Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Мультфильм
Алиса

Neco z Alenky, Чехословакия, Швейцария, Великобритания, Германия, Чехия, 1988
О фильме
  • Алиса – афиша
  • Алиса – афиша
  • Алиса – афиша
  • Алиса – афиша
  • Алиса – афиша
Мультфильм, Приключение, Комедия
18+
Ян Шванкмайер
3 августа 1988
1 час 26 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Яна Шванкмайера

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
26 марта 2012

"Это будет сказка для детей", заявляет автор в самом начале своего дебютного полнометражного фильма, но тем, кто уже видел его более ранние и более короткие анимационные работы, чуть позже не удивятся, что этот фильм окажется настолько "детским", насколько детским могут быть ранние произведения Линча или Аррабаля, что понятие "детской сказки" будет несколько размыто, насколько может быть "детской сказкой" алхимический кошмар, в котором вроде бы неживые вещи вполне себе бегают, прыгают, а иногда даже пытаются говорить. В принципе, в фильме режиссер старается придерживаться оригинального произведения, но сколько бы ни было экранизаций знаменитой и даже культовой книги Льюиса Кэрролла, шванкмайеровская версия - одна из самых странных и оригинальных. Здесь носки могут прорывать в полу дыры, чучела - оживать, дверцы столов - служить дырами в измерениях, а обычные вещи - скрывать вещи и героев, взятых из настоящих приключений кэрролловской Алисы. Порой же Шванкмайер даже зачитывает отрывки из книги, но при этом придают тому миру, что создал великий аниматор, лишь дополнительный уровень абсурда.

По сути главным героем этого варианта бессмертного произведения становится пугающий, агрессивный и жестокий мир, состоящий из досок, дверей, крышек, бесконечно движущегося по своим траекториям предметов, тканей. Тот мир, в который постепенно проваливается милая девочка, сначала из чистого любопытства, как и полагается Алисе, а потом потому, что иначе уже никак. Постепенно главными персонажами становятся цвета, материалы, вещи, а единственная человеческая фигура превращается в деталь интерьера, в лучшем случае - палочкой невидимого дирижера, на которую все, конечно смотрят, но каждый понимает, что музыка звучит не потому, что она порхает в воздухе.

Еще одним важным отличием этой версии "Алисы" является тот факт, что чешский маг и кудесник перенес действие со странных, но вполне обычных с точки зрения логики книги равнин, лесов и замков Зазеркалья в настоящее, пугающее, удушающее своим ощущением клаустрофобии зазеркалье маленьких комнат, полной коробок, столов, давящих со всех сторон стен и потолков. Все это скорее напоминает чье-то истерзанное подсознание, что гораздо больше подходит для сна Алисы, чем какие-то психоделические ландшафты, наполненные неведомыми зверушками. Это более современный взгляд, более реалистичный, даже если он проходит по разделу с приставкой "сюр", и поэтому гораздо более пугающий, чем любая версия "Алисы", что была снята и, наверное, будет.

1
0
7
17x17
258 отзывов, 293 оценки, рейтинг 169
16 июля 2010

Не могу сказать что "Алиса в стране чудес" для меня была любимой сказкой в детстве. Скорее я вообще в неё не втыкал, хотя, возможно, впечатление было сорвано дурацким советским мультфильмом, в котором у Алисы было некрасивое вытянутое лицо, и в котором она вслух комментировала всё происходящее.
Теперь, по истечении некоторого времени, можно сказать, что сказка в общем то не совсем детская. Переполненная аллегориями, сносками и пародиями на нравы и устои британского общества, "Алиса" поддаётся переосмыслению только сейчас. Именно сюрреалистический сюжет вкупе со множеством ярких персонажей и загадок делают её так часто экранизируемой. Недавно это сделал Тим Бартон, а ещё раньше, в 1988 году, чешский аниматор Ян Шванкмайер (Jan Švankmajer).

Местом действия служит деревенский дом, в котором проживает маленькая девочка Аленка (Kristýna Kohoutová), которой очень-очень скучно. Увидев оживающего из чучела белого кролика, она следует за ним, и вскоре события начинают меняться с калейдоскопической быстротой...

Зная Шванкмайера совершенно не удивительно, что "страна чудес" и её обитатели была созданы из находившихся в доме предметов интерьера. Так, например, сумашедший шляпник был создан из какого-то деревянного тотема, мартовский заяц - из заводной плюшевой игрушки, а королева с её свитой - из фигурок вырезанных из карт. Играя с масштабами, разбавляя сценки черным юмором (чего стоит только одна сценка с плачущим поросёнком) и сознательно убирая некоторых героев, Шванкмайер делает очень вольную интерпретацию, в которой точность не является главным приоритетом. Куда более важным является показ темной стороны сказки - этих детских фобий. Например падение в кроличью нору превращается в поездку на лифте мимо полок с вареньем и не бог весть как оказавшихся там скелетами рыб и птиц. Так и вспоминаю детство - бр-р-р.

А вообще самым удивительным тут является то, насколько невозмутимой все время остаётся маленькая девочка, играющая Аленку.

Пожалуй единственным минусом фильму может служить звуковое сопровождение - всё-таки акцент на скрежещущие металлические звуки не всегда себя оправдывает.

1
0

Подборки Афиши
Все