В Хогвартсе начался новый учебный год. На переменках обсуждали: сбежавшего из тюрьмы Азкабан злодея, который должен быть где-то поблизости; жутких азкабановских тюремщиков, которые вытягивают из человека душу; нового (как, впрочем, и каждый год) преподавателя защиты от темных искусств; полуптицу-полулошадь — существо симпатичное, но строптивое. Самые внимательные ученики еще, вероятно, недоумевали, почему так изменился профессор Дамблдор. Куароновский «Поттер» — первый взрослый фильм сериала и первый, который смотришь до конца, не зевая.
Приключение, Фэнтези, Детский, Семейный, Новогодние |
12+ |
Альфонсо Куарон |
31 мая 2004 |
4 июня 2004 |
2 часа 16 минут |
В Хогвартсе начался новый учебный год. На переменках обсуждали: сбежавшего из тюрьмы Азкабан злодея, который должен быть где-то поблизости; жутких азкабановских тюремщиков, которые вытягивают из человека душу; нового (как, впрочем, и каждый год) преподавателя защиты от темных искусств; полуптицу-полулошадь — существо симпатичное, но строптивое. Самые внимательные ученики еще, вероятно, недоумевали, почему так изменился профессор Дамблдор.
Да, у Гермионы Грейнджер уже почти выросла грудь — но Куарон против ожидания не стал делать акцент на взрослении главных героев. И ничего особо жуткого в фильме нет — змея из второй серии будет пострашнее, чем черные летающие тряпки. И тем не менее куароновский «Гарри Поттер» — первый взрослый фильм сериала и первый, который смотришь до конца, не зевая. Взрослый не по содержанию, а по духу: сделанный без скидок на то, что «это же дети увидят!», а ребенок — по определению ограниченное, примитивное создание, которому нужно все разжевать, положить в ротик и дать закусить шоколадкой. Вот что безумно раздражало в сериях Коламбуса: спец по «семейным комедиям», он только усилил дидактичность, которой и так полно у Ролинг. Куарон же безжалостно выкинул или свел к минимуму все эти переходящие из книги в книгу репризы: длинное вступление в доме Дурслей, однообразные перебранки с Драко Малфоем, бесконечные пиршества в Хогвартсе с заливистым детским смехом и добренькими улыбками педсостава. В «Узнике Азкабана» Дурсли — предлог для короткого, почти монтипайтоновского гэга, Малфой пару раз быстро получает по морде, чертов квиддич — мимолетная эффектная сцена. С бороды Дамблдора больше не капает сиропчик, он просто похож на городского сумасшедшего.
У этого «Гарри» некомедийный, скользящий ритм, ритм сна — камера Майкла Сирисена, постоянного оператора Алана Паркера, кажется, укреплена на спине птицы (или гиппогрифа?). Волшебство, которым пронизан фильм, того же свойства, что в куароновских «Больших надеждах»: это скорее магический реализм, чем волшебная сказка. В каком-то смысле третий «Поттер» все же — самый детский: убрав то, что, в представлении взрослых, должно нравиться детям, режиссер оставил то единственное, что они на самом деле ищут у Ролинг, — ощущение повседневного чуда.
Взбешенный злословием приемной семьи про его погибших родителей, Гарри Поттер уходит из дома. Немногим ранее из неприступной скалы-тюрьмы (привет, Алькатрас!) Азкабан бежит могущественный колдун Сириус Блэйк. Хогвартс окружают мрачные летающие существа – стражи Азкабана дементоры, которые ищут Блэйка. В поезде до Хогвартса один из дементоров нападает на Гарри Поттера, но его спасает новый преподаватель курса по защите от темных искусств – профессор Люпин. Тем временем усиливаются слухи, что Блэйк явится в Хогвартс, чтобы убить Гарри…
Из фильмов поттерианы «Узник Азкабана» - кино самое авторское, и более чем все остальные фильмы – собственно, кино. Мексиканский кудесник Альфонсо Куарон наполнил эту серию «Поттера» всякими колоритными штуками – копчеными говорящими головами с дредами, собаками с горящими глазами, порхающими а-ля Ридли Скотт пушистыми снежинками и умопомрачительными огромными часами, чей сложносоставный механизм вызывает ворох мыслей о природе времени.
Природа времени будет затронута в фильме непосредственно – из сказок «Узник Азкабана», пожалуй, лучшая для знакомства детей с теорией временных парадоксов и прекрасный повод предложить им задуматься на эту тему.
Фильм дышит удивительной волшебной атмосферой: от вступительной сцены, где Гарри впервые применяет волшебство за пределами Хогвартса, и его столкновения с черным псом возле серебрящейся каплями росы в лунном свете детской карусели – до завораживающего движения механизма башенных часов и чудес всеобщей обратимости при нелинейном времени.
В поттериане до и после «Узника» было немало потрясающих воображение существ из мира волшебников – но чудеснее всех остаётся гиппогриф Клювокрыл из фильма Куарона. Полет Гарри на гиппогрифе – одна из самых восторженных сцен в сказках вообще и в «Гарри Потере» в частности.
Но самое важное то, почему «Гарри Поттер и узник Азкабана» - настоящее кино, а не просто мрачная зарисовка или непонятный промежуточный кусок истории, далекий от начала и не близкий к завершению. Фильм – цельный, и каждая нить сюжета умело вплетена в ткань единой идеи, рисуя ее поражающий взгляд узор.
Нам всем легко и приятно верить, что за нами есть кто-то или что-то, подкрепляющее нас и усиливающее, на что можно положиться, если станет совсем невмочь. Высшая сила, единство группы или мудрость и опека родителей – мы черпаем в них силы; опираемся, как на палочку, на зыбкой дороге жизни и судьбы. Но стать самим собой – сильным и независимым – можно, только отбросив палочку, на которую привык опираться, осознав предельно ясно и четко, что ты один перед лицом мира и никто не стоит за тобой и никогда не будет стоять. Тогда изнутри хлынет поток света, разносящий ограничения и заслоны, и разбрасывающий внутренних чудовищ – и случится настоящее волшебство.
После просмотра первой части думала, что никогда больше на Гарри Поттера не пойду. Cлучайно пошла (ну не шло больше ничего интересного в тот день) и не пожалела - действительно мрачно и очень-очень стильно. А посколько смотрела в Аймаксе, то к тому же и зрелищно. Посмотрим, кому доверят четвёртую часть.
Я ,как и многие люди, под впечатлением первых двух частей о «мальчике который выжил», не задумываясь о том ,что все может круто измениться ,посмотрел и третью часть ,ожидая увидеть того маленького мальчика Гарри и полный света, теплоты замок Хогвартс. Но ,как оказалось, смена режиссера с Криса Коламбуса на Альфонсо Куарона (следует отметить ,что Крис является в какой то степени ветераном кинематографа, большинство его фильмов пропитаны теплом, добротой и светом – то что мы полюбили в 1 и во 2 частях Поттерианы , большинству из нас Коламбус подарил детство, это фильмы «Один дома»(1990) и «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке»(1992)). Фильмы Куарона все достаточно мрачные по стилю, его любовь к специальным затемняющим фильтрам пронизывает большинство из его кинографии. Среди работ режиссера, пожалуй, следует отметить такие фильмы как: «Дитя человеческое» (2006) и «Париж, я люблю тебя» (2006).
Сюжет картины разворачивается вокруг того ,что некий убийца Сириус Блэк сбегает из неприступной тюрьмы Азкабан и хочет убить Гарри. Однако Джоан Роулинг мастерски поворачивает сюжетную линию так ,что безжалостным убийцей перед которым дрожат самые известные волшебники оказывается несправедливо осужденным любящим крестным отцом Поттера. Здесь хочется похвалить сценаристов , так как основные моменты оказались сохранены как в книге, единственное что огорчает так это спасение «клювокрыла» потому что в книге показано иначе ,оставим это на совесть сценаристу Стивену Кловзу.
Хочется подчеркнуть актерскую игру Дэниэла Рэдклиффа за его эмоциональные срывы (большинству современных актеров заплакать представляет большую трудность),игру лица когда Гарри вызывал свой патронус-оленя. Это определенный плюс ,как фильму так и Дэниэлу. Также отмечается работа Гари Олдмана. Зритель не читавший роман, в жизни не догадается каким может оказаться тот психованный маньяк с газеты. Да и если подумать Олдман это всегда плюс любому фильму. Что до остальных ,то меня больше никто не впечатлил. Смотря сцены с Роном (Руперт Гринт), Гермионой (Эмма Уотсон) ,близнецами Фредом и Джорджем(Джеймс и Оливер Фелпс), Драко Малфоем(Том Фелтон) у меня складывалось ощущение что я смотрю не детскую сказку(а ведь Гарри Поттер именно детская сказка потому, что героям на момент третьей части должно быть всего 13 лет),а какой то молодежный фильм про подростков ищущих первую любовь на подобии сериала «Школа» ,шедший в свое время по телефидению.
Подведем итоги. Фильм не настолько плох ,чтобы плеваться, но если у вас ностальгия по светлым сказкам ,то смотреть не рекомендую. Фильм хоть и пишут ,что семейный благодаря прекрасно воплощенным в жизнь дементрам, актерской игре Олдмана и Рэдклиффа детям младше 8 к просмотру не желателен, детская психика очень ранима могут быть кошмары.
7/10
Откровенно говоря, был разочарован третьим фильмом после первых двух. Это называется детская сказка? Мы с женой смотрели фильм поздно вечером - было жутковато. Фильм, как и книга, расчитан в первую очередь на детскую аудиторию. А дети, что бы ни говорили вокруг, счастливее нас тем, что видят мир чистым. И казнь, пусть и несостоявшаяся, крылатого коня (в начале я даже подумал, что казнь состоялась) вряд ли добавила чистоты в детский мир. И еще - чего это так злобно смеется (если не сказать хуже) Блэк на фотографии, если он на поверку оказывается честным и добрым? В отличие от первых двух серий, где была действительно сказка, добрая и светлая, здесь я увидел мрачные мотивы абсолютно во всем. Даже песня, исполняемая учениками Хогвардса во время застолья в начале года, навевала скорее ужас. И мне абсолютно не хочется жить в мире третьего Поттера, в отличие от первых двух.
Третья часть Гарри Поттера мне понравилась больше первой серии и намного больше второй.
Часто к детям относятся как к слабоумным взрослым, что по меньшей мере глупо. Понимать, что понравится ребёнку, дано не каждому. Вот режиссёру Альфонсо Куарону это дано, поэтому Узник Азкабана получился хорошим детским фильмом. Скучно не было даже мне, хотя я уже вышел из детского возраста.