Драма |
Сехэй Имамура |
8 января 1981 |
7 октября 2010 |
2 часа 31 минута |
Япония середины 19-го века, времена реформ Мэйдзи, окончание феодального строя, закат эпохи самураев. Политическая, экономическая ситуация в стране меняется так быстро, что влечет за собой непредсказуемые волнения и в социальной среде. Простые люди, якудза, богатые правители – каждый из них на собственной шкуре чувствует веяние движений огромных пластов, ранее казавшихся незыблемыми. Фильм повествует о жизни большого количества людей, но в целом пунктирной линией проводится история странной любви прожившего шесть лет в Америке и пытающегося туда вернуться Гендзи (СигеруИдзумия) и его жены Ине (Каоро Момои), которую много лет назад потерял, и которая стала танцовщицей в местном аттракционе. Он стал чужим в своей стране, его считают христианином. Она оказывается проданной какому-то владельцу как часть расплаты за долги, но между ней и хозяином появляется что-то другое. Народ же вокруг собирается в разноцветный и жизнерадостный карнавал, который обернется массовыми убийствами. На пути к новым временам иногда можно увидеть кровавые следы.
Вообще, название «Эйанайка» перевести точно не просто. Поэтому так много вариантов в русскоязычных вариантах. В целом же это просто выражение в духи «и ладно!», которое случайно превратилось из простого выражения, в олицетворение того социального движения, которое столь пестро и безумно шествовало на встречу кровавой расправе, наплевав на все ограничения и призывы. Столь же сложно и сказать, о чем конкретно вообще картина. Слишком много тем затронуто Имамурой. Есть любимая автором тема влияния всего американского на Японию, на которую он косвенно высказывался в своем первом известном фильме «Свиньи и броненосцы». Есть и тщательные детали политической и экономической жизни страны того времени – какие люди стояли у власти, чем жило общество. И, конечно, все это автору категорически не нравится.
Следить за всеми хитрыми поворотами истории, впрочем, весьма сложно - слишком много персонажей, слишком рваный нарратив, слишком запутанные схемы. Фильм вообще очень слабо похож на то, что делал Имамура до и после. Какое-то карнавальное безумие, яркий калейдоскоп, свихнувшийся цирк, разбежавшийся по округе в виде вроде бы безобидных клоунов и жонглеров огненными палицами. Но то, что режиссер фильма – Сехеи Имамура, тоже вопросов не возникает. Атмосфера буквально гудит от повышенного эротизма, страсти сверкают по поверхности фильма. Да, и персонажи отвратительны по своему моральному облику и направлению, в котором они бредут, ведомые импульсами страстей, что же довольно характерно для фильмов японского режиссера.
Но, нельзя сказать, что все это – проблемы фильма. Просто у сюжета весьма высокий порог вхождения и требования к зрителю заявлены очень и очень. Ведь, если разобраться, Имамура вновь можно отпустить несколько довольно мрачных, но смешных, шуток. Его умение передать дух настроения общества, его талант холодно и отстраненно анализировать общие, не самые легкие для анализа, социально-психологические течения, никуда не делись. И уж, конечно, длинные и широкие планы, дальние ракурсы, запредельная актерская игра, что всегда отличали фильмы режиссера, все это в должной степени отражается на положительном настроении от всей картины. Да, «Ну и пусть!» далеко не самый известный и любимый фильм Имамуры, но он очень важен как с исторической позиции (где вы еще увидите высказывание о том периоде жизни страны, сделанное в столь смелом тоне), так и для изучения стиля режиссера. Оказывается, он умеет и вот так!
Затянутая, как сам феодальный строй, сага о неумолимом наступлении эпохи Мэйдзи в Японии и связанной с этим культурной революцией. Чего стоят только самураи, хлестающие виски и курящие сигары, а также куртизанки-ойран, танцующие канкан и кавайно коверкающие с американским акцентом глагол."факу". Обращает на себя внимание и то обстоятельство (необычное для японского - тем более средневекового - контекста), что фильм посвящён смиренному терпению и детерминизму влюблённого в свою жену мужчины, нежели женщины. Мужика имеют все окрестные феодалы, его жену - тоже, а ему - хоть бы хны. Единственный факт сепукку в фильме принадлежит совсем не ему.