищую повседневность и ищет в ней то прекрасное духовное начало, которое помогает русским людям жить, любить, верить, надеяться. И ведь находит...
Фильм не о свадьбе. Фильм о русских людях. Лунгин просто шедеврально раскрывает характер и душу среднестатистического русского человека, не испорченного мегаполисом и глобализацией. На фоне нищеты и жизни без каких-либо перспектив каждый герой фильма раскрывается как луковица - слой за слоем. Да, русский человек может обмануть, да, он бывает скуп, да, он ищет спасения зачастую в водке, и в то же время он снимет с себя последнюю рубаху и просто отдаст её совершенно незнакомому человеку, он вступится, рискуя своей судьбой, за друга, он потратит последнюю копейку, чтобы окружающие радовались вместе с ним, если ему хорошо. Фильм - контраст контрастов. Игра актеров порой на грани фола...фиглярства....но ведь мы такие и есть - не умеющие жить по европейскому размеренному порядку - мы не живем, мы горим каждый день, из крайности в крайность. Фильм захватывает от начала и до конца. Смысл его не в сюжете (который очень даже неплох), смысл в актерской игре, в картинках и диалогах. По моему мнению, "Свадьба" просто не может не понравиться русскому зрителю.