Ветеран Тадеуш (Ян Кречмар) улетел ближе к концу второй мировой войны в Лондон, оставив в Польше жену и сына. Об их судьбе он не знает практически ничего. Сын – Мацек (Сбигнев Цибульски) пропал, когда ему было всего 12 лет. Годы спустя Тадеуш возвращается в Краков и узнает о судьбе родных весьма шокирующие новости. Судя по всему, жена его была партизанкой в годы войны, тогда как сын не только работал на нацистов, но еще и сдал собственную мать. Впрочем, это не до конца точно. Сам же Мацек в свою очередь мучается догадками о том, что случилось с его родителями, почему они разошлись. Вопросы относительно сотрудничества с гестапо и с народной армией сопротивления, звучат громче, чем ответы. Разобраться в том, что случилось на самом деле, сложно было даже в дни войны, а годы спустя и вовсе все превращается скорее в акробатику на фактах, которые звучат по-разному от того, как и кто их подаст. Уже немолодой отец и запутавшийся сын пытаются разобраться в тех шифрах, что являются ключами к пониманию их семьи.
Сложный, местами откровенно запутанный, фильм-отголосок войны. Отголосок страшный, похожий больше на кошмар, мрачный и беспросветный, как и большинство картин Войцеха Хаса. Поданный в виде одеяла из воспоминаний и ностальгии, страха и любви, предательства и надежды, фильм сам по себе является определенным шифром, в который режиссер вложил по чуть-чуть из своего тематического сундучка. Падение на дно интеллигентного человека, обвинение в предательстве и сотрудничестве с нацистскими зверями, расслоение и отдаление отцов и детей, бессмысленная и бесполезная борьба слабого человека против непреодолимой силы общества. В каждом кусочке этой головоломки узнается привычный образ Хаса, равно как узнается он (пока еще) в стилистической манере – медленной съемки, большому акценту на флешбеки в нарративной системе, построение вербального поля за счет скорее монологов, даже если в разговоре принимают участие больше одного человека. Плюс угадываемая общая атмосфера депрессивных серых тонов, вызывающе сложный саундтрек (вновь из под пера Кшиштофа Пендерецкого) и чудесная актерская игра на самых кончиках пальцев. Хрупкая ткань, которая не терпит жесткого с ней обращения. Будьте аккуратны, пожалуйста.