Ретро про деревенского дурачка, которому весь Кольский полуостров подыгрывает в его желании выдать себя за милиционера.
Трагикомедия |
14+ |
Николай Досталь-мл. |
22 июня 2009 |
30 июля 2009 |
1 час 37 минут |
Ретро про Кандалакшу-53 с портретами Сталина, тостами под радиомарши и кралями в яркой губной помаде снят по роману Михаила Кураева, опубликованному под патронажем академика Сахарова в журнале «Знамя» в перестройку — эпоху, которая и сама по себе, и ее идеология уже тоже давно стали ретро, причем самого аляповатого пошиба. Тем не менее кушайте на здоровье развернутую метафору о губительности тоталитарной власти с деревенским дурачком, которому весь Кольский полуостров подыгрывает в его желании выдать себя за милиционера, в качестве протагониста.
В городе Кандалакше, в марте 53-его местный дурачок Петя с диагнозом "покорная ограниченность, отказ от саморазвития, погашенные защитные рефлексы" воображает себя дорожным инспектором, останавливая машины для проверки. Петю знают и любят, водители подыгрывают ему, рабочие выслушивают его рассказы, представители власти сообщают о "повышении в звании".
Не знаю, насколько достоверно передана эпоха, но, честное слово, я бы хотела, чтобы она была именно такой. Хотя бы в нашем сознании. Хотя бы иногда. А то внезапно все режиссеры бросились снимать фильмы о России, и наснимали чернухи на все лады (и художественной, и пафосной, и интеллектуальной, и православной), и стало совсем грустно от осознания того, что так у нас все плохо - и было, и есть, и, видимо, будет. А в "Пете.." неожиданно много света, любви к своей доброй и глупой родине, нежности к ее жителям, сострадания (не побоюсь этого слова). Да, грустный фильм, как это понятно из названия, счастливого конца не будет. Но боль тоже разная бывает. Не обязательно кричать человеку в ухо о его равнодушии, иногда достаточно пожалеть и по головке погладить.
Я очень разочарован выбором жюри, которое удостоило "Петю" Гран-При 31ого ММКФ. Помню, как мы с друзьями ещё в первый день кинофестиваля подошли к стойке кинокасс и смеялись над обнаруженным в расписании сеансов названием - "Петя по дороге в царствие небесное". Через пару дней в билетные очереди через подслеповатых бабушек просочилась информация, что картина эта, дескать, основной претендент на победу. Пусть, думаю, болтают, пусть. Потом я прочитал интервью его режиссера Николая Досталя, хваставшего тем что получил какую-то там награду в день, когда была круглая дата смерти Сталина. Я фыркнул, покачал головой. Шел на "Петю" не ожидая ничего хорошего, но фильм оказался не так плох. Потом посмотрел "Мелодию для шарманки" Киры Муратовой и вот тогда определился со своим фаворитом, болел за него. Весьма досадно всё в итоге вышло.
Сам фильм, да ещё и вкупе с избранием его лучшим, живо демонстрирует всю рыхлость нашего кинематографа, его креативную импотенцию. Будучи не в силах придумать что-то новое, мы топчемся на месте, прибегая к экранизациям забытых посредственных повестей, вроде этой, авторства Михаила Кураева. А на пути поиска национального характера обязательно упираемся в юродивого несмышленыша.
Деревенский идиот вообразил себя милиционером и все ему в этом подыгрывают, большей частью затем, чтобы посмеяться над ним, чтоб повеселиться. Эту игру в поддавки он, естественно, принимает за чистую монету, Так бы и продолжалось, но вот, на радость мне, из тюрьмы бежит зек, который, если встретится с Петей, вряд ли будет поддаваться "служителю порядка".
Фильм не безнадежен, сделан качественно, режиссер, как находят критики, "прекрасно обжил отведенное ему пространство", но уж какой-то местечковый, не заслужил он Золотого Георгия, ибо нет в нет в нем ни вдохновения, ни конфликта.
Прекрасен человек, который счастлив в своём собственном мире
Каждый выживает, как умеет.
Кто-то властью, данной ему, переставляет фигуры на невидимой шахматной доске.
Кто-то красотой, как дирижерской палочкой, подчиняет себе сознания окружающих.
Кто-то строит собственную крепость из песка, и защищает её силою души…
Кто-то помогает ему в этом, кто-то позже разрушит её. В одночасье.
Петя невероятно трогателен, и его герой завоёвывает души зрителей. Поэтому трагический конец, который начинает угадываться, хочется отложить и продолжить это размерное, завораживающее действо, пронизанное сгущающейся мелодией.
Петин смертельный полёт без преувеличений и излишних объяснений рассказывает о мимолетности нашего предназначения, когда один неловкий шаг может лишить жизни сразу двоих – пример тому мать Пети, для которой мир рушится на глазах: сначала умирает её покровитель, человек, которому она посвятила часть своей жизни [Сталин], и позже её лишают последнего смысла существования - сына…
Желаю творческих успехов молодому актеру и победы этому фильму на ММКФ.
Скажу сразу - фильм не понравился. И не потому что плохой режиссёр или актёры. Всё вроде бы и неплохо, вот только абсолютно непонятна основная мысль. Всё просто до неправдоподобия красивенько - белый пушистый снег, розовые щёчки чистенького, аккуратненького Пети, ядовито розовые губки нимфоманки - "дохтурши" и т.д. и т.п. А дальше-то что? Где сам сюжет, конфликт, кульминация? Поверите, когда Петя так по-дурацки, погибает в конце фильма, я испытала облегчение и подумала:"Ну слава Богу, отмучилась, досмотрела!" Вот только кроме недоумения фильм не вызвал у меня никаких эмоций. Правда ещё потраченного времени было очень жалко)))
Жалею, что фильм посмотрел не в кинотеатре. Фильм просто отличный!
Главный герой - потрясающий персонаж, этакий Иванушка-дурачок из русских сказок (хотя и в другую эпоху по фильму).
Актеры сыграли очень достоверно, никто не переигрывает и плохо не играет. Атмосфера времени передана режиссером на "5+". Браво, Досталь!
Погружаешься в фильм на 100% и смотришь его до конца, не отрываясь.
СПАСИБО!!!