Фильм

Фильм Удалить историю

Effacer l'historique (2020, Франция, Бельгия), IMDb: 5.8

1/7

Сатирическая комедия про общество потребления

Французский режиссерский дуэт Бенуа Делепина и Гюстава Керверна привез один из самых смешных фильмов фестиваля — сатиру на общество потребления и развитых технологий. Трое главных героев — друзья средних лет с ворохом проблем: у одного, по собственному признанию, есть кредитки всех банков во Франции, вторая — таксистка, которая не может получить больше одной звездочки в мобильном приложении, третью шантажирует эротическим видео студент, с которым она случайно переспала. Кроме того, среди действующих лиц фигурируют безразличные бюрократы, приветливые извращенцы в офисных костюмах, хакер по имени Бог и критик либерального общества Мишель Уэльбек. Под конец фильма становится скорее грустно, чем смешно, — развитой (и в смысле своей изощренности) капитализм отчуждает человека от самого себя и того, что действительно важно (есть, например, линия, разительно напоминающая фильм «Она» Спайка Джонза), но режиссеры картины показывают средство, как его победить, — смех.

СтранаФранция, Бельгия
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода24 февраля 2020
Дата выхода в России15 октября 2020
Возрастное ограничение16+

Режиссеры фильма «Удалить историю»

Рецензия «Афиши» на фильм «Удалить историю»

7

Французская сатира на тему виртуальной экономики (с Мишелем Ульбеком)

Трое уже не юных французов, живущих по соседству где‑то в провинции, сталкиваются с неразрешимыми, кажется, проблемами интернет-века. Безработная Мари (Бланш Гарден), от которой ушел муж вместе с 15-летним сыном, и так вынуждена распродавать мебель, а тут еще молодой негодяй, с которым она спьяну переспала, шантажирует ее секс-видео. Кристин (Коринна Мазьеро), которую тоже бросил муж из‑за сериальной зависимости, работает шофером в частном сервисе, но клиенты неизменно ставят ей одну звездочку. Наконец, вдовец Бертран (Дени Подалидес), держащий небольшую мастерскую, по уши в кредитах, пытается помочь дочери, которую травят в школе, и вдобавок влюбляется в островной акцент телефонной спамерши с Маврикия по имени Миранда, которая пытается продать ему веранду.

Авторы фильма Бенуа Делепин и Гюстав Керверн — среди ведущих сатириков Франции; режиссерским дуэтом они выпустили десяток фильмов («Заброшенные», «Большая вечеринка», «Луиза-Мишель» и другие), а до этого уже были звездами могучего юмористического подразделения Canal+ с издевательскими передачами про вымышленную страну Гроландию. «Удалить историю» — их лучшая, пожалуй, работа за долгое время; точно самая смешная. Это вполне народное кино, но фильм хорошо приняли в феврале на Берлинском фестивале, и он даже получил там одного из «Серебряных медведей».

Рецепт у Делепина и Керверна с годами меняется минимально. Стиль — помесь телевизионного скетча и Аки Каурисмяки (к которому дуэт вполне артикулированно питает слабость: неслучайно в первом же их фильме герои — в исполнении самих авторов — отправлялись в Финляндию). Жанр — слегка тяжеловесная черная (иногда очень, в этот раз умеренно) абсурдистская комедия, часто с элементами роуд-муви. Тематика, как правило, — бездушный сюрреализм новой экономической реальности. Герои — пролетарии или, как здесь, нижняя прослойка среднего касса, выброшенные этой реальностью на обочину, но отказывающиеся сдаваться.

Кажется, «желтые жилеты» были только вчера, а Бертран, Мари и Кристин уже с ностальгией вспоминают, как познакомились на демонстрации. Французы — деятельный народ, и за то время, которого персонажу Каурисмяки хватило бы только на то, чтобы с невозмутимым видом выкурить сигарету под меланхоличный финский блюз, они успевают оформить грабительский кредит, устроиться на паршивую работу, а то и слетать в дата-центр «Гугла» в Калифорнии. В этом и суть делепин-кервернского кинематографа: маленький человек спасется слабоумием и отвагой, наивной душевностью и солидарностью.

В фильме так много гэгов, что часть из них неизбежно попадает в молоко. Сценки вроде той, где женщина умиляется подростку, читающему книгу на соседнем сиденье, а он сообщает, что книга называется «Как выбрать мобильный телефон», не особенно украсили бы и юмористическую передачу, не то что кино. Но здесь есть, скажем, десяток очень смешных эпизодов (с автоматическим переводчиком, например, или велокурьером), и еще пара десятков — просто смешных; поверьте, это более чем достойная статистика для комедии. Плюс короткие выходы местных звезд: Венсан Лакост, Бенуа Пельворд, даже писатель Уэльбек, давний товарищ режиссеров, в самоубийственном камео. Также попытайтесь найти Жана Дюжардена.

Конечно, это абсолютно бумерский юмор, и авторы, которым по 60, — настоящие бумеры, а не в популярном значении «все, кто старше 25». Но, возможно, именно эта возрастная перспектива дает им хороший обзор: кто еще в 2020-м решится сочинять шутки про длинные пароли в интернете или кроссовки за 700 евро. Надо сказать, ветераны вполне уверенно чувствуют себя в мире кол-центров, «Убера» и «Авито». Да и почему бы нет: то, что капиталистическая эксплуатация человека человеком теперь называется «sharing economy», никак не изменила ее суть, о чем этот временами неловкий, но искренний и остроумный фильм нам и напоминает.

16 октября 2020
Читайте также
Лучшие комедии 2020 года
Лучшие комедии 2020 года
19 января 2021
Кинопремьеры недели: «Лето 85-го», «Гипноз» и «Удалить историю»
Кинопремьеры недели: «Лето 85-го», «Гипноз» и «Удалить историю»
14 октября 2020
Что смотреть на кинофестивале Strelka Film Festival by Okko? Хиты «Сандэнса» и Берлинале!
Что смотреть на кинофестивале Strelka Film Festival by Okko? Хиты «Сандэнса» и Берлинале!
27 августа 2020
Лучшие фильмы и сериалы 70-го Берлинского кинофестиваля: выбор кинокритиков «Афиши»
Лучшие фильмы и сериалы 70-го Берлинского кинофестиваля: выбор кинокритиков «Афиши»
4 марта 2020