Празднуя 1 мая свой день рождения и месяц с момента, когда подруга Май его бросила, коп №223 (Такэси Канэсиро) звонит всем своим прошлым девушкам, съедает 30 просроченных банок консервированных ананасов, ловит преступника, выблевывает ананасы и решает влюбиться в первую встречную. Другой коп, №663 (Тони Лен Чхиувай), также теряет одну возлюбленную и обретает новую — буфетчицу Фей (Фей Вонг), которая проникает к нему в квартиру и живет с его вещами, пока его нет. Дешевый, мобильный и необычайно броский «Экспресс», снятый в перерыве между съемками тяжеловесного «Праха времен», в одночасье сделал Кар Вая самым модным режиссером в мире. Неспроста: он первым проделал так необходимую операцию — примирил эстетику клипа с прочувствованным арт-кино.
Трагикомедия, Криминальный |
16+ |
Вонг Карвай |
14 июля 1994 |
14 июля 2022 |
1 час 38 минут |
Празднуя 1 мая свой день рождения и месяц с момента, когда подруга Май его бросила, коп №223 (Канэсиро) звонит всем своим прошлым девушкам, съедает 30 просроченных банок консервированных ананасов, ловит преступника, выблевывает ананасы и решает влюбиться в первую встречную. Другой коп, №663 (Люн Чи Вай), также теряет одну возлюбленную и обретает новую — буфетчицу Фэй (Вонг), которая проникает к нему в квартиру и живет с его вещами, пока его нет.
Истории, как и люди, мимолетно пересекаются и разлетаются в стороны, чтобы так друг о друге и не забыть. Копы тщетно ждут звонков в телефонных будках. Курят, обволакивая дымом стаканы. Звучит «California Dreamin’» The Mamas and the Papas. Неон отражается в темных очках, отражающихся в витринах. Стеклобетонный Гонконг то погружается под воду, увиденный «рыбьим глазом» широкоугольного объектива, то, визжа и смазываясь, проносится мимо. Дешевый, мобильный и необычайно броский «Экспресс», снятый в перерыве между съемками тяжеловесного «Праха времен», в одночасье сделал Кар Вая самым модным режиссером в мире. Неспроста: он первым проделал так необходимую операцию — примирил эстетику клипа с прочувствованным арт-кино. Когда фильм вышел, казалось, что пропустить его — все равно что не попасть на экспресс, идущий в будущее кинематографа. Будущее наступило, и теперь это чувство кажется приятным воспоминанием.
Я не виноват, но мне всё нравится у Кар Вая. Когда к произведению искусства хочется возвращаться, когда после последнего кадра понимаешь, что еще сто раз с радостью пересмотришь эту картину, и на последних словах героев будешь испытывать те же чувства – то это поистине произведение поистине искусства.
Это надо видеть. Видеть, наслаждаясь всеми этими мелочами, золотыми рыбками, самолетами в небе и из окон, болтающей ножками героиней, так идущей к лицу красивого и талантливого Тони Люн Чу Вая полицейской формы.
Первую часть я бы существенно сократил, но Кар Вай так умело соединил вроде бы несоединимое, что под финал о той, первой, истории забываешь – и это еще одна причина вернуться вновь к фильму. И повторюсь: после последних слов героев, после такого признания в любви только равнодушный человек не захочет снова пересмотреть «Чунгкингский экспресс».
Кто еще смог показать такое зарождение любви?! Вы только полюбуйтесь, как она пристаёт к нему – то корзиной случайно наезжает, то угощает невзначай, то даже ревнует. А как с лупой ищет на его постели женские волосы – верх остроумия..
Я бы не преувеличил, назвав этот фильм одним из лучших фильмов о любви. Если вы расстались с кем-то, если встретили кого-то – вперёд за «Чунгингский экспресс». По легенде во время просмотра этой картины Тарантино плакал — от осознания того, что он подобное снять не сможет. Красивая легенда похожа на правду во второй своей части. И не только про Тарантино. Не вырос еще на Земле больший романтик, чем Вонг Кар Вай
Кар Вай – это стиль, это элегантность, музыка (на этот раз «California Dreaming»), опять женские туфельки на мостовой, сигаретный дым, забегаловки, календари, дожди и, кажется, один из величайших наших современников. Тот самый, который меня лично заставляет вспоминать о том, что любовь есть, была и главное – будет. Спасибо ему на том)
Вонг Кар-Вай давно уже не нуждается в представлении. Он — большой художник от мира кино и композитор романтических настроений. Если на экране, будто в музее импрессионистского искусства разворачиваются мелодраматические, написанные широкими мазками в полупроизвольном порядке, истории, а внутри вас при просмотре все сжимается и распускается как цветок, то это наверняка один из фильмов Кар-Вая.
«Любовное настроение» — нацелено больше на внутренние переживания зрителя, «Чунгкингский экспресс» делает упор на визуальное великолепие, достигаемое с помощью рванной под всеми углами съемки Кристофера Дойла, неоновых фиолетово-зеленных цветов и пары-тройки сильнейших саундтреков, преследующих зрителя, как случайности преследуют героев. Прежде всего «Чунгкингский экспресс» — это истинно синефильске зрелище, от мастерства которого не грех и заплакать, как это в свое время сделал Квентин Тарантино.
Видео-арт органично вплетается в сюжетные линии и на всех этапах их подчеркивает. Но сам по себе сюжет едва ли способен вызвать такой восторг, как его визуализация. Вонг Кар-Вай рассказывает две почти не связные истории о любви двух полицейских, их двух бывших девушек и двух почти нынешних. В лабиринтах переживаний этих людей, в хаосе Гонконга люди сталкиваются, словно атомы в свободном движении, и зачастую атомами и остаются.
Персонажи Кар-Вая удивительно напоминают персонажей Харуки Мураками. Полицейский N223 и N633 так же, как и в книгах японского писателя, погружены в собственные вялотекущие мысли, они не без странностей, вроде не страдают от отсутствия женского внимания, но продолжаются оставаться очень одинокими и очень человечными. Эти атомизированные люди поглощают консервированные ананасы, бегают, чтобы не заплакать и разговаривают с плюшевыми медведями. Они абсолютно потеряны в мегаполисе, как и мы, и настолько замкнуты, что зачастую не успевают схватить счастливую случайность за хвост. Как бы они не стремились отыскать свое счастье, в итоге атомы лишь сталкиваются и разбегаются вновь, в силу того, что заряжены они по-разному и того, что одиночество становится почти, что вредной привычкой.
Полицейский N223 влюбляется в наркоторговку, которая гораздо старше него. А полицейский N633 в девушку, которая мечтает о Калифорнии и путешествиях, в отличие от него, которому и на одном месте не плохо. Почти ничего общего, почти предсказуемый неутешительный результат.
Первая история показалась мне немного сырой. В персонажах, если не брать в расчет их профессии, так легко узнать себя… Они выглядят настоящими, и очень трогательными. Мысли полицейского N223 перекликаются с моими мыслями, а сцена, в которой он оставляет на стадионе пейджер в день своего рождения, потому что ему никто не позвонит, и вовсе выбивает почву из-под ног. Вот он, гениальное изображение одиночества на экране, в которое безоговорочно веришь. И Кристофер Дойл здесь заслуживает едва ли не большего восхищения, чем Кар-Вай, настолько искусно он показывает ритм жизни наркоторговки, напряженный, рванный, полуразмытый, и полицейского, коротающего вечера в одиночестве, замедленный и безлюдный. Проблема лишь в том, что первая история не то, что по сценарию, даже в смысловых категориях оказывается совершенно абстрагированной от второй.
Едва не состоявшиеся отношения брошенного полицейского N633 и мечтательной странной девушки из экпресс-кафе, удивляют в первую очередь непосредственностью девушки и еще большим одиночеством парня. Она влюбляется. Добывает ключи от его квартиры и тайком ее навещает, меняя местами предметы интерьера, чем воскрешает его после нескольких недель забытья и волнами накатывающего безумия. «Даже у сардин появился другой вкус» — удивляется со временем полицейский N633, а официантка в свою очередь задается вопросом, можно ли создать для другого человека мечту. Это невероятно милая история, во много раз превосходящая первую. Пускай, она меньше приближена к реальности, но это неравновесие приводит к выводу, что ее можно было и растянуть, а первую совсем вырезать.
Объединяет их, все же, настроения людей, потерянных в мегаполисе, и в более общем плане, в мире. Каждый сидит поодиночке в своей Калифорнии, и каждый ждет, что ему позвонят, напишут, прилетят. Все суть мечтатели. Только у кого-то мечту чуть более сложно устроены, у кого-то чуть менее. Люди движутся, каждый по своей траектории и танцует сам с собой в заданном ритме, и зачастую, чтобы что-то изменилось, требуется траекторию и ритм изменить. Вопрос лишь в том, сколько нужно для этого времени, и есть ли билет, вернее, человек, который выдаст тебе билет в любом направлении, в то, которое полетит и он сам. Вместе с тобой.
Образец того, когда фильм Кар Вая смотреть комфортно - нет своеобразного чувства неуютности, тревоги или тоски. Герои в обеих частях фильма удачно дополняют друг-друга: полицейский-меланхолик и криминальная женщина-вамп, в другом случае полицейский-флегматик, и довольно оригинальная девчонка не от мира сего в стиле Амели. Гонконга - как фона, здесь не видать, большинство сцен снято в тёмное время суток, музыка аккуратно дополняет впечатление, хотя "мама и папа" под конец изрядно достали.Зато приятны некоторые символы в виде тёмных очков, ананасовых банок или промокшего письма.
Карвай Вонг погружает зрителя в мир мятущихся душ городских романтиков, обитающих в джунглях стеклянно-бетонных мегаполисов, теряющихся на их многолюдных улицах, продирающихся сквозь толчею рынков и ныряющих в недорогие закусочные. Здесь его подхватывает непрерывны й поток пёстрой людской толпы в едва различимом мелькании лиц - то залитых призрачным светом дня, то окутанных густым мраком ночи, рассекаемым отблесками неоновых огней.
Изящные кусочки мозаики сложились в одно целое - в ещё одну грустную кинопоэму об одиночестве...