Опекун









Комедия с Александром Збруевым и Георгием Вициным
Миша Короедов, обаятельный тунеядец, решает податься на юг к своей подруге — официантке Любе. Но Люба не собирается кормить бездельника и рекомендует его в качестве помощника знакомой старушке.
Двадцати с лишним летний алкаш и трутень Миша Короедов (Збруев) уезжает на юга на предмет приударить за официанткой Любой (Лучко). Та, однако, оказывается принципиальной штучкой и определяет ухажера опекуном к суровой бабуле. В траве (!) Короедов вдруг обнаруживает приятеля по вытрезвителю, бывалого балбеса Алексея Тебенькова (Вицин). Им остается одно.
В 1971 году фильм вышел на десятое место в советском прокате — 31,8 млн зевак. «Опекун», изготовленный по бесхитростному сценарию Самуила Шатрова, забирает в первую — не сказать единственную — очередь своей атмосферой. В нем практически нет смешных шуток, зато одна за другой следуют картины восхитительно идиотского прожигания жизни под песни про белый пароход, дикарей и стонущую душу. Летние похождения чудаков Короедова и Тебенькова — это своего рода «Двенадцать стульев», освобожденные от алчного бриллиантового угара. Чистый, размеренный, бескомпромиссный отдых. Образ Короедова — перевоспитанного моряком и женщиной идиота — довольно расхож. Куда как нетипична фигура Тебенькова — союз Мармеладова, короля Лира и Венички, с чинными репликами вроде «А мне жюльен из дичи!» и «Мы многое в жизни теряем». В финале белый пароход с предателем Короедовым отваливает вдаль, Тебеньков же остается по-блоковски пригвожденным к ларечной стойке с водкой — как символ горчайшего своеволия.
Отечественный фильм "Опекун" это временами какой то советский "Уитнэйл и я". Два героя, один из которых алкоголик со стажем (Вицин), а другой начинающий (Збруев) испытывают постоянный и распространенный конфликт интересов, когда работать не хочется, а выпить на что-то надо, в связи с чем и попадают в целый ряд комичных ситуаций. Понятно, что к концу молодой Збруев вроде как становится на правильный путь, а Вицин остается одиноко стоять в ожидании новой порций спиртного, но даже после окончания фильма со зрителем остается атмосфера какой то верно выбранной жизненной интонации, когда бездумное и беззаботное, замешанное на летнем алкогольном настроении времяпрепровождение, гораздо важнее всего остального.
Фильм пропитан советской пропагандой труда. Зрителю даётся понять, что если ты не начнёшь заниматься суровым мужским трудом, у тебя не будет ни друзей, ни любви, ни достатка. Главный герой вовремя понимает это и становится на путь истинный. Всячески высмеиваются любители "лёгкой" работы. Особый момент в фильме посвящён пьянству. Уж этот порок высмеивается как нельзя лучше. Благодаря великолепной игре Александра Збруева, Георгия Вицина фильм смотрится на одном дыхании и оставляет весьма позитивные впечатления.