Драма |
18+ |
Рубен Эстлунд |
28 ноября 2008 |
18 марта 2010 |
1 час 38 минут |
Размалеванные соплячки доводят в вагоне метро очкарика с книжкой: фоткаются с ним, просят угостить выпивкой, ну, сами знаете. Компания парней отдыхает на даче, и один, как всегда, убрался в дым и стал чудить: разделся догола, что-то загибал про отсос у мужика, ну, сами знаете. В школьной столовой разошлась одна училка: мол, видела, как физрук опускает второклашку, но я ничего не сказала, мне что, больше всех надо — сами знаете. Сборник ситуаций, с которыми каждый хоть раз сталкивался и про которые все всё прекрасно знают, но не утруждают себя подумать об их причинах и смысле, снятых так, чтобы высветить всю их неловкость до предела.
Пять историй о человеческом упрямстве, нежелании идти на компромисс, неумении вовремя остановиться, услышать, понять, задуматься. Пять историй – не представляющие собой поодиночке ничего интересного, некоторые из которых даже драматургически непродуманны – в синтезе своем рождают потрясающий коктейль, пестрящий юмором, мудростью и светом.
Для затравки надо сказать, что студию «Plattform Produktion» люди, интересующиеся киноиндустрией, должны в обязательном порядке запомнить. Как году в девяностом необходимо было взять на заметку словосочетание «Zentropa Entertainments», так и нынешний проект Рубена Остлунда (не ручаюсь, что это именно его проект, во всяком случае – людей, которые с ним работают) грозит обернуться значимой фигурой. Кроме того, само новаторство Рубена патологически напоминает триеровское. Сходство я вижу в манере съемки – вернее, не сходство, а единство противоположностей. Оператор (а подчас и сам Триер) в фильмах «Центропы» мечется по съемочной площадке со скоростью звука, а Остлунд напротив, ставит камеру на заранее предопределенное место и нажимает кнопку «rec». В фильме «Добровольно-принудительно», к слову, каждый план длится минуты две-три, несмотря даже на то, что персонажи давно уже вышли за рамки кадра и беседуют уже где-то далеко вне поля зрения камеры. Пришло на ум следующее – в обычном фильме монтажных склеек можно насчитать около 600 штук, в фильме «Реквием по мечте» их более 2000, а вот в «Добровольно-принудительно» едва ли наберется 50. Экономия на операторе и монтажере вполне себе ощутима…
Однако, оставив ерничество в стороне, должен признаться, что фильм произвел на меня необычайное впечатление. 2010 киногод вообще чрезвычайно меня радует. Посмотрев «Мне бы в небо», я славословил сверх меры. «Повелитель бури», увиденный на той же неделе, выбил из головы вообще все мысли о гениальности предыдущего. «Серьезный человек» поразил и потряс. А «Д-П» окончательно перетянуло одеяло на себя. Что же будет дальше…
Но – ближе к делу. Фильм смешной, местами до сгибания пополам от хохота. Но и мораль (в основном я не переношу морализаторство с экрана – если, конечно, это не так элегантно, как здесь) прочитывается. Примечательно, что фильм не целиком несет собой всю гамму переживаний, а каждая новелла выполняет какую-то одну конкретную функцию. Кроме того, как бы ни печальна была какая-нибудь из историй, она обязательно заканчивается юмористическим эпизодом (исключение – отец семейства). Фраза «Теперь тебе легче» из новеллы о валаамовом водителе автобуса, честное слово, стоит того, чтобы стать крылатой. Монолог учительницы о необходимости смотреть на обоих собеседников во время разговора втроем также весьма цепляет.
Из минусов картины, пожалуй, можно назвать уже упоминавшуюся нарочито статичную камеру, к которой привыкаешь по ходу действия, но которую, тем не менее, постоянно хочется слегка пододвинуть, чтобы увидеть лица актеров. Кроме того, в середине действие слегка провисает, диалоги становятся многозначительнее и длиннее, но концовка, как ни крути, стоит того, чтобы поднабраться терпения. В начале, может быть, будет трудно разобрать, кто как здесь с кем связан, но достаточно уяснить себе, что здесь никто ни с кем никак не связан, и наслаждаться зрелищем до предела. Да, и еще я забыл предупредить, что слоган фильма «флаг вам в жопу» следует понимать буквально…
И еще мне понравилось, как было обыграно название фильма. В каждой истории кто-нибудь из героев оказывается вынужден принимать решение – он может поступить, как требуют окружающие или как хочется ему самому. И если выводить из этого какую-нибудь глобальную мысль, то ею, разумеется, будет следующая – масса людей, вне зависимости от того, на чьей стороне правда, всегда могущественней одного индивида, но не всегда хитрее (эпизод с актрисой).
И в качестве послесловия сойдет абзац про короткометражку того же Остлунда «Происшествие у банка». Забавная работа из серии «случилась какая-то хрень, а у меня под рукой оказался фотик». В одиннадцатом зале кинотеатра «Октябрь» перед собственно фильмом показали и этот анекдот, который, впрочем, весьма доставляет. Так что на сеанс желательно не опаздывать.
Это удивительный фильм, очень рекомендую тем, кто приходит в кино не за "сюжетом", а для того, чтобы узнать больше о жизни, что-то пересмотреть и изменить в свои х взглядах и своём восприятии...
На мой взгляд, фильм специально выполнен в очень незатейливой манере и повествует об обывателях... Куда приводят эти, казалось бы, неопасные и знакомые свойства человеческой натуры?
Задайте себе вопрос сразу после просмотра: "Так о чём фильм, о чём хотели сказать его авторы?". И с этого самого момента Вам начнёт окрываться "второе дно" этой кинокартины.
Кино из серии "про что не рассказывает гид" и "как там у них все на самом деле", для взрослых, не подходит для свидания, отнюдь не смешное, но своевременное и о важном. Когда общество так открыто и с такой смелостью говорит о своих пороках, это, безусловно, делает честь этому обществу. Стадное чувство, боязнь стать изгоем, потерять ощущение принадлежности к «себеподобным» режиссер видит заложенными в природе человека. Именно это чувство дает ему опору и оправдывает, когда он не прав. И именно это чувство делает его заложником общей модели поведения, даже если она противна его естеству. Наиболее провокационная сцена со шведским флагом, на мой взгляд, призвана привлечь внимание зрителя к тому, что общество своим «мы» способно унизить индивидуальное «я» до самого основания. Насколько это типично для шведского общества или это общая беда, пусть каждый решает сам. Мое мнение – второе.