Мелодрама, Драма |
18+ |
Срджан Каранович |
21 октября 2009 |
1 час 46 минут |
Получив призыв на Первую мировую, директор провинциальной гимназии вверяет блондинку-жену заботам неграмотного албанского сторожа. Албанец сразу привязывает ее за ногу к кровати, чтоб из спальни нос не совала. Сам спит на коврике у ее ног — в холодную ночь она позовет его погреться в постель. Комедии о взбалмошной барыне и неотесаном холопе — одно из лучших блюд прежнего Голливуда: в 70-х их играли Барбра Стрейзанд и Райан О’Нил, в 80-х — Голди Хоун и Курт Расселл, в последний раз это удалось Мадонне и Джаннини в «Унесенных». С барыней в сербской ленте туго, она не Голди и не Лайза. Она не смешная. Смех и раздражение вызывает лишь приплетенная к голливудскому рецепту тема войны, которая в сербском кино уже набила оскомину. Правда, Манойлович (любимец Кустурицы) в козлином жилете, тюбетейке и усах так напоминает юмориста Олейникова, что местами лента начинает выглядеть как раздутая по времени пародия программы «Городок» на сталинский мультфильм по албанской сказке о мальчике, ослике и бее.
"Беса" - так называется клятва, которую дают албанцы. Обычно они никогда не нарушают бесу и в её исполнении идут до конца. Когда директора школы Филипа в начале Первой мировой войны призывают в армию, он не может оставить жену, молодую учительницу, совсем без защиты и, не найдя никого другого, кто согласился бы присмотреть за Леей, берет бесу с школьного сторожа Азема, что тот будет её оберегать от всего, а также и сам до неё не дотронется. Так начинается история их вынужденной жизни под одной крышей. Её не любят, потому что она не сербка, поговаривают даже, что шпионка. Его не любят, потому что албанец, а их в Сербии считают людьми второго сорта. Всё, что им остается - держаться друг друга. Но не прикасаться, потому что беса.