Фильм невидимка, прошёл всеми незамеченный, без наград и премий.
Действие разворачивается в итальянском квартале Нью-Йорка, где-то в 60-х годах.
Повествование этой автобиографичной истории, ведётся от первого лица мальчугана(Калоджеро), и охватывает некоторые моменты детства и юности, ставшие в последствии, для него, ключевыми. В фильме очень интересно передана атмосфера рабочих кварталов тех времён (неизвестно только насколько достоверно). Витает дух романтической бесшабашности, и в тоже время пришлой ментальности итальянцев и молодых афроамериканцев. Сюжет построен на противостоянии двух форм существования. С одной стороны "смотрящий" Санни - бездельник и бандит, с другой водитель автобуса Лоренцо, терпеливый и уважаемый трудяга - Отец (Де Ниро). Так получилось, что, девятилетний, пацанёнок, своим не совсем осмысленным поступком, обратил на себя внимание Санни, и с тех пор бандюган стал "присматривать" за ним. Мафиози никому не доверяет. не имеет собственной семьи и не знает что такое растить детей, потому в дружбе с Калоджеро занимает роль скорее старшего (намного старшего) брата. Парнишка растёт и ему предстоит понять, кто его любит, кто боится, кто уважает,. где истинные ценности, а где показуха и бравада. В картине затронута извечная тема отношений отцов и детей. На и без того сложные отношения Отца и Си (так прозвал Санни парнишку) накладывается влияние мафиозной романтики бандитского авторитета. Как распорядиться судьба, и что произойдёт? Эта история сугубо индивидуальна. Интересно что Де Ниро посвятил этот фильм своему отцу, но это не его собственная история, а история Чезза Палминтери сыгравшего роль Санни. Видимо, у итальянцев очень сильна роль отца в семье, и уважают они их одинаково трепетно.
Фильм посвящен памяти отца Роберта Де Ниро, который был поэтом, скульптором, художником, другом Генри Миллера и Теннеси Уильямса, а также любовником поэта Роберта Дункана. Все это не имеет никакого отношения к тому, что происходит на экране. Вообще-то, фильм поставлен по пьесе Чазза Палминтери, а он писал о своем детстве. Так что там и тени нет старшего Де Ниро.
Герой истории – девятилетний пацан по имени Калоджеро. Такие имена встречаются только на Сицилии, откуда и прибыли предки Калоджеро, удачно осев в Бронксе. Его отец работает водителем автобуса. Но не он является кумиром пацаненка, который стремится подражать местному авторитету Сонни ЛеСпеккьо, который оперирует на ближайшем перекрестке и заседает в соседнем баре, в то время как Калоджеро с друзьями наблюдает за жизнью со ступенек подъезда. И вот однажды со своего дозорного пункта Калоджеро видит, как Сонни пристреливает одного неудачника. Чуть позже ему придется участвовать в опознании подозреваемых. Глядя в глаза Сонни, пацан на вопрос: «Это он стрелял?» - отвечает: «Нет». Сонни это оценил и начал приближать к себе Калоджеро. Казалось бы – лови удачу! Но отец, этот перестраховщик, категорически против…
Фильм отлично прописан, толково снят, оснащен прекрасным саундтереком, проникающим в самое нутро эпохи (причем даже двух – сначала действие разворачивается в начале 60-х, а потом – в конце). К фильму практически нет вопросов. Пусть у Де Ниро отец и не был водителем автобуса, но жизнь итальянцев в Нью-Йорке он себе представляет неплохо. Впрочем, история эта хороша как раз не тем, что она отражает какую-то там национальную специфику, а дергает за какие-то правильные общечеловеческие струны, а потому может быть прописана всем, хоть цыганам, хоть космополитам.
Правда, к концу образуется перебор обобщений и многозначительных фраз. Да и физиономия Лилло Бранкато совершенно неадекватна возложенной задаче. Преодолеть эту антипатию легко: ведь фильм, снятый двумя понимающими людьми, просто хорош.
Дебют Роберта Де Ниро в качестве режиссёра. Фильм - один из лучших представителей своего жанра, видно годы работы с Мартином Скорсезе не прошли даром. Настоящий шедевр! Лёгкий, непринуждённый и весьма остроумный.
"Впустую растраченный талант - самое страшное, что может случиться в жизни". Это лейтмотив всего повествования фильма. Это фраза отца, но не он, а местный мафиози выступает этаким гуру для нашего парня.
Фильм-пособие, того самого двойного образования. Но не универстиетского, а образования улицы, пройдя которое, по словам Сонни становишься "вдвое умнее". Которое учит никому не верить, "думать только о себе и своей семье", а не о звёздах там бейсбола. Учит важности присутствия - всегда быть рядом. Тут и макиавелливское "надёжнее, когда тебя бояться, чем любят". Или не быть ведомым своим окружением и любить не оглядываясь. Интересен тот же "тест Марио" и как за двадцать баксов избавиться от неудачника в своём окружении. Фильм именно полезный, что для американского кинематографа вообще удивительно.
На досуге надо будет перечитать "Богатый папа, бедный папа" Роберта Кийосаки, там о том же...
маленькому мальчику нравилось наблюдать, как районный авторитет ловко тычет пальцами в лица провинившихся и как дружно вытанцовывают перед ним различные шестерки-персонажи - один карикатурнее другого. толком не понимая, что произошло (а просто потому что ябед никто не любит), ребенок помогает авторитету не попасть в тюрьму, а тот приближает его к себе. как ни странно, но и отец главного героя и его криминальный друг говорят ему много правильных вещей, из которых в результате в голове его формируется трезвый, не однобокий взгляд на окружающий мир. как говорится, нет правильного или неправильного - есть лишь выбор и его последствия. да, если всю жизнь работать водителем автобуса, то не сможешь позволить себе билеты на матч по боксу в первом ряду, зато можно будет каждый вечер спокойно засыпать в обнимку с женой и не бояться расправы от каждого встречного. хорошо, когда выбор есть.