Драма |
16+ |
Александр Котт |
18 сентября 2014 |
18 сентября 2014 |
1 час 35 минут |
Бесконечная красота
Степь широко на просторе
Поперёк и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит (с) Петр Вяземский
Бескрайняя степь, в которой встречаются небольшие поселения. Отец и дочь живут уединенно. Каждый новый день похож на предыдущий, но они давно к этому привыкли.
Первоначально проектом руководил Павел Чухрай, его история была о проведении ядерных испытаний, но бюджет постоянно возрастал и продюсеры решили перезапустить картину. Новые команды предлагали различные варианты, продюсеры же остановили свой выбор на Александре Котте и его группе.
Создателю «Брестской крепости» и «Обратной стороны Луны» предложили карт-бланш: минимальный бюджет и любой сюжет, который понравится режиссеру. Котт пошел по самому нестандартному пути, он связался с почти немым, (пара фраз в картине все-таки имеется), но самым выигрышным в итоге для создателей вариантом. Основными задачами режиссера стали помощь публике в понимании происходящего и создание интриги для того, чтобы зрители с интересом могли наблюдать за статичным сюжетом на протяжении полуторачасового хронометража.
В сценарии фильма нет долгих диалогов и сложного раскрытия персонажей. Все здесь строится на природных красотах, звуках и музыке. Сюжет картины схематичен, используется для соединения героев, природы и времени, о котором авторы ведут речь.
Актеры, участвующие в проекте, смогли получить важнейшие уроки в карьере, ведь играть без разговоров очень сложно. Им удалось продемонстрировать достойную игру, и даже передать зрителям через экран юмор. Но несмотря ни на что люди в картине кажутся лишними, второстепенными, авторы слишком увлечены природой.
Леван Капанадзе проработал и снял самую внушительную и трудную картину в своей биографии на данный момент. Главная героиня в ней — природа, она показана в лучших традициях «National Geographic». Интересно и то, что создатели смогли обойтись без настоящей степи. Т. к. выезд был бы не оправданно дорог (набор новой съемочной группы, актеров и разрешение на съемки), поэтому авторы смогли найти подходящие пейзажи в Крыму.
Александр Айги превзошел сам себя, и сочинил не просто мелодии, а музыкальные диалоги, которые заменяют здесь эмоции, разговоры, в буквальном смысле все.
Картина благодаря правильному и детальному подходу, обладает всеми возможностями 3D, без использования очков. Авторам удалось добиться объема и расширения пространства, без использования дорогостоящего оборудования.
«Испытание» — это очень редко появляющийся в нашем кино экспериментальный жанр, который с легкостью можно сравнить с Куароном и его «Гравитацией». Здесь тоже присутствует эффект визуального превосходства над сюжетом и оригинальностью, некий вызов обществу и стандартам кинематографа. Но увидеть в прокате не очередную чернуху, ремейк или невзрачную комедию российского производства, уже дорого стоит.
Эта картина, в которой «дух ветра» и «дух степи» сливаются воедино, и пытаются показать нам свои «странные отношения» - наполнена каким-то невероятным «духом свободы». В ней живуч и осязаем, тот самый первозданный воздух слияния «чистой природы» и человека. Человек учиться общаться с природой, и навсегда усваивает те уроки, которая она ему преподает. Человек привык оставаться с природой наедине, искренняя надеясь, что она ему помогает, и лишь удивляется, когда другой человек – (с другими понятиями о природе) вторгается на его территорию, и пытается перевернуть вспять (в самом конкретном понимании слова) все то мироустройство, которое его окружает: глиняный домик, пару овец, лошадь, зеленый чай и красные закаты и рассветы. И, кажется слова тут – действительно излишни. История отношений «любовного треугольника», происходят на фоне знаменательного события, которое изменит окружающее пространство навсегда, также первые признаки измены, деформируют тончайшие «любовные флюиды» молодых людей. Эта «немая притча» рассказывающая простыми жестами и взглядами, историю искренних отношений местной девушки и приезжего, вновь пытается напомнить о том, что никакая внешняя угроза, не способна сломить их взаимосвязь. Картина – метафора, картина-сравнение, картина – существительное. И, кажется, здесь, режиссер Котт, создал картину, о которой всегда мечтал. В чем ему поспособствовала замечательная операторская работа, задача которой – было показать те мельчайшие оттенки и нюансы огромных пустых просторов, в которых как оказывается, можно запутаться не на шутку.
Когда вижу как смотрят телевизор, часто возникает виртуальная картинка. Перед ящиком стоит большая мясорубка. В неё с одной стороны попадает всё то, что с экрана, а с другой на выходе, масса похожая на обесцвеченную ливерную колбасу сладкосолёнодермоватого вкуса, которую активно намазывают на хлеб и поедают смотрящие, при этом, не выпуская пульта переключения из рук. Если через неделю спросишь, что запомнилось? - в лучшем случае услышишь название сериала. Слава Богу, что остались ещё авторские фильмы которые отличаются мужеством человеческой правды. Фильмы которые делают правду зримой и понятной. Один из таких росточков фильм "Испытание (2014)" Режиссер: Александр Котт (главный приз «Кинотавра».) в котором сыграли в ролях: Елена Ан, Данила Рассомахин, Карим Пакачаков. Фильм, один из тех, редких, где всё снято без слов. Образы работают с огромной силой. Сразу и не поймёшь; то ли мороз по коже, то ли сердце сжимается, то ли отходняк после наркоза. Весь сюжет проходит между двумя солнцами - одно от Бога, другое сотворённое человеком с помощью дьявола, атомного. Гармония природы и гармония человеческих отношений скрывает аллегории уходящие в национальные корни. На первый взгляд, они невидимы, как корни дерева по среди степи. С одним листочком, жаждущее воды, уродливое и одинокое, не дающее ни тени ни плодов. Не уверен, с нашей жаждой попсы, игромании и тупых сериалов, хватит ли сил у большинства досмотреть фильм. Авторские находки достойны уважения и по сути они связывают фильм, заменяя диалоги. Зритель сам додумывает и выходит на диалог с самим собой. Один из основных героев фильма, Отец, Человек, Частичка вселенной, в начале фильма лежит в кузове старенького грузовика в единении со всем Миром, Божественным солнцем. Огромная степь и маленький человек. Рядом связанный баран. Потёртая гимнастёрка не имеющая ничего общего с национальной одеждой. Ближе к середине просмотра понимаешь, что человек связан путами гораздо большими, их разрезать не возможно. Он связан своим окружением и теми, кто появляется в военной форме, все похожие на одно лицо, абсолютно не запоминающееся. Это они обнесли степь колючей проволокой, превратив природу в зону для испытаний. Дом в степи был домом чабана и появление в нём привезённого барана, то ли дань традиции, то ли для еды. Первые кадры в загоне очень похожи на жертвоприношение. Разрезаются путы и животное встав на ноги, упирается в ограду . Дочь своего отца, та же"овечка", только загон у неё чуть больше. Два солнца, одно для проявления человеческой любви, другое мы создаём сами убивая всё живое. Насытившись, удовлетворившись мы делаемся клоунами, не понимая того, что за нас уже всё решили. Маленькие радости, кусок проволоки, чтобы подключить приёмник к автомобилю, не заменят связь с Творцом. Даже Солнце в последних кадрах вышло и зразу зашло. После ядерного взрыва смотреть уже не на, что. Фильм испытание содержит двойную подоплёку. Главное, к чему он призывает, это пройти своё испытание на всё то, что нам учителя истории вложили в голову.
Большое разочарование. Фильм можно было бы смотреть, если бы не "конец фильма". Нежнейший, тончайший реализм: красота степи, бесконечные просторы, звуки и шорохи, трава на ветру, закат, шум дождя. Долгие взгляды и легкие полуулыбки. И можно было бы не обращать внимания, что чем-то напоминает "Дикое поле", и закрыть глаза на отголоски "Эйфории", если бы в конце не было "Забриски Пойнт". В конце фильма степь взорвалась, да так ненатурально, так компьютерно, красочно, неестественно.
Может быть в сценарии это выглядело нормально, был сюжет, история, но фильм получился почти бессюжетным, очень лиричным, весь из полутонов, намёков. И финал ни на что не намекающий, прямолинейный, убийственный. Никак нельзя назвать это режиссёрской удачей.
Режиссёр Александр Котт, снявший помимо прочего «Героя нашего времени» и «Брестскую крепость», обратился к теме апокалипсиса и представил фильм «Испытание». Он уже получил Гран-при на «Кинотавре» и сейчас входит в основной конкурс «Киношока».
Помимо главного приза «Кинотавра» лента получила награды за операторскую работу и приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». На «Киношоке-2014» это также одна из лучших работ.
Тема не нова. Её разрабатывали Куросава во «Снах», Тарковский в «Жертвоприношении», Триер в «Меланхолии». Голливудских же лент на эту тему с потопами, землетрясениями, оледенениями, пришельцами, зомби… просто не счесть. У Котта показано, как конец света настигает нескольких человек, попавших в эпицентр испытания первой водородной бомбы под Семипалатинском. Официальных данных о гибели гражданского населения 12 августа 1953 года нет. Но, памятуя о наплевательском, а зачастую просто преступном отношении к человеческой жизни в СССР, можно предположить всё что угодно. Ведь, как известно, через год после описываемых событий (в сентябре 1954-го) на Тоцком полигоне в Оренбургской области были проведены ещё одни испытания ядерного оружия, с участием более сорока тысяч солдат-срочников. Военные получили тогда огромные дозы облучения, и государство не оказало им никакой помощи. Поэтому фантазия режиссёра о гибели жителей казахстанской степи, которых специально не стали эвакуировать, а оставили в качестве подопытных кроликов, вполне могла бы быть правдой... Полностью прочитать рецензию можно на сайте StrangeFilm.org