Трагикомедия |
Кристиан Хименес |
17 февраля 2010 |
1 час 45 минут |
retaguardiafilms.cl |
Посмотрел в "35 мм", зрителей было довольно много, почти половина зала, хотя фильм идет довольно давно. "Оптические иллюзии" - один из героев - прозревший через 30 лет слепой. После прозрения начались проблемы - работал массажистом, ушли клиентки - женщины в фильме предпочитают слепых массажистов. Жена (тоже слепая) оказалась некрасивой, надо учится читать и вообще, узнавать как выглядят предметы, дома, облака и все остальное, учится читать, на лыжах трудно кататься... В фильме несколько сюжетных линий - клиника пластической хирургии на грани краха, охранники в торговом центре, клерк-атеист и его сын - неофит иудаизма, клептоманка ее муж и проч. В картине также и множество смешных ситуаций, от обрезания перочинным ножиком, до выбора размер груди перед пластической операцией и беготни охранников по торговому центру. Любовь тоже присутствует. Зрители много смеялись, в конце пытались аплодировать. Мне фильм понравился, зрителям, как кажется, тоже. Идея - трудно сказать, но герой жалуется, что слепым ему было лучше, чем зрячим - мир так устроен, что может быть на него лучше не смотреть. Но как кажется, в конце картины оказывается, что лучше все же взглянуть. Сходить можно, скучно не будет.
"Чилийский фильм о слепом лыжнике, к которому понемногу возвращается зрение", - информация от прокатчика. Так, вот - фильм точно не об этом.
Перед нами обычная чилийская жизнь. Одновременно похожая и непохожая на нашу. Много разных персонажей: сотрудники страховой компании - молодые и пожилые, охранники в торговом центре, небедная зрелая дама, развлекающаяся кражей в магазинах, бывший слепой массажист, пытающийся освоить новую специальность и его жена, еврей-атеист и его сын-правоверный иудей. Перед нами в течение почти двух часов обычные человеческие чувства: любовь, равнодушие, отчаяние, забота, сострадание.
Фильм смотрится почти как документальный. Интересны: природа, климат, дома, поведение людей в разных ситуациях. Смотрится легко. Надо только настроиться на меланхолический лад. Мне понравилось.
Где бы ни происходило действие «Оптических иллюзий» (а это и правда совсем неважно, и не только потому, что любой чилийский город, особенно отсюда, выглядит локацией мифической), место это очень плотнонаселенное. Не в том смысле, что там много народу – этого мы как раз не видим, а в том, что не знакомые друг с другом герои встречаются так часто, а их судьбы соприкасаются так затейливо, что даже славный своим умением переплетать непереплетаемое Алехандро Гонсалес Иньярриту может только позавидовать. Перещеголял мексиканского мастера в сюжетном макраме Кристиан Хименес, впервые сподобившийся на полный метр. Справедливости ради надо сказать, что «Иллюзии» датируются 2009 годом, но в ограниченный прокат вышли только сейчас.
Встречаясь в торговом центре, больнице, офисе страховой компании и по домам, простые чилийские мужчины и женщины без взаимности влюбляются друг в друга, походя, обнажают корпоративный идиотизм, не забывая при этом порассуждать о душе и теле, Боге и вере, человеческой силе и слабости. Не самый солнечный и теплый их мир, полный надежд и обязательных разочарований, время от времени предстает перед нами расплывчатым пятном. Именно так его видит один из неприкаянных скитальцев – обретший зрение массажист. Изгнанный из привычного мира слепцов лишь за умение различать цвета и неверные силуэты, он неизбежно задается вопросом, так ли нужно видеть, если вокруг сплошь уродство, а красоту, буде она ненароком пробьется, за скоростью жизни все равно не разглядишь.
В погоне за красотой внешней застаем мы на другом конце города серенькую секретаршу, которую случай и бестолковое начальство толкают на маммопластику. Под лирически-насмешливый мотив, с помощью камер наблюдения охотится за красотой в виде сексапильной клептоманки и секретаршин брат, в то время как за ней самой увивается немолодой еврей-атеист. В том же тигле варится и муж клептоманки, он же босс секретарши, он же соперник ее брата, он же сослуживец и баскетбольный партнер еврея-атеиста, он же импресарио прозревшего слепца. Весь этот клубок случайных и не очень встречных, с широко закрытыми глазами, потому что так легче перемещаться, несется с горы, чтобы расшибить лоб и, распавшись на части, глазами уже новыми, пускай и подслеповатыми, увидеть себя и друг друга.
Поиск вечных истин Хименес разбавляет шутками, некоторые из которых балансируют на грани неуместного гэга, и сказочными аллегориями, впрочем, не подразумевающими никакого «жили они долго и счастливо». А цвет режиссер-дебютант возводит в ранг смыслообразующего элемента, отчего начинает с ним играться, но лишь слегка, и закольцовывает им сюжет, который, хоть и теряет порой в динамике, скроен достаточно ладно, чтобы поставить перед зрителем вопросы философские, а не технические.