Фильм

Фильм Удалить историю

Effacer l'historique, Франция, Бельгия, 2020

Удалить историю – афиша
1/8

Сатирическая комедия про общество потребления

Французский режиссерский дуэт Бенуа Делепина и Гюстава Керверна привез один из самых смешных фильмов фестиваля — сатиру на общество потребления и развитых технологий. Трое главных героев — друзья средних лет с ворохом проблем: у одного, по собственному признанию, есть кредитки всех банков во Франции, вторая — таксистка, которая не может получить больше одной звездочки в мобильном приложении, третью шантажирует эротическим видео студент, с которым она случайно переспала. Кроме того, среди действующих лиц фигурируют безразличные бюрократы, приветливые извращенцы в офисных костюмах, хакер по имени Бог и критик либерального общества Мишель Уэльбек. Под конец фильма становится скорее грустно, чем смешно, — развитой (и в смысле своей изощренности) капитализм отчуждает человека от самого себя и того, что действительно важно (есть, например, линия, разительно напоминающая фильм «Она» Спайка Джонза), но режиссеры картины показывают средство, как его победить, — смех.

СтранаФранция, Бельгия
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода24 февраля 2020
Дата выхода в России15 октября 2020
Возрастное ограничение16+

Режиссеры фильма «Удалить историю»

Рецензия «Афиши» на фильм «Удалить историю»

7

Французская сатира на тему виртуальной экономики (с Мишелем Ульбеком)

Трое уже не юных французов, живущих по соседству где‑то в провинции, сталкиваются с неразрешимыми, кажется, проблемами интернет-века. Безработная Мари (Бланш Гарден), от которой ушел муж вместе с 15-летним сыном, и так вынуждена распродавать мебель, а тут еще молодой негодяй, с которым она спьяну переспала, шантажирует ее секс-видео. Кристин (Коринна Мазьеро), которую тоже бросил муж из‑за сериальной зависимости, работает шофером в частном сервисе, но клиенты неизменно ставят ей одну звездочку. Наконец, вдовец Бертран (Дени Подалидес), держащий небольшую мастерскую, по уши в кредитах, пытается помочь дочери, которую травят в школе, и вдобавок влюбляется в островной акцент телефонной спамерши с Маврикия по имени Миранда, которая пытается продать ему веранду.

Авторы фильма Бенуа Делепин и Гюстав Керверн — среди ведущих сатириков Франции; режиссерским дуэтом они выпустили десяток фильмов («Заброшенные», «Большая вечеринка», «Луиза-Мишель» и другие), а до этого уже были звездами могучего юмористического подразделения Canal+ с издевательскими передачами про вымышленную страну Гроландию. «Удалить историю» — их лучшая, пожалуй, работа за долгое время; точно самая смешная. Это вполне народное кино, но фильм хорошо приняли в феврале на Берлинском фестивале, и он даже получил там одного из «Серебряных медведей».

Рецепт у Делепина и Керверна с годами меняется минимально. Стиль — помесь телевизионного скетча и Аки Каурисмяки (к которому дуэт вполне артикулированно питает слабость: неслучайно в первом же их фильме герои — в исполнении самих авторов — отправлялись в Финляндию). Жанр — слегка тяжеловесная черная (иногда очень, в этот раз умеренно) абсурдистская комедия, часто с элементами роуд-муви. Тематика, как правило, — бездушный сюрреализм новой экономической реальности. Герои — пролетарии или, как здесь, нижняя прослойка среднего касса, выброшенные этой реальностью на обочину, но отказывающиеся сдаваться.

Кажется, «желтые жилеты» были только вчера, а Бертран, Мари и Кристин уже с ностальгией вспоминают, как познакомились на демонстрации. Французы — деятельный народ, и за то время, которого персонажу Каурисмяки хватило бы только на то, чтобы с невозмутимым видом выкурить сигарету под меланхоличный финский блюз, они успевают оформить грабительский кредит, устроиться на паршивую работу, а то и слетать в дата-центр «Гугла» в Калифорнии. В этом и суть делепин-кервернского кинематографа: маленький человек спасется слабоумием и отвагой, наивной душевностью и солидарностью.

В фильме так много гэгов, что часть из них неизбежно попадает в молоко. Сценки вроде той, где женщина умиляется подростку, читающему книгу на соседнем сиденье, а он сообщает, что книга называется «Как выбрать мобильный телефон», не особенно украсили бы и юмористическую передачу, не то что кино. Но здесь есть, скажем, десяток очень смешных эпизодов (с автоматическим переводчиком, например, или велокурьером), и еще пара десятков — просто смешных; поверьте, это более чем достойная статистика для комедии. Плюс короткие выходы местных звезд: Венсан Лакост, Бенуа Пельворд, даже писатель Уэльбек, давний товарищ режиссеров, в самоубийственном камео. Также попытайтесь найти Жана Дюжардена.

Конечно, это абсолютно бумерский юмор, и авторы, которым по 60, — настоящие бумеры, а не в популярном значении «все, кто старше 25». Но, возможно, именно эта возрастная перспектива дает им хороший обзор: кто еще в 2020-м решится сочинять шутки про длинные пароли в интернете или кроссовки за 700 евро. Надо сказать, ветераны вполне уверенно чувствуют себя в мире кол-центров, «Убера» и «Авито». Да и почему бы нет: то, что капиталистическая эксплуатация человека человеком теперь называется «sharing economy», никак не изменила ее суть, о чем этот временами неловкий, но искренний и остроумный фильм нам и напоминает.

16 октября 2020
Читайте также
Лучшие комедии 2020 года
Лучшие комедии 2020 года
Лучшие комедии 2020 года
25 кинопремьер октября
25
кинопремьер октября
25 кинопремьер октября
Что смотреть на кинофестивале Strelka Film Festival by Okko? Хиты «Сандэнса» и Берлинале!
Что смотреть на кинофестивале Strelka Film Festival by Okko? Хиты «Сандэнса» и Берлинале!
Что смотреть на кинофестивале Strelka Film Festival by Okko? Хиты «Сандэнса» и Берлинале!
Лучшие фильмы и сериалы 70-го Берлинского кинофестиваля: выбор кинокритиков «Афиши»
Лучшие фильмы и сериалы 70-го Берлинского кинофестиваля: выбор кинокритиков «Афиши»
Лучшие фильмы и сериалы 70-го Берлинского кинофестиваля: выбор кинокритиков «Афиши»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость