Романтическая драма обладательницы берлинского «Серебряного медведя» Мии Хансен-Лев («Будущее»), в которой пару американских кинематографистов сыграли Тим Рот и Вики Крипс. Они, как это принято у сценаристов, селятся на отдаленном шведском острове Форе, где трудился над своими лентами Ингмар Бергман, в надежде поймать вдохновение для собственных картин. В итоге оба, вдохновившись творчеством шведского классика, сочиняют мелодрамы о трудностях в отношениях — в одной из них мелькает Миа Васиковска. Мировая премьера «Острова Бергмана» состоялась в рамках 74-го Каннского кинофестиваля.
Драма |
18+ |
Миа Хансен-Лев |
12 июля 2021 |
16 декабря 2021 |
1 час 52 минуты |
Крис (Вики Крипс) и Тони (Тим Рот) — пара американских сценаристов, прибывающих в резиденцию Ингмара Бергмана — на остров Форе. Крис — жизнерадостная девушка, которая немного завидует мужу в том, что он более успешен. В то время как она написала в блокнотике всего пару будущих сцен, Тони уже почти что завершил сценарий, на полях которого он рисует сцены БДСМ-секса. На Форе они изучают дом Бергмана, смотрят его хиты в маленьком приватном кинотеатре, посещают аттракцион «Бергман-сафари» — путешествие по памятным местам на желтом автобусе. Крис, похоже, ничего не знает о великом режиссере, поскольку удивляется даже тому факту, что у автора было девять детей от пяти разных женщин. Но с восторгом произносит: «Я хотела бы, чтобы у меня было девять детей от пяти разных мужчин!» Дома они оставили маленькую дочку, по которой Крис скучает.
Начнем с того, что соратница Оливье Ассайяса (и некогда его гражданская жена) Хансен-Лев совсем не претендует на лавры знатока Бергмана. Она не пытается проникнуть как вглубь его биографии, так и вглубь его специфических фильмов и режиссерского метода. Кроме этого, «Остров Бергмана» — это фильм в фильме. В середине картины появляется вымышленная героиня Эми (Миа Васиковска), у которой собственная история любви. Две сюжетных линии объединяет то, что обе они происходят на Форе.
Хансен-Лев мастерски миксует нарративы, будучи озабоченной в различных мелочах: как показать знакомый всем пишущим людям «райтерз-блок», как изобразить, что Тони — довольно закрытая для жены персона, а также как обозначить небольшие трещинки, которые возникают в браке между людьми одинаковой профессии. Местами это похоже на Хон Сан Су, местами — на тихое кино Ангелы Шанелек. В фильме есть красочные кадры библиотеки Бергмана, танцы и песни под американские хиты, Миа Васиковска с обнаженной грудью. Это не совсем то, чего синефилы ждут от фильма с таким претенциозным названием, но свое маленькое место на полке у фанатов Бергмана фильм должен занять.
Создана почти герметичная атмосфера для/из гостей острова Форё... Речь идет о творческих людях, приехавших на остров вдохновиться местами, которые считал удачными для творчества их кумир - Ингмар Бергман... Внешне основные персонажи явно отличаются от местных жителей - сутулые, слабогрудые, широкобедрые и со слегка расслабленной передней брюшной стенкой, но при этом явно худые. Больше скажу, один из героев по имени Джозеф - похож на И. Бергмана в молодости... Эта категория героев - задумчива, меланхолична, плаксива и односторонне высокоморальна. Все действие фильма это некий коктейль из переживаний, мечтаний, страхов не слишком удачливой сценаристки, которой приходится быть женой известного режиссера. А известный режиссер вполне себе бодро сочиняет блокбастеры с привидениями. Зрители ему аплодируют. И вот загрустившая сценаристка погружается в довольно занудный, придуманный ею роман бывших любовников в качестве стороннего наблюдателя...
Балтийские пляжи, белые домики, сосны, дожди сменяются солнечной погодой, сафари по бергмановским местам...
Отвращения фильм не вызывает, но и восторга - тоже нет. Очень женский фильм. Какая-то тоска по отвергаемой ныне женской роли матери-хранительницы очага в условиях, когда вроде бы нужно успешно конкурировать на мужской территории. А голова при этом забита разноцветным мусором...