Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Лестница

СССР, 1989
О фильме
  • Лестница – афиша
  • Лестница – афиша
Трагикомедия
Алексей Сахаров
6 июня 1989
6 июня 1989
1 час 54 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Алексея Сахарова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
alina prygun
23 отзыва, 24 оценки, рейтинг 7
25 ноября 2012

можно долго-долго идти по лестнице, пока не придешь к решению и она тебя не отпустит.

посмотрела. понравилось. поэтому пишу.
возникло желание узнать по-лучше автора сценария - Александра Житинского, который являлся и автором самой повести по которой был поставлен этот фильм, но оказалось, что в этом году этот талантливый человек скончался. дело в том, что не так давно, я приобрела сборник "избранное" Цветаевой (такого сборника в моей коллекции не было) так вот там была одна поэма, что сразу заинтересовала меня при покупки, поэма эта называлась "Лестница", прочитать я ее не успела пока, но пробежаться глазами удалось, так вот потрясным образом, оказалось то, что Александр Житинский хоть как должен был быть знаком с этой поэмой, так как между его "лестницей" и цветаевской пролегает убедительная параллель. я не к тому что это плохо, нет, это здорово, вот убедиться бы, верно ли я рассуждаю.
итак, наверно, надо написать о самом фильме. приз за лучшую женскую роль и лучшую режиссуру на международном кинофестивале фантастических фильмов в риме (в риме!). Елена Яковлева в образе ангела (а это-то после интердевочки!), Олег Меньшиков в образе потерявшего себя молодого человека, а также еще несколько известных имен Леонид Куравлёв (всем известный Афоня), Светлана Аманова (доброе спортлото-82) и Сергей Арцибашев (если помните, ширли-мырли).
сюжет довольно прост, главный герой путешествует по дому, из которого элементарно нет выхода. он бродит вверх и вниз по бесконечным лестницам, повторяя 4 и 5 этажи, он начинает понимать, что его жизнь похожа на этот дом. в доме живет некая баба Нюра, кажется что она что-то скрывает, странное у нее поведение, то у нее рыба на сковородке сама по себе прыгает, то по непонятным причинам дает Владимиру (гл.герою) вместо денег - крестик с иконой, когда просит его сходить за хлебом, который у нее, кстати, есть. адрес этого дома улица - Пушкина дом 17 (на петроградке) кажись такого адреса не существует. Аля-Алевтина (Елена Яковлева) находит Владимира в сложную минуту его жизни, приводит домой, укладывает спать в соседнюю мастерскую (мастерскую соседа-скульптора). на утро Владимир мечется по дому в поисках выхода. выхода нет. мучительные поиски ответа на вечный вопрос о смысле жизни приводят его в тупик, символом которого становится лестница. лестница, как некий символ страны, подобная ветхому, грязному дому, из которого просто не существует выхода. и трагедия человека, который оказался в нём, его непонимание, что эта безвыходность является его собственным отношением к жизни. и ему надо разобраться в себе, спасти себя самому. в ходе истории он просит многих ему помочь, но лишь любовь Алевтины и ее сына даруют ему свободу. в итоге Ежик (Сережа-мальчик сын Алевтины) выводит Володю на свободу, на крышу дома, но Владимир срывается с карниза и лишь слышится крик стоящей внизу Али "держись!", крик этот относится и к нам с вами. далее мы не знаем, что произойдет с Владимиром.
признаться, в художественном плане фильм безупречен, цвета, оттенки кадра - нутро героя, допустим в начале фильма, когда герой хочет свести счеты с жизнью - кадр глубоко синий. да и до краев наполненная непередаваемая атмосфера разрухи и тупика жизни смешивается с необъяснимым странным, мистическим уютом.

интересна и загадочна судьба другого героя- Старицкого, который как раз нашел выход из дома, судьба этого героя меня в особенности заинтересовала, дело в том, что он также пережил схожую ситуацию, что и Владимир, только на лестницу его привел видимо не обнаружившийся тупик в жизни, а что-то иное, он нес свою диссертацию профессору и возвращаясь по лестнице вниз, (уже после профессора), обнаружил что также потерял выход. что сыграло с ним злую шутку? тут сами гадайте, человек этот видимо был поглощен своей диссертации на столько, что забыл о главном, вот загадочная лестница и оказалась тут как тут. чтобы прийти в себя он постучал в первую попавшуюся дверь, где и оказалась Аля. но выбраться ему удалось только предав ее, он изменил ей с Ларисой, только не подумайте в примитивном смысле "изменил" он, скажем, ее предал, выбрал зло, променял добро на зло. живя у Ларисы - в полуподвале (что на 4ом-то этаже!) он из дома выбирается через окно.
интересна и еще одна линия развития сюжета. в дом возвращается скульптор, хозяин мастерской, где ночевал Владимир. и тут начинается праздник суеты. вместе со скульптором приходят и художники, и солдаты, и (вот это забавно) негры, и женщины легкого поведения, и хиппи(!) и начинается черти что. они обсуждают всяческую чушь, пьют, смеются, пьют, плачут, пьют, а за столом сидит угадайте кто? - Лариса. далее они толпой будут идти по лестнице, осуждая свои насущие проблемы, не обращая внимания на то, что идут кругами по лестнице, не выходя на выход. лишь хиппи в этой суете страдальчески произнесет: "люди опомнитесь". вопрос - люди искусства, по мнению автора, сидят за общим столом со злом? их ведет зло? (ладно про других с ними все понятно, но вот художники и скульпторы.. они-то..)

в итоге. спасибо. понравилось. по этому и написала.

1
0
8
mojjet
172 отзыва, 173 оценки, рейтинг 113
21 ноября 2018
Для любителей поэтичного абсурда и Олега Меньшикова

Таинственная история о молодом человеке, который не может выбраться из обыкновенного, вроде бы, дома: сколько он ни идёт по лестнице, спуститься к входной двери он не может; выход для него так же недостижим, как замок для землемера К. из романа Франца Кафки.

История, и правда, очень литературная - в конце концов, это экранизация одноименного романа (повести?) Александра Житинского.

Роман этот довольно-таки абсурдистский, но ближе, скорее, не к Кафке, а к Булгакову и Хармсу. От первого - склонность к поэтизации и авторским отступлениям ("читатель, обрати же внимание на то..."), от второго комичная бессмысленность всего происходящего и питерская атмосфера.

Фильм, по мере возможностей, наследует первоисточнику, хотя и купирует некоторые фантастические детали (очевидно, из экономии средств и технических трудностей) и спрямляет сюжетные ходы. Из самых существенных отличий - исчезновение из киноверсии одной из героинь книги, которая была там вовсе не проходным персонажем, и вся катавасия, по большому счёту, закрутилась из-за неё... Но, видимо, киношники решили, что три женщины на одного мужчину - это слишком, и решили оставить ему двух, зато резко отличающихся друг от друга.

Зато молодой Олег Меньшиков очень хорош в главной роли, и в самых нелепых предложенных обстоятельствах в него веришь, даже при том, что у него нет костылей авторских разглагольствований, которыми богато произведение Житинского. Никого занудного голоса за кадром, только актёрская игра.

И когда его герой висит на карнизе крыши, не знаешь, что лучше - и что для него будет настоящим спасением: упасть или вернуться в дом.

0
0

Подборки Афиши
Все