Один из самых тяжёлых, жестоких и натуральных фильмов о чеченской войне. В центре событий - бои за больничный комплекс в г. Грозном. Фильм снят в псевдодокументальном стиле, что создаёт очень гнетущее впечатление. В детстве, когда он только появился и его показывали по телевизору, не смог досмотреть до конца. Примечательно, что Александру Невзорову - создателю данного фильма Министерство Обороны РФ отказало в помощи в съёмках. Интересно было бы узнать, что армии не понравилось в сценарии - то что офицеры откровенно ругают генералов? Один из лучших фильмов о войне. Он показывает, что здесь нет романтики, а есть только боль, страх, грязь и ужас.
Война — это ад. Это кишки солдат-срочников, намотанные на гусеницы танка. Это отстреленные конечности и гениталии. Это люди, теряющие человеческий облик и превращающиеся даже не в животных, а в зверей похуже.
После этого невероятно убедительная высадка союзников в Нормандии в спилберговском «Спасти рядового Райана», кажется, не такой уж убедительной, хотя согласно военному фотокору Роберту Капе так всё, кажется, и было.
Почти два часа мы наблюдаем в «Чистилище» за непрекращающимися боевыми действиями, видим жестокость, способную поразить любое, в том числе и самое больное воображение, но в тоже время и храбрость, от которой Дукуз Исрапилов (выдающийся Дмитрий Нагиев) в одной из незабываемых сцен фильма возопит: «Почему они (русские) такое непредсказуемое говно!».
Тут, конечно, имеется ввиду подвиг танкиста Игоря Григоращенко (Роман Жилкин), у которого есть свой реальный прототип. Его даже можно увидеть в репортаже «Ад» (он погиб на следующей день после интервью), из которого вырос невзоровский фильм.
И тут стоит оговориться, что, несмотря на всю свою лютую реалистичность и не эстетизированную жестокость, Невзоров оставляет в своём фильме место и для патетики, и для христианских аллюзий, которые заложены не только в название картины (чистилище, кстати, есть лишь у католиков, православие его не признаёт), но и в эпизоде с распятием.