История любви двух молодых людей развивается на фоне крестьянского бунта. По мотивам произведений А.С.Пушкина.
Исторический, Экранизация, Драма |
14+ |
Александр Прошкин |
28 апреля 2000 |
28 апреля 2000 |
2 часа 8 минут |
Пересказать эту историю можно по-разному. Например, так: милый мальчик, отчаянный романтик, бросается в армию, влюбляется в дочь капитана, а тут война, террористы, непобедимый полевой командир, влюбленных предают, разлучают, и прежде чем снова взглянуть в глаза друг другу, им придется заглянуть в глаза смерти. Или так: Петруша Гринев, Машенька Миронова, тулупчик заячий, я помню чудное мгновенье, тише, Маша, я Дубровский.
В первом случае подчеркивалась бы новизна и универсальность повести Пушкина "Капитанская дочка". Во втором-ее заученная до дыр классичность.
Александр Прошкин ("Холодное лето 53-го") пошел вторым путем. С почтением у него все в порядке. С осознанием ответственности-тоже. Возможно, он совершенно прав. Если подходить к "Капитанской дочке" как к просто истории, придется признать, что это не очень хорошая просто история. Во всяком случае, для кино. Концы с концами не сходятся, много повторов, драматические эффекты, в основном, дешевы. Но Прошкину, по старой доброй традиции, важна не история, а "дух первоисточника". У него экранизация с большой буквы "э". Костюмы. Просторы. Романтические переливы. Исторические перегибы. Новый русский проект.
Сразу скажу: могло быть гораздо хуже. Про дух первоисточника не знаю, а с материалом Прошкин справляется славно. Перед нами настоящее большое кино. Дорогое (у нас сегодня-большая редкость) и оправданно дорогое (еще большая редкость). Смотришь без неловкости за авторов (совсем уж редкость). Лошади настоящие. Переживания тоже. Минимум клюквы при правильной дозе экспортной экзотики (как и в "Сибирском цирюльнике", роль России играет зима). Привлекательные молодые (почему-то польские) звезды. Честные актерские работы Маковецкого и Машкова. Щедрая советская литературность, психология, густой суриковский мазок. Все вроде правильно, все понятно. Кроме одного: зачем все это нужно сегодня. Не знаете? А кто знает? Пушкин?