Москва
6.8

Фильм
Официант

Ober, Нидерланды, Бельгия, 2006
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Комедия режиссера Алекса ван Вармердама с ним же в главной роли.

За описанием невероятно грустной жизни забитого официанта кроется еще более грустная история о том, как некий автор портит жизнь себе и своим персонажам. Автор фильма — замечательный голландец ван Вармердам — сам снялся в роли злосчастной жертвы.

  • Официант – афиша
  • Официант – афиша
  • Официант – афиша
  • Официант – афиша
  • Официант – афиша
Комедия
14+
Алекс ван Вармердам
28 сентября 2006
1 час 37 минут

Режиссёр

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3302
5 сентября 2007

Эдгар (режиссер фильма Алекс ван Вармердам), мужчина с печальным, но значительным лицом, уже четверть века работает официантом в вечно пустынном ресторане с огромными окнами. За окнами — почти всегда вечер. Едва стемнеет, за столики усаживаются его мучители. В одном углу — любовница Эдгара Виктория (Шлютер), требующая (под конец — в исключительно жесткой форме) внимания и любви. В другом — настырные менеджеры, которых вечно не устраивает сдержанный тон, каким Эдгар рекомендует им треску и немецкие колбаски. Больше того, они считают это достаточным основанием для того, чтобы запихнуть его в огромный аквариум. Дома беднягу тоже ничего хорошего не ждет — смертельно больная жена, кажется, крутит шашни с доктором, а соседи-бандиты норовят перебросить через изгородь мешок-другой с мусором.

Вся эта почти по-фински мрачная картина разворачивается перед нашим взором в течение первых минут пятнадцати, после чего мы знакомимся со сценаристом Германом, пишущим историю Эдгара, и его подругой Сюзи, которая очень непосредственно переживает за всех персонажей. В течение следующего часа в их квартиру раз за разом врывается сам Эдгар, в ультимативной форме требуя избавить его от жены и бизнесменов, а также сменить ему любовницу на кого-нибудь помоложе и посимпатичнее. Вслед за ним на поиски автора устремляются и все остальные персонажи — с довольно печальными последствиями для Германа, который все больше путается в сюжетах своей и чужой жизни и к концу едва успевает смести все фигуры со стола.

То, что для изложения шестого фильма замечательного голландца Вармердама («Северяне», «Авель», «Маленький Тони») почти не требуются глаголы совершенного вида, — показательно. Иногда кажется, что в «Официанте» он изощренно издевается над собой, над своими актерами, да и над зрителями тоже. Тут практически ничего не происходит, а то, что происходит, ни к чему не ведет и может происходить дальше до бесконечности. В его предыдущих фильмах, как вы сможете убедиться во время недельной ретроспективы, которую собираются устроить в тех же «35ММ», всегда что-то случалось: кто-то как-то менялся, уезжал, кого-нибудь убивали, и сюжет двигался вперед. В новом фильме Вармердам иногда топчется на месте, иногда уходит в чистый абсурд, а иногда делает и то и другое сразу, при этом с самыми восхитительными последствиями. Всю дорогу зрителей веселят появившиеся из сексуальных фантазий Эдгара (Германа? Сюзи?) и укоренившиеся в сюжете положительные негры, а вершиной комического сюжета оказывается трехминутная сцена, в которой непонятно откуда взявшаяся старуха-горбунья тщательно заворачивает в папиросную бумагу десяток стрел.

Ясное дело, про трудности взаимоотношений автора и персонажа и снято, и написано совсем немало. Но, сыграв в собственном фильме роль забитого неумелым автором персонажа и несколько забив к концу и автора тоже, Вармердам так запутал дело, что на финальных титрах зритель, тоже, надо сказать, несколько подзабитый, уже не знает, что ему и думать, и оттого в идеале начинает думать что-то свое. По нынешним временам — удивительное достижение.

4
0

Отзывы

3
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 403
20 октября 2010

Абсурдист-голландец Алекс Ван Вармердам, одновременно с американской продюсерской компанией (воистину, идеи витают в воздухе) запустил свой очередной странный проект под названием «Официант». Идея и проста, и с претензией на оригинальность. Взять человека, обычного неудачника, давно перешагнувшего кризис среднего возраста и так и оставшегося в нем, но на место Бога, который распоряжается судьбами, поставить сценариста, а героя сделать персонажем чьего-то фильма, надо отметить весьма бредового и дурного.

Больная жена, грубые посетители, надоедливая любовница. Персонаж знает, что он персонаж, и официант требует у сценариста переписать его историю, дать маленький шанс на счастье, и вот здесь логичность обрывается, а писатель и его подружка, имеющая собственное мнение на развитие этой истории, все больше усугубляют положение героя, обрывая логические цепочки и превращая его в жизнь в неверотный набор разрозненных событий, где смерть, как и любовь, настигают внезапно и без смысла.

В глобальном плане, это очередное высказывание Вармердама на тему абсурдности жизни, и ответ на вопрос, каким ветром с людьми случаются самые неожиданные и нелогичные гадости, словно кто-то извне вставил. На микроуровне мы имеем черную комедию со сдержанным и жестким скандинавским юмором и неторопливым сюжетом, то и дело грозящем дать крен, где ему заблагорассудится. Но ведь это Алекс Ван Вармердам, режиссер самобытный и узкозаточенный. Причем как и швец, и жнец и на дуде игрец, зачастую он сам играет в своих фильмах, и далеко не всегда ограничивается камео. Да и в принципе, с ограничениями Вармердам не знаком, и демонстрирует настолько протяжные нелепые кадры, словно ему все равно на зрителя, самоутверждаясь в жанре авторского кино.

Любопытно другое. Как и в последнем фильме про сумасшедшую и жестокую Эмму Бланк, Алекс Ван Вармердам рассказывает историю о жертве, человеке, подчиненном другому человеку. И вновь абсурдное рабство и унижения, и злодей, который делает с героем что хочет, подавляя его волю и действия, но если в Эмме Бланк герои уже расправляются с угнетательницей, то в «Официанте» критической точки еще не наступает, да и рабство сравнительно легкое. Что еще интересней, режиссер берет на себя самую унизительную роль шпыняемого официанта и человека-пса, занимаясь актерским, в прямом смысле слова, мазохизмом. Не могу сказать, центральная ли это тема в его творчестве или экзотические пристрастия, но хорошо уже то, что Вармердам не скачет по сюжетам, углубляя свои истории, как в научном исследовании, вскрывая все способности человека издеваться над себе подобными.

0
0
3
ambaza
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 1
24 ноября 2009

Так себе. Хуже, чем "Платье" и гораздо хуже, чем "Абель". К просмотру не рекомендуется. Советую посмотреть "Абель".

0
0
9
Chu_chu
11 отзывов, 17 оценок, рейтинг 8
13 октября 2007

Фильм понравился. Правда сначала мы опоздали, громко ворвались в зал, хотя он, как выяснилось был полупустой, затем энное количество минут всё так же громко искали свои места, в итоге - приземлились на первые попавшиеся. Но на самом деле - время прошло незаметно. Впереди ещё обнаружился весьма юморной мужчинка, у которого с моим другом установилась тайная телепатическая связь, - оба шутили...я смеялась.) А если без лишнего стёба, то кино стоящее. Даже брутальные сцены не "царапают" глаз, ибо это всё чистой воды абсурд, скорее гипербола, утрирование с изрядной долей хорошего юмора.
Сюжет достаточно лёгкий и динамичный, развивается настолько непредсказуемым образом, что увлекает с первой минуты вплоть до самой последней.
Финал - без пафоса, не затянутый, как обычно, это любят делать в "высоком"кино. И, наконец, ты выходишь с обилием мыслей в голове. Смешной неудачник официант, вызывающий от сочувствия до откровенно глумливых шуток, герой, на мой взгляд, не выдуманный. Он - преувеличенное социальное явление. Своебражное отражение, того как люди готовы переложить на кого-то ответсвенность за свою жизнь.
Ну и под занавес... тем, кто не очень уважет арт-хаус и не очень дружит с ним идти не советую. Чешите лучше на Код Апокалипсиса. "Официант" покажется вам возмутительным бредом.

0
0
1
katus
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 0
28 сентября 2007

Наверно один из самых бредовых фильмов, которые я смотрела в жизни. Фильм навевающий тоску и не представляющий ни малейшего интереса. Хотелось выйти из зала после первого получаса, но было жалко потраченных 250 рублей и теплилась надежда, что куда-то сюжетная линия все-таки выведет этого бедолагу-официанта. Не вышло: абсолютно бездарный фильм, видимо являющийся, в какой-то степени, автобиогравичным для его создателя: наверно накурившись травы, к сценаристу этого фильма так же приходили персонажи его сценария и законно ругали его за отсутствие фантазии, логики, интересных событий и наличие необаснованной необъянимой жестокости по отношению к персонажам.

0
0
7
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 795
24 сентября 2007

здоровый, ненавязчивый абсурд, цинизм, жесткая самоирония.
про то, что в жизни не всегда есть место здравому смыслу.
эпизод со старухой - сам по себе кино в кино, так он самодостаточен и смешон.

0
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все