То, что свое время легендарная линчевская «Дюна», несмотря на большой бюджет, провалилась в прокате, сейчас кажется совсем не удивительным. Тогда это был лишь третий полнометражный фильм для Дэвида Линча, и один из первых, где использовались возрастные рейтинги и компьютерные технологии. После «Человека-слона» и «Головы-ластика» семья Лаурентисов, может, и предполагала, что садят в режиссерское кресло самобытного автора, который создаст Арракис по-настоящему инопланетным. Сейчас же никто бы Линчу такой фильм не доверил, хотя оснований полагать, что у него есть талант, с лихвой. Просто на его непримиримой авторской позиции, явно, денег не заработаешь, и всегда найдется огромное количество людей, для которых излишне умный Линч останется непонятым. Правда, что бы сделал с «Дюной» Алехандро Ходоровски и представить страшно.
Сегодня «Дюна» считается классикой, как книга Фрэнка Герберта, так и линчевская лента. Многочисленные приквелы к циклу романов и попытки сделать из этой истории франшизу успехом так и не увенчались. Хотя чего уж проще, когда написано столько отменного материала. Однако, книга представляет собой, самую что ни на есть фантастику с целиком выдуманной Вселенной, в которую необходимо длинное введение с многочисленными пояснениями, а хронометраж любого фильма такого бы себе не позволил. В картине Линча это заметно по общей скомканности. Ухватив лишь важные вехи сюжета, и постаравшись полностью донести свое видение мира «Дюны», режиссер оказался бесконечно далек от ориганал и от зрителя, утомляя его на сеансе, куда тот пришел лишь расслабиться и погрузиться в фантастическую реальность.
Определить что же не так в этом фильме, сложно. Может не понравится, и всё, хотя нет ни долгого обзора политической ситуации, и масштабные сцены присутствуют, и воображению есть, где разгуляться и герой более чем харизматичен. Проще было бы сравнить «Дюну» со «Звездными войнами», но больше подойдет «Аватар» Кэмерона благодаря схожему сюжету. В обоих картинах есть чужак, проникающий в местное угнетенное население некой сырьевой планеты, который сподвигает аборигенов на бунт. Хотя Кэмерон и пытался создать другой мир, в частности применив 3D-эффект и невероятной красоты пейзажи, но даже синие жители Пандоры не создавали такого ощущения инаковости, как аскетичные барханы Арракиса. Причем мифология Пандоры не была продумана так тщательно, как мифология «Дюны», и если в «Аватаре» была возможность разобраться в антропометрических параметрах синих монстров и их связью со своей планетой (все было доходчиво пояснено и даже разжевано), то вся мифология «Дюны» осталась в литературном источнике, с которым все же следует предварительно ознакомиться. Линч будто намерено оставил много непроясненных моментов, чтобы оттеснить зрителя от понимания Арракиса и интриг Великих домов, тем самым создавая ощущения взгляда в 10000 какой-то там год.
Уместно вспомнить и многочисленные претензии к Линчу, полностью подмявшему сюжет под себя, и известную вышеупомянутую сагу «Звездные войны», которая к тому моменту пополнилась шестой частью и имела свою армию поклонников, и телевизионную версию «Дюны», призванную исправить линчевские тайны, тщательно спрятанные в сценарных пропусках. Провал! Но почему-то до сих пор находится мало желающих заняться это франшизой. Была пара сериалов, игру выпустили на SEGA, на 2014 год, вроде обещают ремейк. Но что-то подсказывает, что новая версия будет не в пример проще, и растеряет всю свою инопланетность, а войны рыжих Харконненов и Атрейдисов будет скопом напоминать и «Властелина колец», и «Трансформеров», и какую-нибудь «Планету обезьян», а то вдруг зрители опять чего-то не поймут и унесут свои деньги. А почему линчевская «Дюна» стала классикой? Наверно, сказать, что есть в ней что-то линчевское было бы примитивно, но несмотря на все промахи Вселенная, которую создал этот режиссер, не походила ни на что, и таких примеров в фантастике мало. В 1984 году «Дюна» была смелым коммерческим проектом, а на самом деле стала смелым культурным, и это уже не говоря о подозрительных аллюзиях на правоверных Свободных, которые устраивают Галактике джихад, чтобы защитить свой мир от покушения на спайс, без которого все разом загнуться.
Это такой фильм для любителей советской кинофантастики - глупые, плохо выдуманные персонажи, плохо выдуманная вселенная, обилие ненужных перехов и сцен (которые, очевидно, и считаются "фантастичностью" фильма).
Ну а на самом деле это очередная слабая работа Линча, в которой он в очередной момент теряет чувства меры, чувство стиля и чувство времени фильма. Слабая картонная работа для провинциальных любителей фантастики.
Так получилось, что я смотрел «Дюну» несколько раз. Впервые – на МКФ, выклянчил билетик перед сеансом. Не впечатлило: я ждал масштабной технической фантастики, а получил «Проклятых королей» в космических декорациях. Не помню, читал ли к тому времени первую книгу, она оказалась отягощенной модной в 60-е экологической темой, ну да и Дрюоном, конечно. Как же без него? Вторая еще как-то пыталась удержаться в логической канве, но дальше пошло совершенно кошмарное. Насколько я понимаю, наследники Герберта издают очередные тома до сих пор. Бог им судья. Ну да не о книге речь.
Второй раз фильм я смотрел на кассете, представляя немножко, кто такой Линч. Не знаю, сыграло ли уважение к другим его картинам, но тогда я обратил внимание прежде всего на паропанковую декорацию. Архаичную по сути интригу режиссер поместил в космос не Звездных войн, но Жюля Верна. Единственно возможное решение, конечно. Литые бронзовые экраны галактических кораблей, имперская атрибутика. Получилось любопытно и талантливо. Впечатление от фильма несколько исправилось.
Несколько дней назад я решил пересмотреть картину с ребенком. Первым делом пришиб инфодамп на несколько минут в самом начале, когда говорящая голова рассказывает о текущей ситуации в галактике. Звездные крейсеры на паровом ходу успели утратить свою новизну, смотрятся общим местом. Кровожадные интриги правящих семейств производят ровно то же впечатление, что и всегда – хочется перемотать. Спецэффекты плохи даже с учетом времени: темные ореолы вокруг вырезанных фигур, намеренно размазанные картинки сканеров и т.п. Слишком много предыстории, действие укладывается в финальные полчаса фильма. Ужасный дубляж и перевод. Линч сумел создать запоминающиеся образы, но вдохнуть в них жизнь или мысль не получилось. Вероятно, одно повлекло за собою другое. Сюжет в романе присутствует, в нем отсутствует содержание. Тем более, отсутствует эзотерика, которая Линчу лишь и интересна. Отсюда и неудовлетворительный результат.
Хотя ... ребенок досмотрел до конца, значит не все так уж и плохо.
Как по-мне, лучшее, что получилось на основе мира Герберта, это стратегическая компьютерная игрушка. Ее я когда-то прошел за каждое из конкурирующих семейств. И то дело.
Спецэффекты для 84 года, конечно, потрясающие. Хотя песчаных червей я представляла себе страшнее. В своём линчизме Линч не отразим даже в подобных сюжетах «А-ля «Звёздные воины»: рыжие злодеи воплощены идеально омерзительно. Какие у него на лице язвы! Как он убивает молоденького парня! А как жрёт сырое коровье мясо! Понравилась атмосфера: целиком погружаешься в мир другой цивилизации, где водохранилище – клад, а самое дорогое вещество во Вселенной– меланжевый спайс, который расширяет сознание и удлиняет жизнь человека. Завораживают эти сверхлюди, где-то там, в будущем, способные выстроить идеальный мир. Если б я увидела «Дюну» лет этак 25 назад, Линч, безусловно, покорил бы меня.
Получилось так, что посмотрел два фильма подряд в жанре фантастики.
Сначала советско-чехословацкий "Подземелье ведьм" по одноимённой повести Кира Булычёва (он же выступил и сценаристом фильма), 1987 года, если не ошибаюсь. И сейчас "Дюну" Линча.
Надо заметить, что фабульно фильмы не слишком отличаются. Хотя, может быть, Линч задумывал свою интерпретацию звёздных войн (потому как и там сходства найти можно), но вот однако же.
"Подземелье ведьм". Режиссёр Юрий Мороз. По-моему, это он был режиссёром сериала "Каменская".
Вступительный закадровый голос вещает, что на такой-то планете дела обстоят так-то и так-то. Надо выяснить тайну этой планеты. Туда засылается разведчик (Жигунов, озвученный не знаю кем), который, переживая волнующие приключения, с помощью напарника-учёного (Караченцов) разгадывает-таки тайну, побеждает в финальном бою местного коварного питекантропа (Певцов - оччччень убедителен в этой роли) и обретает любовь в лице местной первобытной девушки (М. Левтова) (хотя с другой стороны, она фактически силой его на себе женила).
"Дюна".
Вступительный закадровый голос вещает, что во Вселенной дела обстоят так-то и так-то, на такой-то планете производят какую-то дрянь под названием МЕЛАНЖ, которая даёт возможность телепортироваться куда угодно и тем самым позволяет её владельцу управлять Вселенной. Главный герой (Маклахлен), переживая волнительные приключения, разгадывает свои вещие сны и тайну планеты, обретает любовь местной девушки (Шон Янг из "Бегущего по лезвию"), с помощью её соплеменников победил всех плохих и самолично в финальном бою зарезал Стинга. Ну и заодно стал вселенским вождём и даже богом.
Помимо того, что, конечно, фильм Линча визуально гораздо более изобретателен и изощрён, забавно было сравнить уровень технического развития фантастического кино, к которому пришли в один период их и наши фильмы... В общем, это было бы грустно, если б не было так смешно. В приницпе, печально смотреть на то, что явил миру Юрий Мороз. Но именно на фоне масштабной и визуально убедительной постановки Линча наш фильм выглядит просто уморительно. И даже пара вульгарных шуток героя Жигунова не портят этого впечатления.
Фильм лучше смотреть только тем, кто читал одну из книг Фрэнка Херберта, и поэтому интересуется экранизацией его эпопеи. По масштабности и эффекту фильм несравнимо уступает книге. Кстати еще по этим идеям была создана компьютерная игра - родоначальник целого направления игр "стратегии реального времени" - Dune II: The Building of a Dynasty.
Дэвид Линч. Есть ли хуже гов..о?
Кстати, заодно. Знаете, например, Райана Аткинсона? Я бы ему кроме роли чмошника ничего не доверил. Или очкарик «Гарри Поттер» - любое кино сведет к нулю.... Или вот негр Эдди Мэрфи: видно, что плут, причем такой, что в любое кино проберется – после чего его не захочешь смотреть…
Посмотрев фильм, над которым столь долго трудилось огромное количество людей, хочется сначала сказать спасибо. Люблю этот жанр, фильм в общем то ждала, и не могу сказать что смотрела совсем без интереса в итоге. Прочитала множество рецензий про некую отдельную вселенную, аналог миров Толкиена. И, несмотря на то, что в общем созданный на экране мир песков, пряностей, и вселенской борьбы добра и зла в целом местами завораживает красотой одеяний и экстерьеров, я, прочитав множество отзывов, задалась вопросом - а никто реально не видит, что это странная и нарочитая нарезка реплик? Тут и Звездная пыль, из которой позаимствована рассыпающаяся из песка в руке героя Тимати Шаламе пряность бронзовыми искрами. Тут и Меч Короля Артура, из которого герой Скарсгарда, полный и безногий мистический персонаж доктор зло, плавающий не в озере, а в джакузи из нефти - с позвоночником из Матрицы. И клинок поменьше размером оттуда же, также имеющий мистическое назначение пробудить в герое потомка древнего рода наследника. И опять таки Маги. Тут и Нео из Матрицы. И паук из Гарри Поттера. Тут и Прибытие с видениями будущего у героя. Тут и Риддик с прозрачными глазами. И конечно Звездные войны новые - даже герои похожи, и чернокожий парень дерётся с Тимати Шаламе немного зеркально Звездным Войнам по локации сил добра и зла. Тут и бегущий по лезвию, тоже, глаза прозрачные синие, и корреляция имён Джареда Летто и главного героя Оскара Айзека Duck Leto Atreides. Тут и сами фамилии Атрейдес из Восхождение Юпитер. Далее аналогии вообще повергают в шок. Аналогия с Бондианой в лице Хавьера Бардема и чернокожей героини Шэрон Дункан-Брюстер. И Шарлотта Рэмплинг в вуали для меня лично копи пейст зарисовок из Эраста Фандорина неизвестно как вперемешку с Линчем в виде вуали, странной мистической провидицы, и коробки для боли. Бегущий по лезвию - .Те же пески, охота на героев, Летающая подсветка комнат и зарисовки комнат в принципе непонятной конфигурации, а ещё отделка островами пола посредине воды, металла и песка. Компас из Джона Картера из Вирджинии с помощью которого он прибыл на Марс. Матрица со скачком корабля - вертолёта - поверх песчаных облаков. Аватар с этими стрекозами вертолетами. И аналогия пряностей с Анаптаниумом. Наконец, черви из Битвы 5ти воинств из трилогии Хоббит. Железные добытчики пряности вначале фильма из Пятого Элемента. Аквамен который взял огонь на себя и проиграл в закрывшемся отсеке. Это и сам Аквамен, только проигравший. И идея героя закрывшего отсек ценою жизни где 30 бойцов нидзя - откуда то из Ультрафиолета. И на самом деле, я могу продолжать. Насчитала более 50 реплик. Причем они настолько явные, что возникает вопрос. Толи, все топовые фильмы корнями уходят в Дюны. Толи - эта выдуманная Вселенная нарочито напоминает другие произведения искусства, причём, их смогли Взболтать, Смешать, и пока неясен конец. Впечатления странные, так как, пока следила в попытке понять, откуда каждая реплика, совершено утратила веру в какую то выдающуюся историю, разворачивающуюся на экране. Не могу сказать в итоге, что впечатлена. Как будто это не девственно первый опыт знакомства с новой Вселенной, несмотря на сложность восприятия разворачивающихся сцен, а привычная ночь в номере отеля в скучной командировке.