Драма про еврейского мальчика, который узнает детали о жизни своих родителей во время немецкой оккупации.
Драма |
16+ |
3 октября 2007 |
1 час 45 минут |
unsecret-lefilm.com |
Чтобы правильно понять замыслы создателей этого фильма нужно, очевидно, прочитать книгу, по которой он поставлен. Я ее не читал, но подозреваю, что, возможно, там есть ответ на самый важный вопрос: что вынудило Ханну совершить этот страшный поступок?
Из фильма это глубоко непонятно, поскольку даже нервного срыва у героини не было, а было взвешенное, заранее продуманное решение. А чтобы принять решение, которое заведомо губит твоего собственного ребенка, нужно иметь такие причины, что не дай нам Бог. Объяснять это мотивированной ревностью к Тане – это бред, особенно на фоне тех полных любви писем, которыми обменивались Ханна и Максим накануне трагедии.
В итоге исходя из фильма, во всем получается виновата именно сдуревшая ни с того ни с сего Ханна. И по хорошему счету, ни Максим, ни Таня ничего такого уж страшного до ее ухода не делали, да и после него вели себя как обычные в меру грешные люди. Ничего особого. По этой причине совершенно непонятен обвинительный пафос большей части фильма, когда Максим и Таня подспудно подозреваются в каких-то туманных, но страшных преступлениях.
Я, честно говоря, вначале думал, что они были коллаборационистами, и сдавали в гестапо еврейских детей. А в реальности не только обвинять их не в чем, но и пожалеть стоит, прежде всего, именно их.
Однако основная претензия к «Семейной тайне» совсем не в этом. А в том, зачем самую обыкновенную, ничем не примечательную историю о блудливом муже поместили в контекст настоящей трагедии миллионов людей?
Фильм позиционирует себя как напоминание об удаляющемся от нас страшном прошлом Европы. Однако загвоздка состоит в том, что выбранный сюжет не имеет к этой трагедии почти никакого отношения.
Что жизнь Ханны, Максима, их детей и Татьяны рушится из-за нацизма? Да нет! Согласно фильму ее разрушает Ханна своим странным и совершенно непонятным (из фильма) поступком. Это сравнимо с такой ситуацией: на ваш дом надвигается ураган, вы это знаете, вас об этом уже десять раз оповестили и затеребили предложениями об эвакуации. Но в самый последний момент вы, вопреки всякой логике, решаете остаться в доме. Естественно, через какое-то время ваш дом уничтожает ураган, и вы погибаете. Спрашивается, кто в этой ситуации виноват: ураган или вы?..
В итоге вместо истории о трагедии французского еврейства получилась занудная, переполненная неуместным эротизмом мелодрама, балансирующая почти на грани кощунства к памяти погибших людей. В итоге те, кто знает и помнит о нацизме, не найдут в фильме ничего интересного. А те, кто не знает и не помнит о нем, не смогут получить никакого вразумительного ответа, что же в те годы произошло, и каков был масштаб трагедии. Фильм, по хорошему счету, ни о чем. И мне глубоко непонятно, зачем такие фильмы снимают.
Потрясающий фильм, заставляющий задуматься....замечательная игра актеров, позволяющая проникнуться происходящим на экране.
Задуматься о чем?....Хоть времена оккупации уже давно прошли, мы ставим "клейма" друг на друге: "еврей", "хохол" и т. д. и т. п. Национальность человека становится как ругательство....А ведь национальность - это то, чем человек должен гордиться. Вот и в фильме героиня своими руками решила судьбу свою и маленького сына, признавшись в том, что еврейка и отправившись в концлагерь.
Несомненно поражает великолепная игра Сесиль Де Франс и Патрика Брюэля...очень страстно и, действительно, здорово.
Тайна - это то, что скрывают по определенным причинам. Тайна - это то, что следует знать не всем. Тайна - это то, что мешает жить счастливо. Тайна -это..
Кажется, каждый кадр фильма буквально пропитан этим неразрешенным вопросом - "А всегда ли нужно знать правду?". А всегда ли она необходима и жизненно важна? Всегда ли справедлива? И с самого начала режиссер как будто трижды стучит зрителям по голове - да, да, да! Да, в любых ее формах и проявлениях. Да, в любых условиях и при любой погоде. Да, всегда, в любом месте - будь то Париж 50-х, или оккупированная Франция времен Второй мировой.
Отчасти, он и прав: скрываясь, герои потеряли то, что им дорого - семейное тепло, спокойствие, счастье, в конечном счете. Возможность жить в семье и гордиться этим. Причем потеряли настолько глубоко и окончательно, что, как это ни печально, воспоминания - это все, что есть светлого и радостного в их внешне уютной, но далеко нерадостной жизни.
Честность прежде всего с самим собой - вот что остается единственным достоверным мерилом в этом прогнившем насквозь мире. В этом-то вся и сложность.
"Семейная тайна" Клода Миллера
Причин быть недовольным жизнью у владельца небольшого магазина и большого любителя спорта Максима Гринбера (Патрик Брюэль) должно быть не очень много. Бизнес налажен, а дома его ждет красавица-жена и модель-пловчиха Таня (Сесиль Де Франс), которая сводит с ума всех посетителей бассейна мужского пола. Вот только сын Франсуа получился не таким, как хотел Максим: главное увлечение семьи - спорт - его не интересует, по большей части он дружит с воображаемым братом и вообще, похоже, родился только для того, чтобы не дать забыть прошлое, которое тщательно скрыто под покровом времени.
Клод Миллер любит и, что самое главное, умеет снимать такое кино - кино про скелеты в шкафу у взрослых и, казалось бы, довольных жизнью людей. Ученик Франсуа Трюффо, он всегда смотрит на истории этих самых взрослых глазами подростка, и этот прием более чем убедительно заставляет зрителя не остаться равнодушным, а вынести свою оценку и задуматься об увиденном после окончания сеанса. Сегодня не часто можно встретить такой эффект от фильма, не смотря на то, что прием этот не является редкостью и давно используется в кино. Что интересно в случае с Миллером, так это то, что сам режиссер как будто бы остается в стороне и уличить его в субъективности практически невозможно. Как он этого добивается - непонятно.
Главные герои фильма - парижская семья евреев времен фашистской оккупации. Большая часть семьи послушно пришивает звезды Давида к своей одежде, успокаивая себя тем, что они остаются евреями даже в такое тяжелое время. Максим же против этого - он не собирается унижаться и готов даже отречься от веры, если понадобится. Кто в данной ситуации поступает правильно? Его жена Анна (Людивин Санье), которая при проверке документов не может преодолеть свою гордость и сознательно показывает удостоверение с обрекающей на смерть надписью "еврейка" или он, пытающийся скрыться от фашизма в тихой и заброшенной деревеньке? Нам придется ответить на эти вопросы.
Клод Миллер один из тех режиссеров, которые с годами становятся только лучше. В разное время он был рядом с Марселем Карне, Робером Брессоном, Жан-Люком Годаром, Франсуа Трюффо, помогая им снимать их шедевры. Миллер даже снял незаконченную работу Трюффо - "Маленькая воровка" с Шарлоттой Гензбур, таким образом отдав дань уважения своим великим учителям. Но он никогда не ставил на время, в котором жил и просто учился снимать хорошее кино. Наверное поэтому сегодня он настолько мастерски владеет киноязыком и уверенно сводит в одном кадре лучших французских актрис и актеров.
"Семейная тайна" (Un Secret) вышла в европейский прокат в позапрошлом году и стала настоящим чемпионом по числу номинаций на премию "Сезар". До нас же эта картина добралась только сейчас, хотя могла и вовсе не добраться - такое кино у нас обычно показывают поздно вечером на телеканале "Культура" и сразу выпускают на DVD. Потому что это не то кино про войну, которое обычно собирает полные залы и мощную прессу. Но именно это кино и нужно смотреть, потому что оно и есть настоящее.
Так получилось, что мне уже давно интересна тема фашизма и преследования евреев в Европе во время Второй мировой войны. Много читала об этом и видела в кино, но вот о выживании евреев именно во Франции в этот период никогда ничего не слышала. Видно, акценты при обсуждении этой темы ставятся другие. Поэтому было особенно интересно посмотреть, как это было, в фильме «Семейная тайна». Хотя до просмотра не знала, о чем этот фильм.
Но и не только освещением этой темы фильм интересен. Он и она, он и другая, они и ребенок…
Очень точно показано и отношение к происходящему посторонних – сестры и соседки. Одна категорически осуждает, другая старается не судить и принять все как есть. В чем житейская мудрость и состоит.
Прекрасный фильм, неспешный, неторопливый, при просмотре которого погружаешься в события, как будто при чтении хорошей книги. Впрочем, и неудивительно: это экранизация романа, написанного по реальным событиям.
Прекрасные актерские работы, очень необычная Людивин Санье, запомнившаяся «девчоночьими» ролями в «Бассейне» и «8 женщин».
Но фильм на любителя, понравится не всем. В чем-то перекликается с «Искуплением» и, пожалуй, "Долгой помолвкой". Может быть, темой войны, любви и разлуки? И тем, что они европейские, а это уже в некотором роде характеристика.