Летом 1995 года пять постсоветских мужиков бродят по Стамбулу: кто-то покупает по дешевке телевизоры, кто-то бегает от полиции, кто-то боится опоздать на свадьбу к дочке. Чуть погодя мужики оказываются экипажем транспортного Ил-76, наемными снабженцами третьего мира: командиром (Балуев), вторым пилотом (Машков), штурманом (Панин), бортинженером (Бенюк) и радистом (Голубев). В самолет загружена партия патронов для гибнущего светского правительства в Кабуле. «Это ж оружие», — удивляются мужики. «Нет, амуниция», — отвечает им упитанный посредник (Робак). По документам выходит амуниция — но когда единственный талибский истребитель МиГ-21 посадит их самолет в аэропорту Кандагара, на документы ссылаться будет уже поздно.
Режиссер Андрей Кавун, снявший четыре года назад на удивление бойкий фильм «Охота на пиранью», доказал, что случайной та удача явно не была. Во всем фильме, более-менее следующем канве реальных событий, есть одна совсем лишняя сцена — слащаво снятая истерика командира, у которого талибы отняли альбом с семейными фотографиями. Все остальное — это почти кинозарисовки, едва намеченные этюды арабского кошмара, обрамленные двумя массивами ярко-синего неба в начале и в конце. События назревают, нервы почти не выдерживают, что-то происходит, обычно за кадром, — и снова тянутся бесконечные дни ожидания неизвестно чего. Пару раз героев почти убивают, но мы не видим — как и почему почти. Командиру предлагают обучать летчиков-талибов, он вроде отказывается — но тоже неясно ради чего. Вообще весь фильм о том, до какой степени им не за что ухватиться. Родина, которая вроде должна помочь, смехотворна. Религия, которая дает силы вполне реалистично показанному противнику, — незнакома всем, кроме украинца-бортинженера. Товарищество, которое могло бы стать стержнем голливудского фильма на тот же сюжет, оборачивается вечной склокой: смотреть на рожи друг друга нету сил. Хотя бы чувства собственной правоты — и того у них нет: когда мулла пускает над ухом командира очередь из тех самых патронов, вопрос про «амуницию» глохнет сам собой. Все время очень стыдно, очень плохо, очень хочется домой. Все так нелепо и жутко, что одна на весь фильм выспренняя фраза, которую заросший, почти дрожащий командир произносит в камеру западной журналистке, — «Мы и есть Россия» — звучит полной, безусловной истиной. Даже их побег остается правдоподобно непроясненным: в ключевой момент, когда какой-никакой имеющийся у них план разваливается на части, командир неожиданно спрашивает у второго пилота, какая сейчас погода в Казани, — заведомое отсутствие ответа на этот вопрос делает его чем-то вроде коана о непостижимости происходящего. Между тем после фильма очень ясно становится, за что реальным пленникам Кандагара (их было семеро, у них были другие имена и характеры, и везли они еще и автоматы — но это неважно) дали звезды Героев и ордена Мужества, — куда яснее, чем если бы из этой истории сделали что-нибудь героическое.
Я никак не мог пропустить фильм "Кандагар" по одной причине. Дело в том, что он рассказывает о захвате российского воздушного судна исламистами вместе с экипажем. А в детстве я во все зенки, грубо говоря, и не один раз бороздил экран при просмотре мега-боевика советского периода "Пираты ХХ века". В "Пиратах" также захватывали наше судно (тогда - советское), и экипажу пришлось принимать судьбоносные решения. В те годы "Пираты" стали целой эпопеей в нашем сознании.
Тема захвата какого-либо движущегося объекта очень популярна в мировом кинематографе. В "Осаде" со Стивеном Сиглом в главной роли, террорист захватывает поезд. В нашем фильме "Взбесившийся автобус" с Иваром Калныньшем - автобус (в основу легли, кстати, тоже реальные события). Режиссер Андрей Кавун обратился в "Кандагаре" к воздушным "пиратам" 90-х годов прошлого столетия. Стоило ли экранизировать те трагические события? Да, конечно, тысяча чертей! Поэтому "Кандагар" стоит разобрать подробно.
Сюжет фильма заключается в следующем. 1995 год. Борт российского самолета транспортника ИЛ-76 нагружают патронами. Но по документам все это дело проходит как "амуниция". Потом, после захвата борта, моджахед убедительно покажет, что патроны - боевые, зарядив эту "амуницию" в рожок автомата. Полет проходил над территорией Афганистана. В воздухе появился бомбардировщик, пилотируемый моджахедом, который, очевидно, учился некогда в СССР и прекрасно говорит по-русски.
Пустив две боевые ракеты перед взором нашего экипажа, афганец без эмоций сообщил, что третья пойдет в корпус нашего транспортника, если герой Балуева - Владимир Иванович, не посадит борт на афганской территории, контролируемой Талибаном. Ракеты выглядят весьма убедительно и логичное решение командира - подчиниться. Так российский экипаж в составе пяти человек оказался на аэродроме исламистов. Пятеро наших мужиков были вырваны из мирной жизни и работы и помещены в совершенно чуждый им мир, подчас весьма похожий на ад.
Для моджахедов весь экипаж - неверные. На одном из пленников они срывают нательный крест. Тем самым авторы фильма как бы проводят черту: теперь все намного хуже и все иначе, чем прежде. Здесь, если пытаешься получить медпомощь - читай Коран. Не хочешь - тогда загнешься, тут, в горах, но останешься православным. Моджахеды требуют от экипажа научить их курсантов - малограмотных исламистов, управлять такой махиной, как ИЛ-76. Даже кидают пачку долларов перед командиром Владимиром Ивановичем (Балуев). То есть предлагают сначала пряник. А когда получают отказ, то тут же выходит на первый план кнут. Главный моджахед с восточным спокойствием дает герою Балуева гвоздь, чтобы тот царапал на стене дни, что проведены экипажем в заточении, в каменном мешке.
Теперь присмотримся к двум основным фигурам фильма. К тем, что с экрана как будто поглощают зрителей своей такой разной харизмой. В фильме "Кандагар" их двое: герой Машкова - Сергей, и командир экипажа - Владимир Иванович/Балуев. Что чувствуется в игре Машкова: его герой уже на пределе. Столько месяцев в тюрьме. Он - в плену, в горной, каменистой стране, и когда нервы его дают сбой, герой Машкова начинает бросаться в надсмотрщиков камнями. Камни Афганистана - вот чего вдоволь у пленных. Ими Машков пытается выразить гнев против заточения в мусульманской темнице. Другого оружия у наших ребят нет.
Но вообще, персонаж Машкова - Сергей - отличается жизнелюбием. Смешно ли он травит анекдот в кадре? Если внимательно вслушаться в интонацию - то смешно. Сам-то анекдотец подобран неудачный, но вот актерское исполнение - веселит. Серега еще и любимец женщин. Бабник, иными словами. А чего? Летчик в форме, а форма издревле женщинам нравится.
Герой Балуева - Владимир Иванович, командир экипажа. Как сие и должно быть, это наиболее выдержанный персонаж. Решения его отличаются взвешенностью. Мне кажется, что Владимир Иванович даже легче других вошел в атмосферу восточной неторопливости и спокойствия. Если взглянуть на лицо Балуева, когда он отрастил уже основательную бороду в плену, не в обиду актеру будет сказано, но он - вылитый абрек! Весьма похож на бородатых пулеметчиков, что стерегут тюрьму. Но при всем этом он принял самое важное решение в фильме, а именно: отменил взлет самолета в самый крайний момент, когда первый побег уже почти удался. Отменил, хотя если бы взлетел, то и сам спасся, и троих членов своего экипажа вывез бы на свободу.
Но тогда остался бы "духам" на растерзание герой Владимира Машкова. А уж они бы оторвались на Сереге. Страшна бы была судьба дамского угодника. Но сам Серега потом скажет Владимиру Ивановичу: дурак, мол, что не полетел без меня. Да, герой Балуева - командир, он умеет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Но и этот внутренний титанизм плавится, когда душманы рвут на мелкие кусочки фотографии его семьи. Рейс ИЛа-76 итак разбил судьбу героя Балуева на до Кандагара, и после. Владимир Иванович - кремень, но здесь, в конкретной ситуации, на время не выдерживает. А многие бы выдюжили? Вряд ли.
Он ползает среди обрывков семейных фотографий и горе давит его душу. Осознание бессилия. Осознание брошенности всего его экипажа на этой высохшей и каменистой афганской земле. Родина не спешит делать серьезные шаги по освобождению его и ребят-летчиков. Стране не до них. Это отчаяние и боль Балуев выразил не словами в сцене с фотографией, а движениями и интонацией. Стонами, если хотите. Да, он возьмет себя в руки, ведь он - старший не только по званию и возрасту, но и по жизненному опыту. Достойная работа актера. Весьма достойная.
Проблема выбора - вот основная проблема фильма, как мне представляется. Нравственного, арифметического, если хотите. У исламистов при всем их восточном терпении, времени ждать, когда наши примут их требование обучить курсантов добровольно, больше нет. И тогда они прямо заявляют: откажетесь и дальше - убьем ваших родственников в России, и на Украине. Думаю, без труда бы нашлись и те, кто выполнил бы подобный приказ. Тут уж - не до выбора. С другой стороны, опять же, к арифметике. Командир корабля мог спасти четверых из пяти членов экипажа. Пятого - Серегу - пришлось бы списать на "невосполнимые потери", так сказать
Вот в чем штука: никакой особой надежды больше не было на второй побег, после того, как Владимир Иванович прервал взлет, потому что герой Машкова остался у моджахедов. Да и переводчик-афганец, что содействовал нашим, не скрывал, что экипаж расстреляют, в конце концов. Как только окончится обучение талибов летному делу. Теперь считаем: после провала попытки улететь всех пятерых ликвидируют. А так, если бы самолет взлетел, герой Балуева мог бы бросить одного (Серегу), но спасти четверых! Математически очевидно, что второй вариант предпочтительней.
Но мы - русские. Своих не бросаем. Даже если арифметика и обстоятельства - все идет против этого девиза. Все равно - своих не бросаем. Как не бросили осетин в августе 2008-го. Вернемся к картине. Мы видим, как героям ленты приходится постоянно принимать жесткие решения. Читать ли крещеному Коран, или это - грех? А под дулом автомата - читать, или уйти в отказ? Но ведь и Коран, и Библия - одни из величайших книг человечества, а чтение великих книг еще никому вреда не приносило. Но когда религия насаждается под угрозой - куда податься?
Или еще дилемма: либо обучай, либо семью твою постреляют у тебя же на Родине. И никто не помешает, ибо бывший СССР лежит в руинах и анархии. А ведь моджахеды требуют обучить их пилотов не для того, чтобы удобрения на поля с "кукурузников" сыпать. У них план - завладеть ядерным оружием и нанести сокрушительный удар по западной цивилизации. Ведь Запад (а значит - и мы, ибо за ним следуем) погряз в разврате. Мы позволяем, чтобы наши женщины торговали собой в притонах. А в наших храмах устраивают поп-концерты. Наших священников убивают средь бела дня.
Надо ли было героям фильма принимать решение начать обучение, осознавая, куда именно и с каким грузом полетят самолеты, пилоты которых - исламисты - обучены нашим экипажем? Весь фильм, и я хочу подчеркнуть это в данной рецензии, персонажам Балуева (командир), Панина (штурман), Машкова (второй пилот), Голубева (радист), Бенюк (бортинженер) приходится принимать тяжелейшие решения. А последнее - и вовсе на грани фола! Либо хватит полосы, чтобы взлететь, либо - нет, и тогда всем конец. Вот так прикуп. Нда-с, не позавидуешь...
Мне представляется, что надежда после провала первой реальной попытки сбежать теперь лишь на русское "авось". Нужно вроде бы было улетать без Сереги. Четверо спасенных - лучше пяти трупов. А мужики понадеялись на "авось". Не на государство свое, не на страну, не на международные организации. На "авось": авось выживем. И "авось", помноженный на русский дух, в итоге дает нелогичный результат: экипаж бежит из плена! Чудно, но - факт.
Вначале заключения наши еще надеются, что все уляжется. Что их некогда великая страна вызволит своих сыновей из талибской темницы. Выкупит. Освободит. Хоть как-нибудь жестко проявит себя. При просмотре картины "Кандагар" мне часто хотелось воскликнуть: "А где же страна? Почему нет ни группы спецназа, что молниеносно освободит экипаж? Почему нет столько месяцев переговорщиков из высших эшелонов власти России и Украины?" Потом я вспоминаю тот год, 1996-й. В России шли выборы президента. Властям не до экипажа. Экипажей много, а кресло президента - одно. Так что ребятам из фильма оставалось одно: надеяться только на себя. Возьмут ли верх коммунисты? Вот что больше волновало тогда власть.
А тем временем месяцы идут и каждый в заточении свихнуться может. К тому же, у моджахедов в порядке вещей привести пленника (женщину!) с наглухо завязанной головой, швырнуть бедолагу посреди площади и на глазах у наших летчиков, прочих афганцев, сунуть ей под ноги гранату. Взрыв. На экране, естественно, не показывается, на сколько кусков разлетается тело, но рвотный рефлекс у нашего бортмеханика открывается моментально. Авторы фильма "Кандагар" показывают, какая бездна между миром исламистов и простых мужиков - работяг с российской глубинки. А ведь несчастная лишь мужу изменила. На Западе это может быть причиной развода. Скандала. Но никак не публичной казни.
А ведь наши ребята должны бы были обнимать своих детей и жен, если бы не эти чертовы патроны и бардак в стране. Попробовали бы эти моджахеды захватить, скажем, американский экипаж! Дак тогда уж наверняка бы Пентагон провел бы военную операцию по освобождению пленников, а натовские бомбардировщики сравняли бы с камнями всех и все, кто причастен к захвату граждан США.
Теперь обратим внимание на еще одного героя фильма - Витька (актер Голубев). Витек - радист, и это персонаж наиболее понятен. Самый молодой из экипажа. В голове - ветер, в руках - колода карт, пальцы блестяще шулерничают. Он так и не может разобраться со своими женщинами. Вроде бы желает жениться, а не складывается. Скорее всего, в глубине души и не особо-то хочет вешать себе хомут семейных уз. Его поведение в плену прозрачно. Он даже готов принять мусульманство лишь бы его выпустили. "Буром" прет против старших товарищей и лично командира.
Это он выдал душманам по недомыслию альбом с семейными фотографиями Владимира Ивановича, в результате чего афганец и изорвал снимки. Витек и сам пока не знает, во что ему верить, а во что - нет. Мусульманство, христианство - ему, по большому счету, по-барабану. Он - молодой парень и просто хочет жить. Он не строит никаких сложных логических построений. "Домой, к маме". Его и винить-то даже в эпизодах малодушия не хочется! Но что важно, именно он, шалопай, принес немалую пользу экипажу в организации побега, отвлекая моджахедов.
Да, он полетел с велосипеда на раскаленный асфальт после удара афганца-наездника. Да, получил очередной тумак. Больно, обидно! Но он выяснил посредством данного ловкого хода, что пулемет рядом с взлетной полосой - бутафория. Значит, есть шанс улететь. Шалопай и картежник не испугался рискнуть.
Теперь о стилистике и недостатках. В ткани фильма чувствуется натянутость повествования, точнее - затянутость многих сцен. Понятно, что сама фабула картины вроде бы не дает возможности развернуться. Экипаж коротает время в одном помещении - каменном мешке. За стены пленников почти не выпускают, да и гости нечасто наведываются. Логично было бы предположить, и это позволяет рецензия, что при столь длительном - более года - нахождении в чуждом мире исламистской темницы, персонажи фильма "Кандагар" должны были бы надоесть друг другу до чертиков. Если бы авторы мощнее "подогрели" конфликты между самими членами экипажа.... А так, однозначно, есть в фильме "зевотные" отрезки, подчас, весьма продолжительные.
Выделим теперь положительный штрих. Как мне показалось, (тут есть со мной несогласные), музыкальный трек фильма очень здорово вписался в стилистику картины. Вот кто прозорливо "просек", какое звуковое оформление сделать этой драматической, в общем-то, истории - это композитор Дарин Сысоев. Плюс эта восточная неторопливость уклада жизни талибов, а также виды Афганистана - все это очень органично сплетено вместе. Я, как зритель даже озадачился, как же такая могущественная, красивейшая в своем безмолвии гор страна, как Афганистан, все воюет и воюет. Веками. А ведь вокруг - одни камни. Да наркотраффик. Да, небогатый выбор у жителей.
Раз мы заговорили о загранице, перейдем к еще одному персонажу из ближней заграницы - хохлу в исполнении Богдана Бенюка. Как ни странно, это - один из самых выпуклых персонажей в картине. Более того, в исполнении Бенюка он получился, как мне кажется, наиболее привлекательным. Вот поглядите на него внешне: вроде бы серьезный мужик. Пышные усы. Чем-то потертого в боях Чапаева напоминает, то есть отважного красного командира. А на поверку получается перед нами - отпетый хохол! Мозаику характера данного персонажа в этой рецензии я бы определил как забавную.
Эн, нет. Смешную. Хотя речь в фильме идет об архитрагической ситуации. Но вот неповторимый говор отпетого хохла истинно умиляет! Во всяком случае, из опрошенных мной пяти человек, трое согласились, что персонаж Бенюка весьма забавен. Он какой-то душевный, я бы так сказал. Только есть, мне кажется, в его линии поведения нестыковка. Вот он получил фотографию из дома. На ней его новорожденная внучка.
Внучка у него под Харьковом родилась. И он зачем-то буквально сует под нос моджахедам фотографию девочки. Он ждет, что те скажут что-то типа: "Ух! Какая муся-пуся!". Сомневаюсь. Свихнулся? Да нет, не похоже. Хотел поделиться радостью со своими мучителями? Я в это не верю. Данный авторский ход выглядит неубедительно.
Выглядит также немного странно, что герой Бенюка, который канючит по фильму и кажется слабым, вдруг вступает в смертельный бой с талибом в самолете. Значит, он как-то хорошо маскировался, что только снаружи - ягненок, а внутри - зверь. Хотя ведь говорят в народе: "Не буди лихо, пока оно тихо". Скажу прямо: в виду своей двуслойности и забавности говора, общего внешнего вида герой Богдана Бенюка весьма притягателен.
Что еще импонирует в персонажах фильма "Кандагар" - так это их человечность. Да, экипаж захвачен, и пребывает в тюрьме, условия в которой весьма далеки как раз от человеческих. Но при всех горестях наши мужики находят силы, а главное - желание повеселиться! Во как! Самозабвенно гоняют в футбол, причем зритель видит, что герои Машкова, Балуева, Голубева, Панина, Бенюка при пинании мяча забывают на время, что они - пленники. Свойственный нашим российским мужикам азарт в игре так и прет наружу, в отличие от их тюремщиков. Вот так: даже в исламской темнице любит наш человек жизнь. Пытается ее скрасить подручными средствами.
В кадре идет дождь. А они, наши мужики, выбегают под "слезы небес" весело, будто в песне Юрия Шевчука "Дождь" со словами:
"И представил я -
Город наводнился вдруг
Весёлыми людьми,
Вышли все под дождь,
Хором что-то пели,
И плясали, чёрт возьми..."
Наши герои как дети брызгаются из колодезных ведер во дворе тюрьмы, хохочут, отфыркиваются и подкалывают друг друга. Это значит - нет, не сломлен тяготами экипаж российского лайнера. Не сломлен. Я считаю сцену с обливанием - лучшей в фильме. Она вызывает гордость за страну. Это особенно чувствуется сейчас, когда приходят не особо пока радостные сообщения о выступлениях наших спортсменов на олимпиаде в Ванкувере.
Перейдем теперь к последнему члену экипажа - герою Андрея Панина. Этот персонаж, как мне кажется, получился наиболее нейтральным. Просто разумный русский мужик. Этакий домосед. Любитель самостоятельно починить утюг, сколотить табуретку. Сложно разглядеть в его герое какую-либо изюминку. Как-то без лишних слов и бравых заявлений он внес свой, пусть и малозаметный, но важный вклад в общее дело - сбежать из талибской невольницы. В конце концов, кто-то должен спокойно играть и незаглавные по экспрессии роли.
В целом, данная рецензия дает мне возможность твердо утверждать, что "Кандагар" не вызвал такие же мощные чувства, как далекие "Пираты ХХ века". Стоит ли посмотреть фильм широкому кругу зрителей? Скажу так: если вы купите билет, то, скорее всего, не пожалеете. Но, если не купите - то трагедии в том не будет. У меня здесь не возникает проблем с оценкой фильма по десятибалльной шкале.
7 из 10.
Ой, простите, я высморкаюсь.. Спасибо, что подождали. А теперь к делу.
Я готова убить свою подругу! Зачем она меня тащила на этот фильм? Ну зачем?! Ведь он классный! Там есть на что и на кого посмотреть, там потрясающие спецэффекты, не говоря уже про то, что факт разыгрывания реальной(!) истории российских пилотов придаёт фильму ещё больше специфичности, трагизма и героичности. В общем не нужно было моей подруге силком тащить меня в кино...А то стыдно потом ей признаться, что фильм - то понравился... и даже очень;)
Фильм просто супер!
Конечно, из-за сюжетной линии, лицам кавказской национальности он вряд ли понравится, поэтому, если Вас зовут Васо то лучше Вам сходить на Кавказскую пленницу или что то вроде этого.
Ходили втроем компанией, никто не заскучал, с самого начала фильм завораживает и не отпускает до самого конца!
Для тех кто знает историю по которой снимался фильм - фильм все таки художественный и имеются некоторые отхождения и дополнения от истинной истории, но вроде не такие существенные и не делают фильм хуже...
Идите, не пожалеете!
Мне фильм понравился.Отдельный моменты были очень сильными,другие же были откровенно затянутыми,но общее впечатление от фильма осталось довольно приятное.Он динамичен и держит зрителей в напряжении на протяжении почти всего сеанса.На мой взгляд,концовку можно было снять несколько более динамично и интересно,но,в общем твердая четверка.
"Хороший" фильм, просто "хороший" фильм. Когда смотришь трейлер к фильму сразу становится понятно, что фильм "хорошо" раскручивают, взяли хорошую, интересную историю.......вот и получился Кандагар. Конечно подбор актёров один из лучших- Панин, Машков, Балуев...., но вот игра каждого из них не лучшая сторона этого фильма. Машков как всегда профессионал, что о остальных не могу этого сказать... может я не проникся к капитану самолёта(Балуеву), но он сыграл не очень.... Но, НО...всё же сходите на этот фильм. Пусть он будет хорошим завершением дня! Удачного вечера!
Если хотите увидеть боевик, взрывы, спецэффекты - не ходите на этот фильм. Кандагар - фильм-рассказ, основанный на реальных событиях. Это честная картина об экипаже и месте, где они оказались. Некоторые моменты (жизнь героев в плену, подробности угона самолёта) конечно выдуманы режиссёром, но кто скажет как было на самом деле? Больше всего мне в фильме понравились эпизоды из жизни афганцев - впечатляет. И конечно, испытываешь гордость за русских людей, которые смогли сделать невозможное.
Хороший фильм.