Поздно ночью из Питера на хутор возвращаются мать (Юлия Высоцкая) и дочь (Елизавета Климова), у которой тоже есть свой ребенок — сын Васенька (Ася Озтюрк). Близкие привычно собачатся, в лесу темно и скоро внутренние страхи дочери примут форму лесного животного — инфернального волка. Это волка можно прочитать как аллегорию Сатаны, который способен принять любой вид (вплоть до Анубиса), а новый фильм Валерии Гай Германики как аллегорию того, как она пришла к православию. Чтобы придать истории форму, Германика обратилась к писателю и сценаристу Юрию Арабову — специалисту по таким вопросам. В итоге, надо признать, литературная основа в фильме часто перевешивает режиссуру. «Мысленный волк» интересно написан, но не так чтобы уж круто снят. В фильме есть идеи, но это не самое стройное и, если говорить уж совсем честно, достаточно сумбурное произведение. Германика умеет чувствовать картинку (несколько хоррор-эпизодов сделаны прямо отлично), но все это трудно воспринимать всерьез. Впрочем, авторы, кажется, и сами это понимают. Этот издевательский, вызывающе китчевый, открывающийся под Штрауса и цитатой из кубриковской «Одиссеи» хоррор невозможно, да и не следует смотреть на серьезных щах. Это чистый fun.
Мистика, Драма |
16+ |
Валерия Гай Германика |
11 июня 2019 |
17 октября 2019 |
1 час 10 минут |
Я целый день искал подходящий этому фильму эпитет: "манерный" - нет, для этого кино достаточно сурово; "высокомерный" - тоже вроде нет, порой все достаточно приземленно; "притчевый" - да, но с этой стороны как-то недожато, притча все-таки предполагает некий значительный парадокс; "выспренный" - вот какое прилагательное как влитое село на эту картину! Складывается впечатление, что сценарий написан так, будто каждая реплика - это находка сценариста, озарившая его посреди ночного сна: то афористично, то просто остроумно, то с цитаткой, то с народной присказкой - и за всем этим трудно разглядеть какую-то общую нить. А она там, очень тонко растянутая на весь и так крохотный хронометраж, есть: Германика противопоставляет принятие смерти, светло и легко изображенное в прологе, со страхом смерти, который толкает нас хоть и на важные, но не искренние поступки; этот страх и есть волк, прячущийся в дремучем лесу нашего мышления.
Заключительная сцена совсем растянута - возможно, чтобы у зрителя более или менее сведущего раскрылась рано или поздно гиперссылка на Гребенщикова:
Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе,
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе.
Признаться, общее впечатление от картины такое, словно авторы, сняв ее, махнули рукой и сказали: "И так сойдет!". Сошло - и даже дошло до кинотеатров.
Творчество Валерии Гай Германики достаточно противоречивое и порой разделяет критиков на два полярных лагеря. «Мысленный волк» – новый фильм режиссера – не исключение, хотя положительных рецензий все же больше. Германика давно не радовала зрителя полным метром (со времен довольно-таки провального «Да и да» 2014 года), однако «Мысленный волк», идущий всего лишь час десять, в эпоху двухчасовых картин, тоже сложно воспринимать, как полноценный стандартный фильм. Тем не менее, такой хронометраж идет фильму на руку и заставляет зрителя максимально сконцентрироваться на происходящем, а по выходу из зала заиметь рой мыслей в голове.
Философская притча, православный хоррор, постмодернистская сказка о злом и страшном сером волке или трагикомедия об отношениях матери и дочери?! Скорее всего, и то и другое и третье. После пролога с райскими кущами мы наблюдаем поистине страшное путешествие через ночной темный лес к своему хутору двух героинь (матери и дочери) с маленьким ребенком на плечах. Все это выглядит куда реальнее и пугающе, нежели в какой-нибудь «Ведьме из Блэр». Мысленный волк постепенно начинает нагонять и зрителей в зале, а ко всему прочему, абсолютно не ясно, есть ли этот волк в лесу на самом деле или же это плод воображения. Многие из нас боятся темноты и, оказавшись в какой-нибудь глухой чаще, воображение может разыграться не на шутку. Безусловно, это путешествие и дальнейшие события фильма не столько про ночную прогулку, сколько про весь жизненный путь человека.
Отдельно хочется отметить сценариста картины Юрия Арабова, преимущественно сотрудничающего с Александром Сокуровым, и его потрясающие меткие, колкие и объемные диалоги, насыщенные бытовым юмором, а также исполнительниц главных ролей, Юлию Высоцкую и Лизу Климову, которые смогли достоверно перенести этот текст на экран. Огромную роль в создании напряженной атмосферы играет замечательный, мощный саундтрек, написанный Игорем Вдовиным, получившим за свою работу награду на Кинотавре. Ко всему прочему, можно похвалить и операторов фильма (их было аж трое), выстроивших красивую картинку, абсолютно не похожую на ранние работы Германики.
Кстати, если кто забыл, то в 2014 году у ныне уже не существующей российской рок-группы «Смысловые Галлюцинации», появилась песня под названием «Мысленный волк». Слова к ней были написаны Валерией Гай Германикой. И спустя 5 лет, ее собственный мысленный волк наконец-то показался наружу и обзавелся полнометражным фильмом. Так что, прослушайте пару раз эту композицию и смело двигайте в кинотеатр.