Драма |
16+ |
Наталья Кудряшова |
18 июня 2015 |
18 июня 2015 |
1 час 56 минут |
О чем этот фильм «Пионеры – герои»? Он нас, тридцати-с-чем-то-летних. О нашем «потерянном» поколении. О нас, получивших в детстве «прививку настоящим». О нас, кому нужно больше чем дорогие машины, шмотки, вкусно поесть и весело провести время. О нас, чья душа по-прежнему жаждет подвига. О тех, кто обязательно его когда-нибудь совершит!
Первое. Несмотря на название, отсылающее нас прямиком к советскому прошлому, фильм НЕ про идеологию. Он не ставит вопрос: кто прав, кто виноват? И как там, в советском союзе было: хорошо или плохо? Он про детство. Когда все остро. Все по правде. По-настоящему. А еще про совесть. А ведь совесть – это тот ориентир, мерило, по которому мы живем. Т.е. по сути это и есть – бог. Да, «Пионеры» - это про бога.
По большому счету, тут вообще нечего обсуждать: ты либо понимаешь, о чем речь, либо нет. Если вам от 30 до 40, скорее всего, вы поймете, или даже нет, почувствуете, ощутите, вспомните все это и скажете: это кино про меня!
Второе. «Пионеры-герои» - режиссерский дебют актрисы Натальи Кудряшовой. Фильм получил специальный приз от гильдии критиков на российском фестивале Кинотавр. Как известно, если фильм не получает первой премии, значит стоит его посмотреть…
Третье. Режиссер Наталья Кудряшова, помимо того что актриса и красавица, очень умный и тонко чувствующий человек. А еще очень смелый и сильный. Она бесстрашно делится с нами очень личной историей (фильм почти биографичен, в нем Наталья играет по сути саму себя). Мало кто сможет быть столь откровенным, настолько обнажить душу. Не заискивать. Не подстраиваться. Быть честным со зрителем и с самим собой.
В отличие от многих мастодонтов отечественного кино, Наталья не боится прямо ответить на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Что мы можем сделать? Просто каждый день выбирать для себя: где правда, а где ложь? Что белое, а что черное? Грубо говоря, сверяться со своими «пионерами», а по-другому – со своей совестью. Мы же все на самом деле знаем, что хорошо, а что плохо. Просто все чаще не признаемся себе в этом, находим отговорки…
Все мы в детстве мечтали совершить подвиг! И это самое грустное последствие советского детства: осознавать, что ты его не совершил! И, возможно, не совершишь никогда! Но. Кое-что мы можем. Можем отказаться от роли в дурацком сериале, от проплаченной статьи, от глупого кино, от обмана или хамства, от того, чтобы множить пошлость и бездарность, - безусловно, это все не подвиги. Не что-то, чем можно гордиться. Но это шаг в сторону той, настоящей «светлой» жизни, честной, счастливой, какой мы представляли ее себе в детстве.
Стильное кино о буднях классических представителей потерянного поколения. Детские мечты и фантазии, определенные временем, в котором росли герои, не выдерживают жесткой пытки блеклой, урбанистической бытностью современного мира. Оказывается, очень важно вовремя опомниться после того, как ты свернул не туда. Оглянуться и посмотреть в какой стороне осталась мерзнуть твоя мечта, от которой поневоле ты отказался в пользу мнимых благ и стандартов статичного существования – такова мораль этой басни.
Фильм демонстрирует историю трех бывших одноклассников из Великого Новгорода. Ныне же герои находятся в возрасте немного за 30-ть и, как заведено, они несут ярмо среднестатистического столичного существования, ошибочно выдавая его за благословение судьбы. Сюжет фильма имеет две параллельные ветви – октябрятское детство героев и сухой переплет их судеб в наши дни. Зритель одновременно следит за цепочкой событий в обоих мирах. Первый – светлый, он наполнен приключениями, фантазиями, мечтами и идеями о грядущем великом советском будущем. Второй же – декадентный, он испещрен страхами, апатией, разочарованиями и автономном бдением изо дня в, такой же точно, другой день.
Каждый из трех героев фильма совершил главный «подвиг» своей жизни – перебрался в столицу, обзавелся достойной работой, а вместе с тем и стандартным набором душевных расстройств, которые щедро предоставляет мегаполис. Оля – начинающая актриса, носится по кастингам, не выпуская из рук Айфона. Кажется, она по-настоящему одинокий человек, замкнутый среди стен собственных нереализованных планов на эту жизнь. Впрочем, на это намекает ей и ее новоиспеченный психоаналитик. Дело в том, что Оля страдает от панических атак, которые не дают ей продохнуть и дня. Андрей – замкнутый и глубоко несчастный офис-менеджер, который, правда, достиг определенных ступеней на карьерной лестнице. Деньги есть, добрая и любящая девушка тоже рядом. Но кажется ничего из этого не способно и на шаг приблизить Андрея к границам счастья на земле. Он и сам не знает зачем проживает эту жизнь. Где-то внутри него все еще жив тот пионер, который когда-то был обуреваем утопичной мечтой создать вакцину от смерти и сделать весь человеческий род счастливым. Катя живет в мире шоу-бизнеса, ее работа динамична и закалила ее для того, чтобы не пропасть в джунглях столичного города. Но жизнь ее также не имеет обстоятельного ориентира. За маской успешной женщины таится хрупкая личность подверженная депрессиям и страхам. Кате не хватает любви, здоровой семьи – того самого пресловутого женского счастья. Подсознательно герои пытаются вырваться из порочного круга житейской рутины. Они были воспитаны совсем для других идей. Каждый из них в глубине своего сознания грезит подвигами и масштабными свершениями. Герои в итоге находят интересные пути реинкарнации свой личности.
Отдельного упоминания заслуживает операторская работа. Картинка смотрятся, повторюсь, очень стильно. Это правильное слово. Даже титры и те написаны популярным шрифтом Гельветика, ну или очень схожим. Другими словами, кино возбуждает визуальный аппетит. Иногда эта кулинария даже немного перевешивает в фильме, вызывая некоторый дисбаланс сторон. Есть несколько необязательных сцен, которые хотелось бы заполнить кадрами, раскрывающими внутренний распад главных героев, либо же символическими образами из пионерского детства. А в целом история смотрится легко, нет резонирующих моментов, нет затянутости и надуманности сюжета. Ты смотришь жизнь, в каком-то роде свою жизнь, жизнь своих знакомых и друзей. Жизнь, которая демонстрируется через харизматичный калейдоскоп, придуманный режиссером.
Глядя на дебютную режиссерскую работу Натальи Кудряшовой, понимаешь, что она дебютная. Рваный монтаж, качающаяся камера, обилие крупных планов, неровный темп картины, какая-то незавершенность сюжета. Всё это, конечно, минусы картины, которые могут показаться придирчивому критику решающими. Однако эти помарки начинающего режиссера не отменяют главное достоинство картины – её тему.
Так получилось, что за последний год вышло три картины, которые в той или иной степени пытаются осмыслить судьбу послевоенных советских поколений. "Кино про Алексеева" Михаила Сегала было о поколении 60-70-х гг. Недавняя "Территория" Александра Мельника была о предшествующем поколении 50-60-х гг. И вот теперь лента "Пионеры-герои" Натальи Кудряшовой затрагивает последнее поколение, заставшее СССР – тех, кто провел своё детство в 80-х. Я не могу назвать их "поколением 80-х", так как взросление моё и моих сверстников пришлось всё же на 90-е. Но мы – это, то самое последние поколение, которое помнит Советский Союз. Последние пионеры. Брошенное поколение.
Кудряшова в интервью постоянно открещивается от "культа совка" и "ностальгии по совку". Думаю, что посмотревший её фильм, усомниться в этом. Некоторые мои ровесники, запомнили с советского детства что-то плохое: длинные очереди с номерками, написанными ручкой на ладони; драки в этих же очередях; пустые полки; редкие деликатесы в виде шоколадных конфет и т.п. В "Пионерах-героях" вы этого не увидите. Там нет "ужасов советской действительности". Впрочем, как и нет воспевания "достижений коммунизма". Эта картина – незамутненный взгляд на своё детство, затем отброшенный, как рикошетом, в современность.
Посмотревший фильм Натальи Кудряшовой и задумавшийся над ним, должен, наверное, понять, что ностальгия у режиссера (она же сценарист), как и у многих её ровесников, не по конкретно СССР, советскому строю, экономике или режиму, а по смыслу жизни. В советском детстве были свои идеалы, важные этапы жизни и чувство причастности к чему-то важному. Есть ли то же самое у современных детей? Думают ли они: "А что бы сказал Бэтмен о моем поступке?" Есть ли кроме ЕГЭ у них ещё важные этапы общие для всех? Мечтают ли они изобрести лекарство от смерти? Сомневаюсь. Они живут, как и их родители – бывшие пионеры, одним днем, участвуя в "круговороте дерьма в природе". Они вполне счастливы, я в этом уверен. Они не знают как можно по-другому. Потому, повзрослев, не будут мучиться, как их родители, ощущением, что они что-то потеряли. Что-то важное, дающее смысл не каждому в отдельности, а им всем.
Кудряшова вполне убедительно на примере трех персонажей показала внутреннюю драму и трагедию "поколения 90-х", рожденных в 80-х. Когда хочется стать героем, а жизнь не дает тебе шанса. Когда страшно от бессмысленности существования. Когда обманываются надежды, и уже никому не веришь, хотя верить-то хочется. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то ищет и находит, по крайней мере, так может показаться, новые смыслы жизни. Кто-то подавляет свои страхи. Кто-то просто продолжает жить сегодняшним днем. Но в каждом из них спят пионеры-герои. Нужно только вовремя их разбудить.
Очень часто употребляемой слово в фильме - "говно", в принципе, и без подсказок можно догадаться. Очень некачественный фильм, скучный, глупый, бессмысленный и нелогичный! Какой там год, сколько лет героям? К чему писать, что фильм про тридцатилетних, если он про сорокалетних? Мне никогда не приходила в голову, что разница в 5 лет настолько существенна, если конечно, поверить в то, что это такое больное на голову поколение. Но думаю это отдельные крайне нездоровые представители. Ну вот так они подобрались в одном классе, рыбак рыбака... Или там очень условное время... какое-то зависшее с конца 90х до бесконечности...
Единственный светлый момент - дети. В этом фильме они прекрасны! Им веришь сразу и даже часть мощнейшей симпатии переносится на взрослых героев, но исчезает быстро-быстро. Актеры хороши как типажи, но зачем же они открывают рот((( Совершенно деревянная пионер-режиссер, пионер-не-чулпан-хаматова (что тут еще добавить), и пионер-мачо-духлесс-монах-да-пофиг-кто ибо ни рыба, ни мясо, котлета мечта...
И развязка... это отдельные апофеоз бездарности... что это было? вот так вот, именно вот так? гы... то есть уг...
Грустный, но хороший фильм о неудавшейся жизни, который мог бы стать хитом, если бы люди ходили в кино на грустные хорошие фильмы.
Жизненный - не в смысле, что мн е самой доводилось переживать нечто подобное, но в том смысле, что происходящему с героями веришь. Поэтому не хочется раскладывать ленту на составляющие - вот, мол, режиссура хорошая, а вот актеры играют... Все складывается в очень цельный, очень пронзительный фильм.
В общем, надо идти и смотреть, картины такого качества, такого таланта выходят не так уж часто, явно не каждый месяц.