Москва

Фильм
Блаженство

Bliss, США, 2019Смотреть в
Реклама
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Грандиозный арт-хоррор про художницу в кромешном аду

Один из самых пронзительных фильмов года, стилистически очень похожий на «Ворона» и другие мрачные картины из 90-х, которые в массе своей были про настоящее зло. Тут зла тоже в избытке: по сюжету талантливая, но несобранная художница Деззи (Дора Мэдисон) впадает в творческий ступор и никак не может закончить картину, за которую ей уже заплатили гонорар. В поисках вдохновения она отправляется за стимуляторами: сначала пробует наркотик под названием Diablo, затем занимается групповым сексом с парочкой, как будто бы вышедшей из картины «Выживут только любовники». Это помогает: Деззи начинает снова рисовать. Но есть и побочный эффект — художница ничего не помнит, а трупы вокруг нее начинают расти в геометрической прогрессии. Наверное, не лишним будет сказать, что «Блаженство», как и «Бархатная бензопила», это арт-хоррор, который в несколько сгущенных, но правдивых красках показывает, как художник, уподобляясь вампиру, паразитирует на близких и не близких людях, не видит ничего, кроме своего раздутого эго, и всегда рисует истории про себя. Разумеется, это не может привести ни к чему хорошему, но это цена, которую приходится платить за талант. Ведь что такое в сущности искусство? Это сила, которая разрывает тебя на куски.

  • Блаженство – афиша
  • Блаженство – афиша
  • Блаженство – афиша
  • Блаженство – афиша
  • Блаженство – афиша
Ужасы
Джо Бегос
24 апреля 2019
1 час 20 минут

Режиссёр

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

10
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11320 оценок, рейтинг 1349
31 января 2020

Невероятный девяностнический хоррор-трип

Одна из самых сильных вещей на свете — это искусство. Искусство — это сублимированный сгусток жизни, дарящий опыт, который каждый может примерить на себе. Искусство — это история, и если она увлекает, мы следуем за рассказчиком в сад расходящихся тропок, не зная, куда они выведут нас. Искусство — это катарсис, очищение и перерождение, после которого чувствуешь себя немного другим.

«Кто-то сказал: «Почему люди ходят в кино? Потому что в жизни смысла нет, а в кино есть...». Это правда. Жизнь (по крайней мере, на короткой дистанции) не дает смысла, а кино (за полтора-два часа) дает. Однако искусство это не только радость, но также мука и боль — особенно для творца. Почитайте хотя бы дневники или интервью с Андреем Арсеньевичем Тарковским, в которых он не только рефлексирует по поводу собственных картин, но и на чем свет стоит кроет фильмы именитых коллег. В этом нет ничего удивительного. Я много раз бывал на студенческих театральных лабораториях и фестивалях — и такой концентрации ненависти, как там, я больше не видел нигде. У молодежи (особенно неопытной, не умеющей, но очень хотящей заниматься настоящим искусством) много энтузиазма, но абсолютно нет толерантности — каждый готов порвать за свои (как он считает, самые верные и правильные) представления об искусстве. Просто в профессиональной среде об этом не принято высказываться и говорить вслух. Тем не менее не секрет, что артисты очень зависимые (от предложений, ролей, сиюминутной славы) люди, а режиссеры — законченные эгоцентрики. Настоящий режиссер не будет заниматься ничем, кроме режиссуры, даже если обречен на голод. Не верьте красивым басням в интервью голливудских звезд о том, как они беззаботно проводили время на съемках. Если это не халтура, то за любой большой вещью стоят боль, испытания, невероятный труд, а также режиссерская воля и (граничащая с безумием) уверенность в правильности того, что ты делаешь. Ярчайший пример — съемки «Апокалипсиса сегодня» Ф.Ф.Копполы.

Настоящий художник — это вечно неудовлетворенный демиург, творец, адреналиновый наркоман, совсем как героиня «Блаженства» Дейзи (Дора Мэдисон), которая никак не может закончить картину, за которую ей уже заплатили гонорар. В поисках вдохновения она в машине с откидным верхом едет по вечернему Лос-Анджелесу к своему драгдилеру Эдриану (Грэм Скиппер), у которого пробует новый убойный наркотик под названием Diablo (от него ее быстро уносит) и встречает подругу Кортни (Тру Коллинз) с ее парнем Ронни (Рис Уэйкфилд) — с ними у нее случается групповой секс. Поскольку эта парочка похожа на персонажей «Выживут только любовники», у Дейзи вскоре проснется жажда крови, а заодно потребность рисовать. Она рисует, рисует, рисует, рисует, пребывая в экстазе, но при этом ничего не помнит по утрам. Вскоре она поймет, что Кортни ее на что-то подсадила, — но природа этого вещества до поры до времени останется тайной, пока Дейзи окончательно не слетит с катушек.

Погружение в пучину безумия происходит постепенно, но так же уверенно, как в, скажем, «В пасти безумия» Джона Карпентера. Вообще, отличительная особенность «Блаженства» — это, конечно, его инфернальная эстетика, благодаря которой фильм легко можно принять за какое-нибудь кино из 90-х: все эти кислотные цвета, притемненная атмосфера (действие по большей части происходит ночью), обилие крови — и зло, очень много зла. Сейчас понятно, что это обилие жестокости в американском кинематографе девяностых было продиктовано «абсолютно рвотной реакцией на нормальную протестантскую культуру», а также эсхатологическим страхом не только перед новым веком, но и тысячелетием. Однако тогда это казалось просто нормой кинематографа: особенно для миллениалов, которые росли на «Вороне» и других видеокассетных хитах, в которых с героями, как правило, не могло случиться ничего хорошего.

Режиссер Джо Бегос (миллениал 1987 года рождения) тоже, очевидно, рос на всем этом, поэтому в «Блаженстве» он возвращает подзабытое ощущение ужаса от встречи с чем-то по-настоящему страшным и неведомым — и если у кого-то сейчас не защемит сердце от этого, то ему глубоко безразличен жанровый кинематограф 90-х. Важное отличие «Блаженства» от той же «Бархатной бензопилы», в которой тоже высмеивается лос-анджелесский арт-рынок, — это не постироничная и едкая сатира, а лютый хардкор. Начиная от тяжелой музыки, играющей во вступительных титрах, заканчивая жесточайшим гран-гиньолем в финале. Это кино, не берущее пленных и потому резко выделяющееся на фоне мелкотравчатого и беззубого кинематографа десятых. Все потому, что Бегос в своем фильме смешивает две убийственные вещи, — одержимость искусством и максимально телесный хоррор, совсем как тот же Карпентер в «Сигаретных ожогах» (а посвящение умершей матери в финальных титрах дает повод предположить, что для него это еще и личное высказывание). За полтора часа режиссер проведет нас по всем кругам лос-анджелесского ада (о да!) и без прикрас покажет, как Дейзи доводит себя до состояния исступления, как она паразитирует на окружающих ее людях (тоже свойственная людям искусства вещь) и как она начнет рисовать кровью — разумеется, историю про саму себя. Как уже было сказано выше, искусство это не только созидательная, но и разрушительная штука. Если быть совсем честным: это путешествие на край ночи, сила, которая разрывает тебя на куски. И Бегос предлагает испить эту горькую чашу до дна. Но будьте внимательны, этот трип не для слабонервных — в финале рванет так, что мало не покажется.

2
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все