Чеховские мотивы
Несмотря на то, что действие фильма происходит в яркой и аутентичной атмосфере провинциально-туристической Португалии, где из окна старого трамвайчика видно море, небольшие домики по-гречески окрашено в бело-синие тона, а древние храмы хранят свои наивные легенды, во время просмотра меня не покидала мысль о том, насколько театрально само действие, которое прекрасно бы чувствовало себя на страницах чеховских пьес.
Однако, эти пейзажи неспроста окружают героев: природа, культура, быт - человек проходит сквозь эти по меркам его существования вечные вещи, а они остаются, будь ты даже всеми любимая актриса - никого не пощадит время. И оставить после себя она хочет не какую-то вещь, но почет и память именной стипендии начинающим актерам.
Фортепианная музыка служит картине лаконичным фоном - когда главная героиня садится за рояль, то играет нечто похожее на сонаты Шуберта - как бы то ни было, этот оммаж "Пианистке" читается запросто, но больше ли он, нежели просто интертекст? В любом случае, это кино по экспрессии и накалу страстей значительно уступает шедевру Ханеке - здесь все тихо и спокойно, самой напряженной сценой можно назвать разве что потерю золотого браслета, заявленная цена которого, кажется, больше бюджета самого фильма.
Интересно заметить, что, по-всякому вертя героями своей картины, Сакс показывает нам всевозможные стадии человеческих отношений: встречу, разрыв, возвращение, поиски, открытие нового в себе, теплая долговременная привязанность - словно режиссер говорит нам, что все проходит, но впереди - новый этап, новый рассвет.