Фильм

Фильм Синонимы

Synonymes (2019, Франция, Израиль, Германия), IMDb: 6.4

6.8
6.4
1/9

Космополитичная история про израильтянина в Париже

Новая работа израильского режиссера Надава Лапида, снятая при этом почти полностью в Париже и за редкими исключениями целиком на французском языке, — гимн мятущейся юности и космополитизму. Красивый еврейский юноша Йоав (Том Мерсье) переезжает в Париж, где пытается отринуть свое прошлое и через подражание стать настоящим французом: живет как клошар, ходит в горчичном пальто, учит язык по словарю синонимов, водит дружбу с парнем и девушкой, каждый из которых неровно дышит к новоиспеченному эмигранту. Израильтянин живописно шатается по улицам города любви, и всю дорогу очень заметна авторская неподдельная нежность к персонажу: для Лапида эта история автобиографична, он тоже сбегал от себя в столицу Франции, но нового себя он там так и не нашел. Зато теперь самобытнейший режиссер Лапид, ранее известный в основном профессионалам и завсегдатаям фестиваля в Локарно, вполне может стать широко известным в уже не таких узких кругах.

СтранаФранция, Израиль, Германия
ЖанрыДрама
РежиссерНадав Лапид
Продолжительность2 часа 3 минуты
Дата выхода10 февраля 2019
Дата выхода в России25 апреля 2019
Возрастное ограничение18+

Рецензия «Афиши» на фильм «Синонимы»

7Последняя «хава нагила» в Париже

Спортивный молодой человек (Том Мерсье) с проколотой губой и рюкзаком за плечами стремительно движется по парижским улицам. Он заходит в османовский дом и, нашарив ключ под ковриком, попадает в огромную, абсолютно пустую парижскую квартиру. Пока, пытаясь согреться, он сидит в ванной, все его вещи загадочным образом пропадают. От смерти вследствие гипотермии его спустя какое-то время спасут соседи — юный наследник миллионов Эмиль (Кантен Дольмер) и его подружка Каролин (Луиза Шевийотт), которая играет на гобое. Самого героя, как выяснится, зовут Йоав, и он сбежал в столицу Франции из Израиля, где ему стало невыносимо.

Самый яркий — не считая удивительного экскурса Фатиха Акина в Гамбург 1970-х — конкурсный фильм Берлинале-2019 поставил Надав Лапид, очередная надежда израильского кино, традиционно довольно безнадежного. Это третья его полнометражная картина; предыдущую в прошлом году пересняли в США как «Воспитательницу» с Мэгги Джилленхол. Если верить 43-летнему режиссеру, «Синонимы» — фильм во многом автобиографический, поскольку сам он в нулевые пытался навсегда остаться в Париже.

Это нервное, непредсказуемое, претенциозное, дикое, раздражающее, поэтичное, наивное, злое, полностью обнаженное кино, которое стоит хотя бы из любопытства пережить, даже если потом вы будете об этом немного сожалеть. Регулярно обнажен и главный герой — в абсолютно безбашенном, иначе не скажешь, исполнении израильского актера Мерсье. Его Йоав адаптируется в Париже методом погружения: он отказывается говорить на иврите даже с теми, кто его понимает, и повсюду ходит с французским словарем, зубря синонимы. Ясно, что у Мерсье такая фамилия неслучайна: французский героя, несмотря на легкий акцент, неправдоподобно близок к идеальному.

Лапид повторяется, не знает, когда остановиться, и колотится головой не только в закрытые двери, но и в открытые, — но все это от безапелляционной и в конечном счете заразительной убежденности, что ему есть что сказать. Режиссер совсем не гонится за реализмом, хотя в каких-то деталях подчеркнуто точен (например, цена измельченных томатов в самом дешевом супермаркете). При этом Йоав активно сопротивляется туристическому шарму Парижа, на улицах принципиально не поднимая головы, особенно на берегах Сены, а на работу устраивается охранником в израильское посольство. Впрочем, ненадолго; вскоре ему придется позировать голым для человека с айпэдом, который будет просить его засунуть палец себе в задницу и сказать что-нибудь страстное на иврите.

Париж для Лапида (тут он, ясно, не одинок) — город кинематографический: роскошное пальто верблюжьего цвета, в котором благодаря щедрости Эмиля ходит Йоав — такой же очевидный привет «Последнему танго», как отношения Йоава с его спасителями — привет «Мечтателям». Приветы, впрочем, иронические и, кажется, довольно злобные. Персонаж Дольмера (звезда «Трех воспоминаний моей юности» Деплешена) с его пачками евро и водолазками, задумчивый буржуа, безуспешно сочиняющий дурной роман и с первого взгляда влюбляющийся в героя, выглядит ничуть не дружеской карикатурой на типажи новой волны — равно как и его томная подружка, которую определяют гобой и беспорядочные связи.

Позади, в Израиле, осталась бесконечная война и культура поведения, построенная на этой войне. Йоав, естественно, служил в армии и остался очевидно этим травмирован (хотя флешбэки на этот счет носят откровенно комический характер), а его новые товарищи из числа парижских израильтян — карикатурные мачо, которые при знакомстве молча начинают бороться, а на прохожих набрасываются со словами «я еврей!». Любопытно, что «Синонимы» поддержаны израильским минкультом; то ли там невнимательно прочитали сценарий, то ли решили, что одна из его центральный идей: от родины, так сказать, никуда не денешься — звучит достаточно патриотично, чтобы закрыть глаза на все остальное.

В каком-то смысле это очень частная история — про израильскую, еврейскую идентичность, про особенности натурализации во Франции (замечательные абсурдные сцены в соответствующем центре, где людей заставляют петь «Марсельезу» и учить президентов, «дʼЭстена можете называть Валери»). Но тут, несомненно, спрятан и универсальный опыт, размышление на тему того, где кончаешься ты и начинается твоя страна. Тему популярную, кстати, и в России, но в нашем кинематографе пока осмысленную на уровне «Мальчик, ты не понял, водочки нам принеси».

18 февраля 2019
1

Давно я такого сюра не видел, ничего про Париж там нет, можно было это снять где угодно. Все что ты ждешь весь фильм, это когда начнется хоть какой то сюжет и ты не уходишь и смотришь этот псевдо творчество, пока не наступают титры. Лучшем трейлером к фильму была бы сцена, когда он себе палец в анальное отверстие засовывает, это все что надо знать об этом фильме. шлак

27 апреля 2019
9

Кто он - парень с пирсингом в губе, с крупным членом, мастурбирующий под душем ? Как и зачем он оказался в этом месте ? Мужчина, у которого есть только имя и больше ничего нет. Живущий на 1 евро в день, готовый забыть родной язык, ради того чтобы стать французом. Герой в поиске сердца города. Где оно спрятано, если не в архитектуре и не в красивых девушках ? Неподозревающий, что найдя сердце, оно разрушит все его мечты.
В нем нет того романтизма как в "Мечтателях". Холодный, как поздняя осень в Париже, иногда жестокий и бескомпромиссный.
Кино для лириков, не чуждых к написанию романов и музыки.

25 апреля 2019
9

Моментами хочешь выйти из зала, потому что не веришь происходящему и не видишь того глубинного смысла, который, вероятно, хотели донести режиссёр и сценарист. Стереотипы о приезжих, о Франции, о людях. (Не всегда точные и нужные). Приятные актёры, чудесное горчичное пальто и, знаете, сходите сами, чтобы оценить именно своими глазами и умом.

21 мая 2019
9

Вцелом понравилось. Герой бежал от одной системы и попал в другую и опять бегство. Интроверт не способный на чувства

17 мая 2019
1

Вроде это арт-хаус и должен быть особый смысл..
Но как-то ну никак и сюжета, как такового ,нет
И зачем главному герою постоянно светить писькой?

15 мая 2019
Все отзывы
Читайте также
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
27 декабря 2019
Фильмы на выходные: «Синонимы», «Пираньи Неаполя» и «По воле божьей»
Фильмы на выходные: «Синонимы», «Пираньи Неаполя» и «По воле божьей»
26 апреля 2019
10 увлекательных фильмов с самого скучного Берлинского кинофестиваля
10
увлекательных фильмов с самого скучного Берлинского кинофестиваля
18 февраля 2019
20 сериалов декабря: продолжение «Ведьмака», финал «Бумажного дома»
20
сериалов декабря: продолжение «Ведьмака», финал «Бумажного дома»
30 ноября 2021