Экранизация одноименного романа Дмитрия Фурманова о командующем 25-й конной дивизии Красной Армии Василии Чапаеве, мифологизированном герое Гражданской войны.
Исторический, Драма |
12+ |
7 ноября 1934 |
7 ноября 1934 |
1 час 31 минута |
Герой Гражданской войны и народной брехни комдив Чапаев (Бабочкин) ломает табуретки, топчет шапку и одолевает несметную беляцкую силу посредством чугунка с картохой.
«Чапаев» — самый русский фильм всех времен. Задуманный как роман перековки разусатого красноперого разбойника в дисциплинированного альбатроса революции через веское комиссарское слово, он явил всю бессмыслицу и вредность армейской политработы. Стоило Чапаю причесаться и застегнуть френч, его немедленно утопили в реке Урал белые гады. Он, конечно, напоследок гулеванил от винта, кусал длинный ус и полосовал в одном исподнем белых гадов из пулемета, но приметливые белые гады уже смекнули, что он не волшебный, не тот Василь Иваныч, который «академиев не кончал» и потому одной шапкой закидывал целые офицерские батальоны. Зато его «веселый разговор» густо взошел в следующих поколениях оторвисорвиголов. С «Чапаева» все подлинно народные (читай: приблатненные) киноартисты — Жаров, Алейников, Тенин, Утесов, Бернес — заговорили слегка надтреснутым, скрипучим говорком пройдохи. Все национально озабоченные любэ-мудры запели про черного ворона, бесперспективно вьющегося над их головой. Все усатые бестии во главе с Михалковым смачно захрустели белым наливом, ища и находя в чапайском смаке, распояске и птице-тройке-партизанщине так и не разгаданную буржуинами русскую военную тайну. «Рази ж бандиты чапаевцы?» — горько спрашивал комдив свое забубенное войско. Бандиты, Василь Иваныч, как есть бандиты. В этом наш большой босяцкий секрет, который все знают, да никому не рассказывают.
Картина братьев Васильевых являет собой классику отечественного кинематографа. Стоит ли говорить, ведь фильм практически полностью разобрали на цитаты, а образы главных героев стали по истинне народными.
Успех картины во многом определяется именно игрой актеров. Им удалось полностью вжиться в свои роли и передать внутренние переживания своих персонажей. Надо сказать, что Чапаев и Петька в фильме – это стопроцентные народные герои. Чапаев хоть и является командиром дивизии, но он ни в чем не противопоставляет себя своим солдатам. Он простой в повседневной жизни, но на войне, на поле боя – он талантливый командир, за которым идут солдаты и которого очень боятся враги. Петька – это тоже выходец из народа. Он верен своему командиру. Он гордится тем, что служит ординарцем у Чапаева.
Картина безусловно является цельным произведением, в которое погружаешься с головой и которое не оставляет равнодушным. Ведь гражданская война есть самый трудный период в истории любой страны и раны от этой войны заживают очень долго.
Сатирический памфлет "Чапаев", сделанный в стиле голливудского боевика про красных индейцев и белых ковбоев, является в действительности художественным документом, развенчивающим миф о гражданской (мировой) войне. Несмотря на идеологическую мифическую основу повествования, сюжет выстроен настолько грамотно, а представители театральной интеллигенции настолько ответственно подошли к созданию точных образов всех персонажей, что расшифровать исторические факты, заложенные в этой картине, не представляется сверхсложным. Главный герой, это не наивный малограмотный борец за идею, вообразивший себя великим стратегом, и ставший жертвой продуманной военно-тактической хитрости. А расчетливый и коварный унтер-агент, выполняющий задание бело-прусского полковника-карателя Деникина, под пристальным насмешливым вниманием наблюдательного и молчаливого автора-биографа и военспеца-кадета с курительной трубкой (намек на Чернова-Сталина - одного из самых "видных" политологов-мифологов эсеровской хунты). "Герой гражданской войны" все время крутит свои усы жандармского городового и денщика-приказчика, изображает из себя боевого командира-начальника, а на деле занимается совместно с общинными старостами фискальными поборами и вербовкой хуторской молодежи в черносотенные банды для запугивания простого населения, о чем прямо говорится Чирковым в эпизоде его диалога с комдивом. А затем сбегает (переплывает на другой берег), как только возникает опасность для его жизни, бросив обманутых (заведенных в ловушку) им людей на верную гибель, чтобы не оставалось свидетелей его предательства. Чтобы затем вернуться в облике народного национального трибунного легендарного героя - "борца с интервентами и оккупантами" аля Буденный-Петлюра. Художественно-яркая сцена парадно-полевого марша белой армии с выдвинутыми штыками - это прямой намек на отсутствие какого-либо серьезной противоборствующей силы внутри юнкерскому "интервентскому" террору. Образы невежественных лихих "красноармейцев" ( в реальности - махновцев) в анархистско-казачьем обмундировании говорят сами за себя. Роль монастырского "бати васи", как это не странно, не самая выдающаяся работа Бориса Бабочкина в 30-х годах. В сатирической картине "Друзья" 1938 года настоящий русский интеллигент поразительно смело разоблачил оружейно-корпорационный (путиловско-круппский) культ кирова-муссолини, показав на трибуне под аплодисменты его коллег, кто скрывается за голливудским кривляющимся образом "итальянского дуче".
Культ чапаева - это типичный синодско-думский миф наподобие табуированных героических эпосов для оболванивания населения якобы заложенными внутри общества непримиримыми социально-экономическими общественно-политическими противоречиями, сгладить которые может только жесткий полицейский порядок под видом "народной диктатуры". Эпизод с объяснением военной тактики на картошке - это юмористический намек на суть "революционно-военных потрясений", заключающуюся в переделе между наместническими курляндскими кланами оккупированной славянизированной территории на феодальные поместья под ничего не значащими нац-полит-вывесками с целью обеспечения островных колонизаторов продовольствием, сырьем и рабами.