Экранизация трагедии Шекспира. Музыка Эннио Морриконе. Фильм был номинирован на «Оскар» за лучшую работу художника и костюмы.
Экранизация, Драма |
0+ |
Франко Дзеффирелли |
19 декабря 1990 |
2 часа 10 минут |
Это - Дзеффирелли. Всё его богатсво и нищета. Он с середины пятидесятых, будь то театральный задник или полнометражный фильм, создает исключительно то, что уже при рождении претендуют на звание классики. У него всё так, как "должно быть". Это именно что - образец, тот бортик в бассейне, от которого все плавцы отталкиваться будут. И чем дальше от бортика заплывут, тем лучше. Поэтому кто любит раз в год посмотреть одну простую, без полипов лишних смыслов, постановку, любит и Дзеффирелли. Больше просто некого. Кажется, он - единственный автор, кто осознанно отказался от генерации новых смыслов, взяв на себя лишь воплощение чьего-то произведения, хоть оперы, хоть драматичной биографии.
P.S. С этого фильма секс-героиня 80-х Гленн Клоуз начала методично запихивать свою карьеру под медный таз из фильмов Роберта Олтмана, Иштвана Сабо, Спилберга и многолетней ежедневных выступлений в мюзикле Ллойд-Уеббера. Какие, однако, разные мотивы встречаются в актёрской среде. У Гибсона и Бонэм-Картер они явно были здоровее.
У каждого существует свой шаблон и стереотип каждого из героев таких произведений. Полоний обязательно маленький, толстенький, пронырливый, Гамлет насмешливый, Гертруда коварная, Офелия детская, призрак бесплотен. Поэтому заявляя свое мнение о спектакле или фильме, всегда есть опасность оказаться жертвой собственного стереотипа. Очень необычно, особенно для русского зрителя, решен образ Гертруды, классической «отрицательной» героини. Клоуз играет ее не подлой по природе, а просто исключительно безвольной и даже несколько наивной. В каком-то смысле в здешней Гертруде не меньше детства, чем в Офелии. Сцена обвинений Гамлета в ее адрес на мой взгляд одна из самых сильных в фильме. Она даже несколько чрезмерна. Здесь Гамлет разошелся не на шутку, словно и в самом деле ненавидел мать больше, чем даже отчима.
Все время пребывания Офелии на экране до ее помешательства можно просто вычеркнуть. Такое чувство, что она совершенно не представляла, что ее героиня за человек, и что она переживает. Но зато в безумии она отыгралась. Просто великолепно. То, что вместо цветов она подает всем косточки, соломины или гвозди, превосходно.
И наконец, Гамлет. Увы. Сначала они рисовали его вовсе кротким и бледным, и как-то ему было все равно. А потому сцены буйства потом были не прожиты, к ним не подходили, их сделали наскоком. Самого героя, на мой взгляд, пардон, упростили. Упрощать можно произведение, но не характер. Сцена у гроба Офелии неоправданно тусклая.
В целом же видно, что была определенная концепция, фильм выдержан в одном ключе, продуман. Другое дело, подходит ли вам такая трактовка образов, потому что в понимании самого произведения ничего нового здесь не сказано.