Исторический, Драма |
18+ |
Райнер Вернер Фассбиндер |
20 июня 1974 |
2 часа 21 минута |
Вызывающе скучный двухчасовой эпик немецкого яростного кинематографиста о молодой девушке по имени Эффи Брист (Ханна Шигула), которую суровая реальность 19-го века в лице ее любящего отца отдает замуж за уже немолодого, но уже состоятельного и состоявшегося барона фон Инштеттена (Вольфганг Шенк), обладателя энциклопедических знаний в некоторых областях, роскошного замка и странной методики запугивания собственной юной супруги посредством рассказов о жутковатых привидениях, наводнивших особняк. Дуреха верит всему и всем, даже появившемуся на горизонте соседе-ловеласе, который своим внешним видом, молодым возрастом и непривычными речами покорил сердце Эффи Брист. Какое-то время спустя небольшая интрижка выскакивает на свет, и суровый барон принимает решительные меры. Торжество таланта и бенефис Ханны Шигулы.
Да, Шигула - главное достоинство этого фильма. Актрисе, которой на тот момент было уже за 30, сыграла 17-летнюю глупышку настолько точно и достоверно, что, вероятно, эту работу можно назвать лучшей в ее творческой карьере. Ее героиня с одной стороны витает в облаках, мечтает о чем-то, о чем мечтали девушки ее возраста и положения в те годы. С другой стороны, она вполне осознает, в каком положении она очутилась и какую роль ей отвели отец, муж и общество в семейных отношениях. Вообще, Фассбиндер опять высказывается без каких-либо сомнений на тему жестокости и испорченности человеческого общества. Да, перенеся действие фильма в другую эпоху, автор выразил свое сомнение не только относительно своих современников, но и человечества в целом.
В целом же фильм получился далеко не таким однозначным, как это часто бывает с творчеством немецкого режиссера. С одной стороны, Фассбиндер вновь тонко и изящно кроит по живому, вплетая элементы яростной социальной критики в густую и плотную массу обволакивающей истории. Фирменные зумы на крупные планы лица Ханны Шигулы, игра с зеркалами и отражениями в кадре - все это на месте. Из визуального и стилистического арсенала, характерного для его творчества в то время, не хватает разве что заполнения экрана красными декорациями (цвет фильма вообще довольно холодный, а картинка весьма блеклая) и контрастными одеждами героев. Но главная проблема с фильмом в том, что он не цепляет. Выстрелы летят мимо, крючья соскальзывают с кожи и не оставляют следа. Зритель без повреждений покидает кинотеатр. Разве что, слегка позевывая от скуки.