Бабушка из Ставрополя приезжает в Чечню к внуку-контрактнику и на месте знакомится с ситуацией. Что-то смекнув, уезжает. По общему мнению, Вишневская символизирует таким образом Родину-мать.
Драма |
12+ |
Александр Сокуров |
25 мая 2007 |
3 июня 2007 |
1 час 30 минут |
Пожилая женщина Александра Николаевна (Вишневская) приезжает в Чечню. Тяжело спускается с бронепоезда, тяжело поднимается на танк, опираясь на руки солдат, — по-другому до военной части не доберешься. Там в огороженных колючей проволокой бараках живут рядовые и офицеры, один из которых — ее внук. Она проведет с ним несколько дней, сходит в самоволку на местный базар, где познакомится с чеченцами, а потом сядет на поезд и уедет обратно в Ставрополь.
Новый фильм Сокурова легко понимать как очередную притчу — их всегда был перебор в нашем кино, в том числе и о Чечне. В героине Вишневской невозможно не разглядеть Родину-мать. Внук ее Денис — архетипический русский солдат на кавказской войне, он даже разговаривает, как Печорин.
Но даже если это и притча, то точно не «очередная». «Александра» состоит в каких-то совершенно новых, неожиданных взаимоотношениях с реальностью. Выжженный солнцем и цветокоррекцией клочок земли за колючей проволокой можно было снять в павильоне или в Дагестане, но Сокуров снимает его в Грозном и Ханкале. Перфекционизм его не напрасен: подлинность натуры (как и парадоксальная правдивость неестественных диалогов) воздействует на зрителя совершенно иррациональным образом. Если может существовать документальная притча — то это она. В «Александре» ничего не сделано в лоб. Все, что может напугать, остается за кадром — в фильме не звучит ни один выстрел. Но вот утром солдаты чистят оружие — значит, ночью была стрельба? Вот двух рядовых как бы невзначай утаскивают за ворота местные жители. Посадят в зиндан? Про дедовщину тоже ни слова, но куда эти трое повели одного? Миссия Александры также остается непроясненной (не говоря уже про тайну их общего с Сокуровым имени-отчества). Вишневская ничего не играет: она живет в этой картине — ворчит, принимает помощь окружающих как должное, игнорирует фронтовую дисциплину, опасность. Не собирается никого жалеть, никого спасать. Как и полагается Родине, она придирчиво инспектирует, но не дает советов, не утешает внука, ничего не отвечает чеченцу, который просит: «Отпустите нас». Но все — и военные, и чеченцы — как-то естественно и без усилий признают ее право и на ворчание, и на собственную железную волю.
Определенности, политических деклараций нет и в диалогах. Бабушка встречает внука после семилетней разлуки и говорит ему, что все мужчины прекрасны. Внук отвечает: «Все женщины одинаковы» и «Офицером себя не чувствую, потому что много народу пострелял». Вопрос про зинданы Александра Николаевна чеченке задать не решается — говорят про старость, качество чая и про то, что все женщины — сестры.
Но помимо странных разговоров есть в этом фильме еще безмолвный контакт глаза в глаза, есть обмен какой-то невербальной информацией, всепроникающее понимание, исходящее от героини Вишневской, — и этот скрытый энергетический поток подхватывает тебя и несет через весь фильм, как солдаты несут на руках Родину-мать, Александру Николаевну.